Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни общения. Конвенциональный уровень - оптимален для разрешения личных и межличностных проблем




 
 

 


Конвенциональный уровень - оптимален для разрешения личных и межличностных проблем. Это полноценное человеческое общение, основанное на взаимной обратной связи и коррекции поведения во взаимодействии; предполагает равноправие партнеров.

На деловом уровне общения партнер рассматривается как участник об­щего дела, как субъект профессиональной деятельности, когда наиболее важны ум, способности, отношение к делу. Интересы дела выше личных. Игровой уровень предполагает высокий интерес к личности другого человека, его развитию, чувствительность к индивидуальным ролям. Духовный уровень - наивысший в межличностной коммуникации, когда партнер воспринимается как Учитель, Наставник, носитель духовного начала, общение с которым возвышает.

Сопоставление двух типологий, раскрывающих уровни коммуникации, показывает, что они вполне сопоставимы одна с другой. Так, примитивный уровень общения - это наивысшая степень поверхностного общения. На другом полюсе находится наивысшая степень глубокого общения - его духовный уровень. Соответственно, все другие уровни занимают промежуточное положение. Стандартизованное общение - всегда происходит на далекой дистанции и является поверхностным. Точно так же манипулятивное общение, связанное с удовлетворением личных интересов, осуществляется на дистанции близкой, но при поверхностной коммуникации. Характеристики делового уровня - это информационный обмен в творчестве, в самоактуализации. Игровой уровень связан с близким и глубоким общением, где другой человек становится целью, а не средством коммуникаций.

Если мы хотим строить взаимодействие с разными субъектами успешно, то должны уметь разбираться, на каком уровне общается человек, какая дистанция уместна в каждом случае. Стремление понять ситуацию как целостное явление, имеющее свои причины и тенденции развития; понять позицию и стиль мышления другого человека, картину мира, в которой он строит свое поведение, - значит строить коммуникацию (т.е. обмен информацией и эмоциями) успешно.

Третья составляющая в общении - интерактивная - интегрирует в себе восприятие человека человеком, его коммуникации и взаимодействие. Интерактивность означает, что партнеры по общению оба активны и согласование их «активностей» составляет суть общения. Поскольку именно в согласовании позиций состоит сущность конструктивного, успешного построения общения, рассмотрим интерактивные позиции подробнее.

Позиции партнеров в общении впервые были осмыслены и описаны еще в 30-е годы советским теоретиком театра П.М. Ершовым (он определил их, размышляя о феноменах взаимодействия актеров на сцене). Было выявлено, что, вступая в контакт, человек стремится занять одну из трех позиций: «пристройка сверху», «пристройка рядом», «пристройка снизу». В первом случае субъект общения следует своим интересам, ориентируется на себя и не стремится согласовать свои действия с партнером. Во втором - разными способами (вербальными и невербальными) субъект обозначает, что он готов учесть интересы партнера и ждет от него такой же готовности. В третьем случае субъект готов поступиться своими интересами в пользу партнера и обозначает это вербальными и невербальными средствами.

Выбор одной из позиций общения зависит от особенностей характера, самооценки, уверенности в себе, восприятия партнера как более сильного или слабого, общей оценки ситуации. Позиция партнера с первых секунд контакта воспринимается, «считывается» другим и в соответствии с ней ив зависимости от собственных особенностей строится поведение. Если позиция одного субъекта принимается другим, общение согласовано, если нет - возникает напряжение, которое может перерастать в конфликт.

Конструктивность позиции, с этой точки зрения, заключается в быстрой оценке ситуации, прогнозировании ее развития, построения собственного поведения, позволяющего достичь личных, деловых или групповых целей.

В другом аспекте те же позиции при контактах и общении рассмотрел американский психотерапевт Э. Берн. С его точки зрения, в каждом человеке существует три «Я»: Дитя (зависимое, подчиняемое, безответственное существо); Родитель (независимый, берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими).

Выступая в позиции Дитяти, человек выглядит подчиненным и неуве­ренным в себе («пристройка снизу», по П.М. Ершову); в позиции Родителя - самоуверенно-агрессивным («сверху»); в позиции Взрослого - корректным и сдержанным («рядом»).

При таком рассмотрении позиций общения наиболее конструктивной выглядит позиция Взрослого. Отсюда, планируя и организуя процесс формирования конструктивной позиции личности в общении, нужно как минимум формировать вышеперечисленные умения - считаться с ситуацией, понимать интересы других, распределять ответственность между субъектами взаимодействия.

Психологи отмечают, что Родитель - это система жизненных стереотипов, воспринятых еще в детстве или сформировавшихся потом в результате воспитания; система представлений о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации; это область «надо». Человек со слабым, практически отсутствующим Родителем может быть назван «человеком без совести».

Ребенок (в обсуждаемой системе взаимоотношений) - сфера эмоций, юмора, творчества, чувства собственного достоинства, любви и т.д. Тот, у кого Ребенок очень слаб или задавлен разумом, может быть назван «человеком без радости»; это область «хочу».

Взрослый - сфера знаний, информации, самостоятельного принятия решений, трезвого анализа. Взрослый выступает своеобразным «весовщиком» между «надо» Родителя и «хочу» Ребенка. Взрослый - это область «возможно, разумно» (См. Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения. М., 1998. С. 24).

Отсюда следует, что опираться только на одну из позиций в общении - значит обеднить ее. Следовательно, вопрос будет заключаться в том, как научиться согласованию разных позиций в общении, выбору уместности, меры и эффективности того или иного поведения в общении и взаимодействии. При этом профессиональное общение сотрудников ОВД требует его организации с учетом специфических задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае.

В завершение второго вопроса, сделаем следующие выводы.

1. Эффективность любого вида общения зависит от того, насколько пра­вильно (адекватно условиям) субъект воспринимает ситуацию и партнера по общению, насколько адекватно используется уровень и дистанция при взаимодействии, насколько верно выбирается позиция общения.

2. Позиции (стили) общения определяются соотношением сил и ду­ховного развития участников общения, а также осознанием своего места и роли в целостной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.