КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Осуществление учебно-художественного процесса
Перспективы существования человека в Космосе. Условия среды в космическом пространстве и на других планетах Солнечной системы резко отличаются от таковых на Земле. В первую очередь, это касается гравитации. Сила притяжения в открытом Космосе равна нулю (состояние невесомости), а на поверхности планет Солнечной системы – перспективных первоначальных объектов колонизации – Луне и Марсе значительно ниже, чем на Земле. На Луне сила притяжения меньше земной в 6 раз, а на Марсе – в 3 раза. Тем не менее, вся длительная эволюция человека, как биологического вида, начиная с наземных амфибий, происходила в поле земного тяготения. Это сформировало специфический внешний облик человека, включая массивный скелет и мощные мышцы, поддерживающие его в вертикальном состоянии. В условиях невесомости необходимость в них отпадает, поэтому в условиях длительного пребывания людей в невесомости, на орбитальных космических станциях в их организмах происходят значительные изменения. Например, из скелета вымывается кальций, происходит атрофия мышц. Поэтому космонавты до трети времени, проводимого на орбите, тратят на физические упражнения. У людей, которые будут постоянно жить на земной орбите, Луне и Марсе будут происходить изменения, которые будут передаваться по наследству. Поэтому у людей на орбите будут постепенно атрофироваться конечности и истончаться скелет. Потомки людей на Марсе и Луне будут обладать очень высоким ростом (свыше 3 м), узкими плечами и слабым скелетом. В условиях земного тяготения они будут ломаться, как спички. По существу на Луне и Марсе могут возникнуть другие виды человека разумного, которые уже не будут способны жить на Земле. Единственный способ предотвращения этого – создание в Космосе гигантских орбитальных космических станций. Они должны иметь форму бублика диаметром до нескольких километров. Можно подобрать такую скорость вращения станции вокруг своей оси, чтобы создаваемая в результате этого центробежная сила была равна силе земного притяжения. На таких станциях люди могут жить бесконечно долго и безопасно возвращаться на Землю.
В учебном процессе реализуется вся предшествующая подготовительная деятельность педагога и участников. От того, насколько хорошо была она выполнена, в значительной мере зависит успешность обучения и развития участников в коллективе. Учебно-художественный процесс — это динамически развертывающийся процесс, включающий в себя «цепочку» взаимосвязанных и как бы переходящих друг в друга учебно-художественных событий, обладающих своей качественной определенностью и спецификой. С каждым событием связана конкретная учебная ситуация. Любое событие состоит из отдельных моментов, каждый из которых имеет свой смысл. Например, педагог, обращаясь к участникам, говорит: «Сегодня мы приступаем к разучиванию нового вида техники плетения (вышивки, вязания и т.д.). Я попрошу вас ознакомиться с ним и показывает на примере технологию и приемы изготовления элемента декоративного творчества. Далее на занятии строится ряд других учебных ситуаций (показ рисунка орнамента, разучивание их учащимися), в каждой из которых происходили учебные события, выражающие определенный учебно-художественный смысл. При переходе от начальной учебной ситуации к завершающей в учебно-художественном процессе образуются взаимосвязанные стадии. Прервая стадия — это построение учебно-художественной деятельности. На этой стадии участники воспринимают материал, преподносимой педагогом словесно и в виде наглядного показа или практических художественно-познавательных действий. Они мысленно воссоздают в своем сознании ситуацию и представляют систему возможных действий, которые им надлежит совершить. Эта стадия осуществляется в учебных ситуациях различного уровня. Первый — это понимание изобразительно-выразительных свойств произведения народного творчества и мысленное воссоздание системы действий, второй — осознание технических особенностей исполнения, третий - понимание эстетических средств выражения с определением необходимых практических действий, четвертый — это понимание идейно-о б разной структуры народного произведения, пятый — определение художественно-педагогической технологии для успешного решения учебных задач. Исходя из понимания этого, участники включаются в учебно-художественную деятельность. Это означает переход во вторую стадию. Вторая стадия — осуществление учебно-художественного процесса. Усвоив смысл учебного события, участники под руководством педагога выполняют действия с учебно-художественным материалом в соответствии с воссозданной ими учебной.ситуацией. На этой стадии они, изучая новый для себя учебный материал, совершают словесные, наглядные и практические действия. Изучение учебно-художественного материала также осуществляется разными путями. Один из них — индуктивный, когда педагог целенаправленно, в соответствии с планом и замыслом называет признаки и свойства материала — художественных произведений и их фрагментов, показывает связи и отношения между отдельными его элементами для более полного и глубокого его усвоения. Индуктивный прием состоит в переходе от частного к общему. В противовес индуктивному существует дедуктивный прием, представляющий собой демонстрацию и изложение общих положений, которые предшествуют изучению конкретного материала. Так, педагог показывает художественную композицию целиком, а затем от обобщенного представления переходит к характеристике ее особенностей. При разучивании композиции педагог вначале обращает внимание на место композиционного центра, а затем анализирует смысловые акценты всей композиции. Неверно предпочитать один прием другому. Всякий раз следует использовать тот из них, который наиболее эффективен с точки зрения учебной з адачи и темы в конкретной ситуации. Как показывает анализ учебно-художественного процесса, индуктивный и дедуктивный приемы используются в единстве. При изучении учебно-художественного материала происходит также расчленение его на отдельные части, признаки, свойства. Подобный процесс, как известно, носит название анализа. Соединение же отдельных элементов, свойств, признаков - является Синтезом. Таким образом, изучение материала носит аналитико-синтетический характер. Действенный анализ художественных произведений сейчас все в большей степени начинают использовать в коллективах не только театральных, но и хореографических, инструментальных, вокальных, хоровых. Третий э т а п — закрепление учебно-художественного материала. Следует иметь в виду, что технические приемы исполнения произведения требуют многократного повторения, тренировки. то есть повторением, в ходе которого происходит отработка исполнительских навыков. В противовес подобной деятельности идейно-художественный образ рождается всякий раз заново, иначе возникают исполнительские штампы. Обучение умениям и навыкам исполнения художественного произведения, как отмечалось, есть лишь предпосылка для последующей собственно художественной деятельности, всегда предполагающей личностное эмоционально-эстетическое отношение к явлениям (событиям, процессам). Поэтому создание художественного образа всегда неповторимо-индивидуально. Однако обучение открывает возможности для импровизационно-художественной деятельности. Закрепление учебно-художественного материала осуществляется постепенно. Первоначально педагог стремится к тому, чтобы участники провели первичное его закрепление. Они повторяют несколько раз элементы техники, элементы композиции. Далее педагог предлагает участникам повторить первую часть техники изготовления, затем переходит к разучиванию и закреплению второй части и т. п., наконец, приходит момент, когда техника закрепляется полностью. При закреплении материала происходит и «обратный процесс» углубления того, что сделано раньше. Поэтому педагогу важно вовремя заметить неточности в техническом решении исполнения образца, в смысловых акцентах. Ибо неправильно закрепленный материал позднее трудно исправлять. Исходя из этих же соображений, педагог, как правило, не поручает начинающим участникам самостоятельное разучивание, нового вида техники, опасаясь возможных искажений, которые позднее будет трудно устранить. Когда участники повторяли элемент за элементом техники, то закрепление носило характер текущего повторения, "закрепление То есть участники в процессе разучивания техники исполнения, текста роли пьесы, оркестровой, хоровой партии, танцевальной композиции как бы поднимаются со ступеньки на ступеньку, все более прочного и углубленного разучивания произведения. От индивидуального разучивания — до воспроизведения коллективом в целом. Они обогащают свой опыт и знания, более прочно запоминают особенности исполнения и последовательность развертывания действий в определенной системе, заданной логикой произведения. Участники как бы постепенно переходят от осознания того «как надо делать это действие» к практическому умению совершать его, а затем на этой основе — к его воспроизведению. Эта приобретенная способность осознанного воспроизведения действия носит название умений. Умения могут быть мыслительными, практическими. Если умения доведены до уровня автоматизированных воспроизведений, то такие действия называют навыками. В каждом виде, художественной деятельности участники овладевают специфическими умениями и навыками. Приобретенные навыка становятся основой для формирования новых умений, а они при многократном повторении превращаются в новые навыки. Необходимо, чтобы последовательное разучивание и закрепление материала велось под углом зрения не только частных задач, но общего идейно-художественного замысла. Четвертая стадия — это учебно-исполнительская деятельность, которая характеризуется более высоким уровнем обучения, когда участники свободно овладевают учебно-художественным материалом. Изменившиеся художественно-познавательные опыт и знания становятся относительно более устойчивыми в их сознании и предметных действиях. Исполнительская деятельность рассматривается как заключительный момент учебно-художественного процесса. Это может быть и исполнение полностью разученного произведения, его отработка, и, наконец, показ, который проводится в зале. Учебно-исполнительская деятельность — итог предшествующей работы, демонстрация законченного художественного произведения. Педагог, обращает внимание на целостность всей идейно-художественной композиции, ее ритмическое и цветовое решение. Произведение предстает впервые как художественное целое. Педагог как бы спрашивает себя — удалось ли ему воплотить задуманное, добиться обогащения и расширения кругозора участников, их эмоционально-эстетического опыта, сумел ли он сформировать и развить их познавательно-эстетические способности и ценности, создать ту творчески приподнятую атмосферу в коллективе, в которой каждый из них посредством собственных усилий возвысился до эстетически активной и творческой личности. Следовательно, учебно-исполнительская деятельность по мере работы над, произведением становится постепенно все более сложной, превращаясь в художественно-творческую. Фактически новые задачи встают перед педагогом и руководимыми им участниками, когда начинает осуществляться художественно-постановочная работа, в процессе которой приобретается опыт экономного расходования физических, интеллектуальных и эмоциональных усилий, построения сквозного действия всех главных и вспомогательных линий, способствующих осуществлению его идейно-художественного замысла. В сознании, как бы формируется целая система способов художественной деятельности. Рождается художественное произведение.
Лекция 7. Методы обучения.
В художественно-педагогической деятельности идеи проблемного обучения имеют давнюю историю.- В самых разных видах и жанрах искусства талантливые художники-педагоги широко практиковали методы и приемы обучения, ориентированные на развитие у учеников художественно-творческого мышления. Если мы обратимся ко многим методикам обучения различным видам и жанрам искусства, то увидим, что идеи проблемного обучения не нашли пока достаточно полного отражения: Это в еще большей степени справедливо по отношению к художественной самодеятельности. Между тем именно в коллективах, в которых занимаются многие миллионы любителей без специального художественного образования, идеи проблемного обучения должны быть наиболее широко воплощены в педагогическую практику. На самом же деле в основе подобной педагогической деятельности лежит неверие в возможности и способности учеников подняться до художественно-творческого уровня. Иные руководители чувствуют, что следует работать иначе, хотят направить свои усилия на формирование и развитие их творческих способностей, но как конкретно это делать — не знают. Репетиция является учебно-художественным процессом, как мы уже говорили, только при условии, когда руководитель намечает учебно-художественные темы и задачи, материал, средства и методы обучения. Методы обучения как бы отражают характер художественно-познавательной деятельности участников. Вот почему следует специально рассмотреть понятие и систему методов обучения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |