Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции Н. В Сильченко




Академия МВД

Под сущностью государства можно понимать устойчивые свойства, особенности, качества, которые всегда присутствуют в государственно- организованном обществе, характеризующих общество, организованное в государство, или общество, организованное как государство, и которые обеспечивают тождественность государственно- организованного общества самому себе. Тождество обеспечивается системой (совокупностью) устойчивых и неизменных качеств. Иными словами, сущность государства - это самое устойчивое в государстве, это то содержание государства, который делает государство государством и без которого государство не может существовать.

Для выяснения устойчивых качеств, присущих государству, используются различные подходы. Одним из них является толкование содержания терминов, с помощью которых обозначается государственно- организованное общество. Этимология слова позволяет определить отдельные черты изучаемого явления. Известно, что в древних славянских летописях и других источниках государство (государственно- организованное общество) обозначалась различными терминами: «княжество», «королевство», «земля», «волость», «город». При этом терминами «княжество», «королевство» обозначали преимущественно характер верховной власти в государственно- организованном обществе, а термины «земля», «волость», «город» использовали для обозначения территориальных границ государственно- организованного общества, а также характера связей между верховной властью и местной властью или властью, которая существовала в определенной части государственно- организованного общества. После того, как был найден единственный, универсальный термин для обозначения всех проявлений государственно- организованного общества - государство, дальнейшие поиски сущности государственно- организованного общества путем этимологии термина стали непродуктивными.

Вторым из подходов к определению сущности государства стал преимущественно эмпирический путь формулирования наиболее отличительных и устойчивых признаков, которые наиболее ярко характеризовали государственно- организованное общество в качестве относительно самостоятельной реальности. Данный подход позволил определить, что самые устойчивые признаки государства: а) наличие в обществе отдельной публичной власти, которая не совпадает со всем населением; б) наличие населения, от имени которого выступает государство и интересы которого она изучает и представляет, в) наличие территории, на которой постоянно проживает население, от имени которого действует отдельная публичная власть и на которой отдельная публичная власть проявляет свою деятельность.

После того, как было определено, что в отдельной публичной власти в концентрированной форме, как в отдельной капли воды, отражаются все особенности и свойства государственно- организованного общества, задача определения сущности государства упростилась. Стало нужным определить самое главное и самое устойчивое в отдельной публичной власти, которая всегда присутствует в государственно- организованном обществе и без которой государственно- организованного общества не существует. Наилучшим образом это можно сделать путем ответа на два тесно взаимосвязанные вопросы: а) как и почему возникла отдельная публичная власть (государство) в жизни общества; б) какое назначение имеет отдельная публичная власть (государство) в жизни общества.

Надо отметить, что, несмотря на разность взглядов среди ученых о причинах и конкретно- исторических механизмах происхождения государства между ними, как представляется, не существует принципиальных расхождений в том, что государство в виде отдельной публичной власти «выросла» из потребностей самого общества. Отдельная публичная власть появилась в обществе потому, что предыдущая форма организации власти, которая была присуща первобытному обществу, не могла в условиях социальной неоднородности общества и существования противоречивых интересов гарантировать целостность общества, обеспечить необходимые условия для его функционирования и саморазвития.

Более сложным оказалось сформулировать ответ на вопрос о назначении отдельной публичной власти в жизни общества. Дело в том, что исторический опыт развития и функционирования отдельной публичной власти свидетельствует о следующем: 1) государство в форме отдельной публичной власти очень часто использовалась ранее и используется сегодня для обеспечения интересов какой-то части общества. При этом под частью общества понимают либо определенные классы, касты или какие-то другие группы населения; 2) отдельная публичная власть (государство) во все времена своего существования в большей или меньшей степени, но всегда, обеспечивала общие (Общесоциальные) интересы всего сообщества, от имени которой она всегда выступала и которой она руководит.

Обеспечение, осуществление государством Общесоциальные интересов часто в научной и учебной литературе обозначается в качестве выполнения государством функции «общих дел». Одновременно следует отметить, что в юридической литературе встречаются суждения о наличии среди функций государства в качестве самостоятельной функции общих дел. Представляется, однако, что функция ведения общих дел - это Общесоциальные задачи, которые решает государство во все времена своего существования. Правда, состав, система этих дел меняются, но они всегда присутствуют в каждом государстве. Общие дела присутствуют в каждой из тех самостоятельных внутренних и внешних функций, которые присущи государству - в экономической, социальной, политической, прыродарэсурсавай и т.д.

Можно привести достаточно исторических примеров и доказательств в пользу того, что современная цивилизованное государство (современная отдельная публичная власть) предпочитает Общесоциальные интересам. Но в то же время нельзя утверждать, что для этого государства не существует понятия «вузкакласавага» интереса и она не осуществляет таких мероприятий и дел, которые бы соответствовали интересам отдельных групп населения. Дело здесь в том, что ни одно государство не может отказаться от того, чтобы проводить в жизнь «вузкакласавыя интересы». Государство появилось на свет потому, что она смогла обеспечить такие интересы. «Вузкакласавы интерес» - это «Родина Ярлык» государства, от которой она не в состоянии избавиться. Вместе с тем, отдельная публичная власть, возникшая в социально неоднородным обществе, не могла отказаться от того, чтобы обеспечить Общесоциальные интересы, которые присущи всей общины. Отдельная публичная власть меняет власть первобытного общества и вынуждена решать те проблемы и вопросы, которые обеспечивала власть первобытного общества.

Таким образом, государство одновременно вынуждена осуществлять как Общесоциальные интересы, так и интересы вузкакласавыя. Обеспечение Общесоциальные интересов - это наследие отдельной публичной власти, которую она получила от власти первобытного общества, а решение, обеспечение и защита вузкакласавых интересов - «Родина Ярлык» отдельной публичной власти, от которой государство никогда не в состоянии избавиться. Два эти виды интересов отдельная публичная власть должна обеспечивать и решать одновременно. И, более того, обеспечивая Общесоциальные интересы, государство проводит, как правило, в жизнь одновременно и вузкакласавыя интересы, как, кстати, и наоборот. Обеспечение территориальной целостности и независимости государства отвечает интересам как малоимущих слоев населения, так и богатых. То же самое можно сказать и о деятельности государства по преодолению техногенных катастроф и аварий, охране природы и «восстановлению» природных ресурсов. Борьба с бедностью, помощь малоимущим слоям населения всегда укрепляют согласие и способствуют взаимопониманию в обществе, служат обеспечению его единства и целостности.

У каждого интереса есть свои социальные носители, свои «владельцы». Отдельная публичная власть может способствовать реализации и обеспечению вузкакласавых интересов к тому времени и момента, пока это не будет идти в ущерб обеспечения единства и целостности общества, а, наоборот, будет способствовать единству, согласию в обществе и его целостности.

Другое дело, когда речь идет об интересах самой отдельной публичной власти и ее носителей (государственных служащих, чиновников и т. д.). Назначение государства, отдельной публичной власти в жизни общества не имеет целью обеспечение этой группы «вузкакласавых интересов». Наоборот, такие «вузкакласавыя интересы» государство не может и не должна обеспечивать, а тем более противопоставлять их Общесоциальные или иным видом «вузкакласавых интересов». «Вузкакласавыя интересы» самого государства при определении ее сущности, ее роли в жизни общества не должны приниматься во внимание. Государство в этих условиях рассматривается в качестве отдельного полюса, отдельной силы, а общества - той сферы деятельности, относительно которой определяется назначение государства. Именно относительно Общесоциальные интересов и «вузкакласавых интересов», которые присущи обществу, и определяется миссия государства в жизни общества, а интересы самого государства и тех, кто осуществляет отдельную публичную власть, остаются за пределами ответа на вопрос о назначении отдельной публичной власти в жизни общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.