Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осуществление учебно-художественного процесса

Перспективы существования человека в Космосе.

Условия среды в космическом пространстве и на других планетах Солнечной системы резко отличаются от таковых на Земле. В первую очередь, это касается гравитации. Сила притяжения в открытом Космосе равна нулю (состояние невесомости), а на поверхности планет Солнечной системы – перспективных первоначальных объектов колонизации – Луне и Марсе значительно ниже, чем на Земле.

На Луне сила притяжения меньше земной в 6 раз, а на Марсе – в 3 раза. Тем не менее, вся длительная эволюция человека, как биологического вида, начиная с наземных амфибий, происходила в поле земного тяготения. Это сформировало специфический внешний облик человека, включая массивный скелет и мощные мышцы, поддерживающие его в вертикальном состоянии.

В условиях невесомости необходимость в них отпадает, поэтому в условиях длительного пребывания людей в невесомости, на орбитальных космических станциях в их организмах происходят значительные изменения. Например, из скелета вымывается кальций, происходит атрофия мышц. Поэтому космонавты до трети времени, проводимого на орбите, тратят на физические упражнения.

У людей, которые будут постоянно жить на земной орбите, Луне и Марсе будут происходить изменения, которые будут передаваться по наследству.

Поэтому у людей на орбите будут постепенно атрофироваться конечности и истончаться скелет. Потомки людей на Марсе и Луне будут обладать очень высоким ростом (свыше 3 м), узкими плечами и слабым скелетом. В условиях земного тяготения они будут ломаться, как спички. По существу на Луне и Марсе могут возникнуть другие виды человека разумного, которые уже не будут способны жить на Земле.

Единственный способ предотвращения этого – создание в Космосе гигантских орбитальных космических станций. Они должны иметь форму бублика диаметром до нескольких километров. Можно подобрать такую скорость вращения станции вокруг своей оси, чтобы создаваемая в результате этого центробежная сила была равна силе земного притяжения.

На таких станциях люди могут жить бесконечно долго и безопасно возвращаться на Землю.

 

 

 

В учебном процессе реализуется вся предшествующая подготовительная деятельность педагога и участников. От того, насколько хорошо была она выполнена, в значительной мере зависит успеш­ность обучения и развития участников в коллективе.

Учебно-художественный процесс — это динамически разверты­вающийся процесс, включающий в себя «цепочку» взаимосвязанных и как бы переходящих друг в друга учебно-художественных событий, обладающих своей качественной определенностью и спецификой.

С каждым событием связана конкретная учебная ситуация.
В любой учебно-художественной деятельности есть начальная учеб­ная ситуация и лежащее в ее основе начальное учебное событие,
решающее определенные учебные задачи и темы. Завершением
является заключительное событие — действие участников, создаю­щих художественное произведение. Это событие можно назвать результативным, если в итоге предшествующих действий достигнут тот результат, который потенциально предусматривался учебной задачей.

Любое событие состоит из отдельных моментов, каждый из которых имеет свой смысл. Например, педагог, обращаясь к участ­никам, говорит: «Сегодня мы приступаем к разучиванию нового вида техники плетения (вышивки, вязания и т.д.). Я попрошу вас ознакомиться с ним и показывает на примере технологию и приемы изготовления элемента декоративного творчества. Далее на занятии строится ряд других учебных ситуаций (показ рисунка орнамента, разучи­вание их учащимися), в каждой из которых происходили учебные события, выражающие определенный учебно-художественный смысл.

При переходе от начальной учебной ситуации к завершающей в учебно-художественном процессе образуются взаимосвязанные стадии.

 

Прервая стадия — это построение учебно-художественной деятельности. На этой стадии участники воспринимают материал, преподносимой педагогом словесно и в виде наглядного показа или практических художественно-познавательных действий. Они мысленно воссоздают в своем сознании ситуацию и представляют систему возможных действий, которые им надлежит совершить. Эта стадия осуществляется в учебных ситуациях различного уровня. Первый — это понимание изобразительно-выразительных свойств произведения народного творчества и мысленное воссоздание системы действий, второй — осознание технических особенностей исполнения, третий - понимание эстетических средств выражения с определением необходимых практических действий, четвертый — это понимание идейно-о б разной структуры народного произведения, пятый — определение художественно-педагогической технологии для успешного решения учебных задач.

Исходя из понимания этого, участники включаются в учебно-художественную деятельность. Это означает переход во вторую стадию.

Вторая стадия — осуществление учебно-художественного процесса. Усвоив смысл учебного события, участники под руковод­ством педагога выполняют действия с учебно-художественным ма­териалом в соответствии с воссозданной ими учебной.ситуацией. На этой стадии они, изучая новый для себя учебный материал, совершают словесные, наглядные и практические действия. Изучение учебно-художественного материала также осуществляется разными путями. Один из них — индуктивный, когда педагог целенаправленно, в соответствии с планом и замыслом назы­вает признаки и свойства материала — художественных произведе­ний и их фрагментов, показывает связи и отношения между отдель­ными его элементами для более полного и глубокого его усвоения. Индуктивный прием состоит в переходе от частного к общему.

В противовес индуктивному существует дедуктивный прием, представляющий собой демонстрацию и изложение общих положе­ний, которые предшествуют изучению конкретного материала. Так, педагог показывает художественную композицию целиком, а затем от обобщенного представления переходит к характеристике ее осо­бенностей. При разучивании композиции педагог вначале обращает внимание на место композиционного центра, а затем анализирует смысловые акценты всей композиции.

Неверно предпочитать один прием другому. Всякий раз следует использовать тот из них, который наиболее эффективен с точки зрения учебной з адачи и темы в конкретной ситуации. Как показы­вает анализ учебно-художественного процесса, индуктивный и де­дуктивный приемы используются в единстве.

При изучении учебно-художественного материала происходит также расчленение его на отдельные части, признаки, свойства. Подобный процесс, как известно, носит название анализа. Соеди­нение же отдельных элементов, свойств, признаков - является Синте­зом. Таким образом, изучение материала носит аналитико-синтетический характер. Действенный анализ художествен­ных произведений сейчас все в большей степени начинают использовать в коллективах не только театральных, но и хореографиче­ских, инструментальных, вокальных, хоровых.

Третий э т а п — закрепление учебно-художественного мате­риала. Следует иметь в виду, что технические приемы исполнения произведения требуют многократного повторения, тренировки. то есть повторением, в ходе которого происходит отработка исполнитель­ских навыков. В противовес подобной деятельности идейно-художе­ственный образ рождается всякий раз заново, иначе возникают исполнительские штампы.

Обучение умениям и навыкам исполнения художественного про­изведения, как отмечалось, есть лишь предпосылка для последую­щей собственно художественной деятельности, всегда предпола­гающей личностное эмоционально-эстетическое отношение к явле­ниям (событиям, процессам). Поэтому создание художественного образа всегда неповторимо-индивидуально. Однако обучение от­крывает возможности для импровизационно-художественной дея­тельности. Закрепление учебно-художественного материала осуществляет­ся постепенно. Первоначально педагог стремится к тому, чтобы участники провели первичное его закрепление. Они повторяют несколько раз элементы техники, элементы композиции. Далее педагог предла­гает участникам повторить первую часть техники изготовления, затем переходит к разучиванию и закреплению второй части и т. п., наконец, приходит момент, когда техника закрепляется полностью. При закреплении материала происходит и «обратный процесс» углубления того, что сделано раньше.

Поэтому педагогу важно вовремя заметить неточности в техническом решении исполнения образца, в смысловых акцентах. Ибо неправильно закрепленный материал позднее трудно исправлять. Исходя из этих же соображений, педагог, как правило, не поручает начинающим участникам самостоятельное разучива­ние, нового вида техники, опасаясь возможных искажений, которые позднее будет трудно устранить. Когда участники повторяли элемент за элементом техники, то закрепление носило характер текущего повторения, "закрепление
же отдельной части, в которой выражено событие со своим смысловым подтекстом, приобретало обобщающее значение. Далее, когда участники устанавливали связи и отношения между первой и второй частями и закрепляли более крупный фрагмент, они как бы поднимались на новый уровень обобщающего осознания внут­ренних связей между ними. Наконец, более высоким уровнем обоб­щающего закрепления является воспроизведение произведения в целом.

То есть участники в процессе разучивания техники исполнения, текста роли пьесы, оркестровой, хоровой партии, танцевальной ком­позиции как бы поднимаются со ступеньки на ступеньку, все более прочного и углубленного разучивания произведения. От индивидуального разучивания — до воспроизведения коллективом в целом. Они обогащают свой опыт и знания, более прочно запоминают осо­бенности исполнения и последовательность развертывания действий в определенной системе, заданной логикой произведения.

Участники как бы постепенно переходят от осознания того «как надо делать это действие» к практическому умению совершать его, а затем на этой основе — к его воспроизведению. Эта приобретен­ная способность осознанного воспроизведения действия носит назва­ние умений. Умения могут быть мыслительными, практическими. Если умения доведены до уровня автоматизированных воспроизве­дений, то такие действия называют навыками.

В каждом виде, художественной деятельности участники овладе­вают специфическими умениями и навыками. Приобретенные навыка становятся основой для формирования новых умений, а они при многократном повторении превращаются в новые навыки. Необхо­димо, чтобы последовательное разучивание и закрепление материа­ла велось под углом зрения не только частных задач, но общего идейно-художественного замысла.

Четвертая стадия — это учебно-исполнительская деятельность, которая характеризуется более высоким уровнем обучения, когда участники свободно овладевают учебно-художественным материалом. Изменившиеся художественно-познавательные опыт и знания становятся относительно более устойчивыми в их сознании и предметных действиях.

Исполнительская деятельность рассматривается как заключительный момент учебно-художественного процесса. Это может быть и исполнение полностью разученного произведения, его отработка, и, наконец, показ, который проводится в зале.

Учебно-исполнительская деятельность — итог предшествующей работы, демонстрация законченного художественного произведения. Педагог, обращает внимание на целостность всей идейно-художественной композиции, ее ритмическое и цветовое решение. Произве­дение предстает впервые как художественное целое. Педагог как бы спрашивает себя — удалось ли ему воплотить задуманное, добиться обогащения и расширения кругозора участников, их эмоционально-эстетическо­го опыта, сумел ли он сформировать и развить их познавательно-эстетические способности и ценности, создать ту творчески припод­нятую атмосферу в коллективе, в которой каждый из них посред­ством собственных усилий возвысился до эстетически активной и творческой личности.

Следовательно, учебно-исполнительская деятельность по мере работы над, произведением становится постепенно все более слож­ной, превращаясь в художественно-творческую. Фактически новые задачи встают перед педагогом и руководимыми им участниками, когда начинает осуществляться художественно-постановочная работа, в процессе которой приобретается опыт экономного расходова­ния физических, интеллектуальных и эмоциональных усилий, построения сквозного действия всех главных и вспомогательных ли­ний, способствующих осуществлению его идейно-художественного замысла. В сознании, как бы формируется целая система способов художественной деятельности. Рождается художественное произведение.

 

 

Лекция 7. Методы обучения.

 

В художественно-педагогической деятельности идеи проблемного обучения имеют давнюю историю.- В самых разных видах и жанрах искусства талантливые художники-педагоги широко практиковали методы и приемы обучения, ориентированные на развитие у учени­ков художественно-творческого мышления.

Если мы обратимся ко многим методикам обучения различ­ным видам и жанрам искусства, то увидим, что идеи проблемного обучения не нашли пока достаточно полного отражения: Это в еще большей степени справедливо по отношению к художественной самодеятельности. Между тем именно в коллективах, в кото­рых занимаются многие миллионы любителей без специального художественного образования, идеи проблемного обучения должны быть наиболее широко воплощены в педагогическую практику.

На самом же деле в основе подобной педагогической деятельности лежит неверие в возможности и способности учеников подняться до художественно-творческого уровня. Иные руководители чувствуют, что следует работать иначе, хотят направить свои усилия на формирование и развитие их творческих способностей, но как конкретно это делать — не знают. Репетиция является учебно-художественным процессом, как мы уже говорили, только при условии, когда руководитель намечает учебно-художественные темы и задачи, материал, средства и методы обучения. Методы обучения как бы отражают характер художественно-познавательной деятельности участников. Вот почему следует специально рассмотреть понятие и систему методов обучения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Адаптация к нырянию | Понятие и система методов обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.