КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система органов, участвующих в процессе финансирования образования
Схема бюджетного финансирования образования Лекция 6. Бюджетное финансирование образования Общая схема бюджетного финансирования, определение потребности в бюджетных средствах Как известно, учреждение—это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение финансовыми ресурсами деятельности учреждения. По аналогии с управлением, можно сказать, что деятельность по обеспечению достижения этой цели должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции и решающими определенные задачи. Воспользовавшись определением финансирования и сметного финансирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования. К ним можно отнести: • определение целей, на которые должны направляться бюджетные средства; • планирование расходов бюджетов на образование; • обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели; • обеспечение правильного расходования средств; • обеспечение эффективного расходования средств. Примечание Следует отметить, что понятие эффективного расходования бюджетных средств до настоящего времени определения не получило. Считается, что правильно оформленное расходование средств в соответствии с утвержденной сметой и является эффективным. Такое определение вызывает вопросы. Перечисленные задачи разделяются на 4 основные группы: 1) целеполагание; 2) планирование; 3) расходование средств в соответствии с целями и планом; 4) контроль за расходованием средств. Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:
• системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования; • процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования; • процедурой (порядком) финансирования образования из бюджета. Можно, конечно, продолжить этот перечень, включив в него систему контроля за расходованием средств, бухгалтерский учет и т. д., но это приведет к излишней детализации процесса за счет частностей. На данном этапе можно ограничиться изучением приведенных выше факторов. В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы: • Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо); • Федеральное Собрание Российской Федерации (законодательная власть); • Правительство Российской Федерации (исполнительная власть); • Министерство финансов Российской Федерации; • федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета; • Федеральное казначейство, Государственный банк; • образовательные учреждения федерального ведения (бюджетополучатели). На уровне субъектов Российской Федерации: • Президент, Глава Администрации (высшее должностное лицо); • законодательные органы субъектов Российской Федерации (законодатель); • правительства субъектов федерации; • министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов федерации; • министерства и ведомства субъектов федерации (обычно это министерства, управления, комитеты по образованию, по науке и образованию и т. д.); • казначейства, банки; • образовательные учреждения ведения субъектов федерации (бюджетополучатели). На муниципальном уровне:
• законодатели муниципального уровня; • финансовые отделы; • отделы народного образования; • казначейства, банки, отделения банков; • муниципальные образовательные учреждения (бюджетополучатели). Как видно из перечисленного, «наборы» участников финансирования на всех уровнях бюджетов очень похожи. Функции, реализуемые участниками процесса финансирования образования, представлены в табл. 6.1. Определение перечня участников процесса финансирования образования и их основных функций позволяет представить обобщенную схему финансирования образования, которую можно в некотором смысле считать и схемой управления по функции «бюджетное финансирование» (рис. 6.1). Рис. 6.1. Общая схема бюджетного финансирования образования На схеме отражены несколько направлений деятельности участников процесса бюджетного финансирования образование: • разработка проекта бюджета; • внесение проекта бюджета на утверждение; • принятие и утверждение бюджета; • доведение утвержденного бюджета до участников процесса финансирования; • исполнение бюджета. Все эти действия регламентированы Бюджетным кодексом и никаких особенностей, касающихся системы образования, не имеют, поскольку являются едиными для всей бюджетной системы.
Таблица 6.1. Основные функции участников процесса финансирования образования Тем не менее, на некоторых составляющих этого процесса в сфере образования следует остановиться более подробно.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |