Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура волевого действия




Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения

Наличие воли играет большую роль в жизни человека.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для лю­дей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой во­ли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком. (Немов)

Волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических про­цессов мозга с воздействиями внешней среды.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда в побуждении ясно видна цель, непосредственно переходящая в действие и не выходящая за пределы существу­ющей ситуации, говорят о простом волевом акте. Сложное воле­вое действие предполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев.

Существенными моментами или фазами волевого про­цесса выступают: 1)возникновение побуждения и постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) принятие ре­шения;

4)исполнение.

Основным содержанием первой ступени в развитии волево­го действия является возникновение побуждения и осознание цели. Не всякое побуждение носит сознательный характер. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потреб­ность, их разделяют на влечение и желание. Если индивид осоз­нает лишь неудовлетворенность текущей ситуации и при этом сама потребность осознается недостаточно отчетливо, недифференцировано, а, следовательно, не осознаются пути и сред­ства к достижению цели, то мотивом деятельности является вле­чение. Влечение — смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то не хватает или что ему что-то нужно, но, что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как спе­цифическое тягостное состояние в виде скуки, тоски, неопре­деленности. В таких случаях говорят: «Он сам не знает, что ему нужно». Из-за своей неопределенности влечение не может пе­рерасти в деятельность. Поэтому влечение — переходящее явление, и представленная в нем потребность либо угасает, ли­бо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д.

Однако желать еще не означает действовать. Отражая содер­жание потребности, желание не содержит активного элемента. Желание — это скорее знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком, кото­рый взвешивает все условия, помогающие и мешающие ее осу­ществлению. Желание как мотив деятельности характеризуется четкой осознанностью, породившей его потребности. Имея по­буждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана, осознаются также при этом возможные пути и средства достижения цели.

В результате изменения значения различных потребностей у человека может возникнуть борьба мотивов. Борьба мотивов включает в себя широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят о всех плюсах и минусах действий в том или ином направлении, обсуждении того, как именно надо действовать. Борьба мотивов нередко сопровождается зна­чительным внутренним напряжением и представляет собой пе­реживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и обществен­ными интересами, между «хочу» и «должен» и т.д.

Принятие решения является заключительным моментом борь­бы мотивов: человек решается действовать в определенном на­правлении, отдавая предпочтение одним целям и мотивам и отвергая другие. Принимая решение, человек чувствует, что даль­нейший ход событий зависит от него, и это порождает специ­фическое для волевого акта чувство ответственности.

Однако принять решение не означает выполнить его. Иног­да намерение может быть не реализовано и начатое дело не доводится до конца. Сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную внут­реннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно связано с тем или иными временем — сроком. Если исполне­ние решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении. Намерение является внутренней подготовкой отсро­ченного действия, и представляет собой зафиксированную ре­шением направленность на осуществление цели. Так, напри­мер, ученик может принять решение (намерение) учиться со следующего года только на «отлично». Однако только намере­ния для исполнения волевого действия недостаточно. Как и в любом другом действии, здесь можно выделить этап планиро­вания путей достижения поставленной задачи.

Спла­нированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо сознательное во­левое усилие. Волевое усилие переживается как сознатель­ное напряжение, находящее разрядку в волевом действии. В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресур­сы человека и создающего дополнительные мотивы к дейст­вию по достижению цели. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенап­равленного действия или удержание от нежелательных по­ступков.

Человеку часто путем волевых усилий приходится преодоле­вать, ослаблять и подавлять проявления непроизвольной активности, вести борьбу с закрепившимися привычками, ломать сло­жившиеся стереотипы. При этом проявления непроизвольной активности нередко носят противоположную направленность по отношению к избранному волевому действию.

В процессе реализации волевого действия, и особенно после исполнения, следует его оценка. Оценка действий может даваться с точки зрения социально-политической, моральной, эстетической и т.п., а может выражать обобщенное интегрированное отношение к поступку. В оценке отражено не только личное отношение, но и отношение к поступку референтной группы. Именно эта групповая оценка является наиболее действенной для коррек­ции поведения индивида. Оценка исполнения представляет со­бой суждения одобряющие, оправдывающие или же порицаю­щие, осуждающие принятие решения и совершенные действия. Оценка сопровождается особыми эмоциональными пережива­ниями удовлетворения или неудовлетворения совершенным дей­ствием. Отрицательное отношение к выполненному действию часто сопровождается переживанием, сожалением о совершен­ном действии, переживанием стыда, раскаянии. Оценка высту­пает как мотив для продолжения, исправления или прекраще­ния последующей деятельности. (Рогов)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.