Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лонгитюдинальный (лонгитюдный) метод. Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования (теоретическим - в виде концепций




Комплексный метод

Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования (теоретическим - в виде концепций, практическим - в виде определенных рекомендаций к совершенствованию или созданию нового средства обучения, диагностики и лечения, управления и т.п.)

К наиболее сложившимся и проверенным на опыте организационным методам относится сравнительный метод, видоизменяющийся в различных психологических дисциплинах. Суть сравнительного метода: сравнение психологических особенностей вычлененных по различным критериям “выборок”, т.е. групп испытуемых. В эволюционной биопсихологии, носящей также название сравнительной, где впервые был предложен данный метод, исследование организуется сопоставлением (одновременным и последовательным) разных ступеней эволюции или разных уровней развития по определенным параметрам. Первоначально сравнительный метод применялся в целях изучения филогенеза поведения и психической деятельности, но затем был специально применен для изучения онтогенетической эволюции, например у приматов. Сравнительный метод как общий в организации исследования, направляющий его ход и регулирующий взаимодействия всех методик, широко применяется в общей психологии (как сопоставление различных контингентов испытуемых или “выборок”), в специальной психологии (различных типов малых групп, демографических, профессиональных, этнографических и других контингентов), в патопсихологии и психодефектологии (сравнение людей с дефектами: сенсорными, моторными, интеллектуальными, со здоровыми, нормально видящими, слышащими и т.д.).

Сравнительный метод до середины 60-х годов был главным и наиболее распространенным для организации всего исследовательского цикла в возрастной психологии. Параллельно с ним в возрастной или генетической психологии стал разрабатываться и применяться лонгитюдинальный метод. (Р.Заззо) Лонгитюдинальный метод более точен в определении возможностей развития, и его преимущество перед сравнительным методом при решении двух проблем: 1) предвидение дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического прогноза; 2) определение генетических связей между фазами психического развития. Лонгитюдинальный метод устраняет такой серьезный недостаток сравнительного, как уравнение всех индивидов данного возраста и данной популяции, которые на самом деле не могут оказываться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем. Лонгитюдинальный метод сложнее сравнительного метода, он более индивидуализирован и поэтому применим в организации исследования в области возрастной и генетической психологии.

Путь непрерывного прослеживания хода психического развития заранее определен программой, рассчитанной на ряд лет; на короткие дистанции применение его неэффективно. Длительное наблюдение и постоянное воспроизведение тех или иных функциональных проб (тестов), сопоставимых по определенным критериям экспериментальных заданий, при одновременном использовании других методов (биографического, анализа продуктов деятельности и т.д.) - все это характеризует полиоперациональный состав лонгитюдинального метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла.

Комплексный метод направлен на построение такого исследовательского цикла, который обеспечивал бы в будущем построение концепции целостности изучаемых феноменов. Комплексный метод предполагает использование в исследовании конкретного феномена методов различных научных дисциплин. Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами, периодическим сопоставлением данных и их обобщением, главным образом касающихся связей и взаимосвязей между явлениями разного рода (например, физического и психического развития, социального статуса личности и ее характерологических свойств, экономических показателей производительности труда и индивидуального стиля трудовой деятельности и т.д.). Комплексные исследования предъявляют особые требования к построению оптимальных режимов исследования, оперативного управления разнородным составом методик, с помощью которых добывается и обрабатывается (особенно статистически) большой материал, на основании которого делаются выводы о совершенствовании тех или иных областей практики.

Вторую, самую обширную группу методов, составляют эмпирические способы добывания научных данных, образования фактов. В свою очередь эта группа методов может быть разделена на две большие подгруппы, в зависимости от особенностей получаемых фактов. Основные методы - это методы позволяющие получать еще неизвестные науке данные о психической реальности, они позволяют раскрывать общие законы и закономерности, механизмы и особенности психических явлений. Вспомогательные методы - это методы, которые позволяют выявить проявление общих законов, закономерностей и механизмов в индивидуальной психике и поведении конкретного человека, определить индивидуальные особенности его психики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.