КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманистическая теория
Теория черт личности Структура личности по К.К. Платонову Лекция № 7 Структура личности в разных теориях Выражения - ветвление 1. Вычислить значения производной функции хх в заданной точке а (а > 0). 2. Для заданного а вычислить принадлежащий интервалу (J, 2J) корень уравнения: ln(ctgx— 1)= а. 3.* Вычислить дробную часть среднего геометрического трех заданных положительных чисел. 4. По заданным коэффициентам и правым частям уравнений системы a1х + b1у = с1; a2х + b2у = с2; найти ее решения в предположении, что определитель системы не равен 0. 5.* Определить, является ли треугольник, заданный длинами его сторон, остроугольным. 6. Вычислить периметр и площадь прямоугольного треугольника по длинам двух катетов. 7. По координатам трех вершин некоторого треугольника найти его площадь и периметр. 8. По длинам двух сторон некоторого треугольника и углу (в градусах) между ними найти длину третьей стороны и площадь этого треугольника. 9.* Найти произведение цифр заданного четырехзначного числа. 10.* Определить число, полученное выписыванием в обратном порядке цифр заданного трехзначного числа. 11.**Определить, равна ли сумма двух первых цифр заданного четырехзначного числа сумме двух его последних цифр. 12.**Определить, есть ли среди первых трех цифр из дробной части заданного положительного вещественного числа цифра 0. 13.**Определить, есть ли среди цифр заданного трехзначного числа одинаковые. 14. Даны три произвольных числа. Определить, можно ли построить треугольник с такими длинами сторон. 15. Даны координаты (как целые от 1 до 8) двух полей шахматной доски. Определить, может ли конь за один ход перейти с одного из полей на другое. 16. Перераспределить значения переменных х и у так, чтобы в х оказалось большее из этих значений, а в у - меньшее. 17. Переменной к присвоить номер четверти плоскости, в которой находится точка с координатами х, у (ху < > 0). 18. Вычислить y= max(x, y, z) - 2х min(x, y, z) 19.* Даны числа а1, b1, с1, а2, b2, c2. Напечатать координаты точки пересечения прямых, описываемых уравнениями а1 х + b1 у = с1, а2 х + b2 у — c 2 или сообщить, что прямые совпадают, не пересекаются. 20.**Дано целое к от 1 до 180. Определить, какая цифра находится в к-й позиции последовательности 10111213...9899, в которой выписаны подряд все двузначные числа. 21.** Определить, равен ли квадрат заданного трехзначного числа кубу суммы цифр этого числа. 24.* На поле (к, 1) шахматной доски расположен ферзь. Угрожает ли он полю (m, n)? 25. Выяснить, являются ли поля (к, 1) и (m, n ) шахматной доски полями одного цвета. План: 3. психоаналитической теории 4. теория социальных ролей В настоящее время существует много разных теорий личности, но некоторые из них привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее разработанными, и в них структура представляется и описывается по-разному. 1. В динамической функциональной структуре личности на основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры. В структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определенный аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идет о характере личности) или в каком-то конкретном виде деятельности (тогда речь идет о способностях личности к данному виду деятельности). 1 -я подструктура личности, названная «направленность личности», объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, в своем подавляющем большинстве не имеют непосредственных врожденных задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие ее формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путем воспитания. 2-я подструктура личности, названная «опыт», объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью. 3-я подструктура личности, названная «особенности психических процессов», объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. 4-я подструктура личности, названная «биопсихические свойств а», объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы. Иерархия четырех подструктур личности представлена в таблице. Особенностями отдельных свойств этих четырех иерархических подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур. 2. Создание теории черт личности связывают с именами американского психолога Г. Оллпорта и английского психолога Р. Кеттела. Под чертой личности понимается устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жизни на основе его опыта, наследственности и физиологических особенностей его организма. К чертам личности относятся, например, черты характера человека. Черты личности начинают складываться еще в раннем детстве, и к 6—7 годам основные черты личности человека (черты его характера) уже оказываются сформировавшимися. Теория черт личности оказала заметное влияние на современные исследования личности и на методы изучения личности. Большинство психологических тестов, с помощью которых в настоящее время изучается и оценивается человек как личность, выявляют именно черты личности. 3. Психоаналитическая теория личности была создана 3. Фрейдом, получила дальнейшее развитие в трудах его многочисленных учеников и последователей, наиболее известными из которых являются А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан1. Личность является внутренним, психологическим образованием человека, состоящим из трех частей. Главную, основную часть личности представляет бессознательное (Ид). Сюда входят биологические инстинкты и органические потребности человека, общие у него с животными и бессознательно побуждающие его действовать определенным образом. Влияние этих инстинктов и потребностей на свое поведение человек контролировать не может. Напротив, они помимо сознания и воли человека управляют его поведением, зачастую заставляя действовать вопреки воле и сознанию. Вторую часть структуры личности составляет так называемое Эго. К нему относится все, что человек знает о себе как о личности, то есть его личностное самосознание. Эта часть личности осознается человеком, хотя и не всегда правильно. К Эго могут относиться как положительные, так и отрицательные качества, признаваемые человеком реально существующими у него. Третью часть личности в психоаналитической теории представляет так называемое Суперэго. В него входят ценности человека, его жизненные цели, идеалы – словом, то, чем человек хотел бы стать, какой личностью он хотел бы видеть себя. Все три составляющие личности: Ид, Эго и Суперэго, обычно не находятся в состоянии гармонии, не соответствуют друг другу полностью. Между ними нередко возникают неизбежные трудно разрешимые конфликты, которые человек стремится разрешить в процессе своего личностного роста и развития. В какой-то степени это ему удается сделать за счет выработки и использования так называемых защитных механизмов, но далеко не всегда и далеко не полностью. Трудно разрешимые конфликты между этими частями личности нередко порождают неврозы, отклонения в психике и поведении человека. 4. Теория социальных ролей исходит из того, что каждый человек в жизни берет на себя и играет определенные, характерные для него социальные роли. Роли, которые данный человек чаще других берет на себя и в которые он вживается настолько, что они становятся типичными для него в самых разных жизненных ситуациях, начинают определять этого человека как личность. Теория социальных ролей утверждает, что эти роли и являются главной характеристикой личности данного человека. Существует несколько разновидностей личностных психологических теорий ролей. Один из наиболее известных вариантов такой теории был предложен американским психологом Э.Берном. Согласно его концепции человек чаще других берет на себя и играет следующие социальные роли: роль ребенка, роль родителя и роль взрослого человека. Роль ребенка проявляется в том, что взрослый человек продолжает ощущать себя ребенком и на самом деле ведет себя как ребенок там, где он должен поступать как взрослый. Это, в частности, проявляется в том, что он, например, ведет себя безответственно, капризничает, предъявляет окружающим людям повышенные требования, касающиеся заботы о нем, и т.д. При этом он сам не заботится об окружающих людях и считает это вполне нормальным. Словом, такой человек ведет себя по отношению к другим взрослым людям, как ребенок, а им отводит роль своих «родителей». Если человек ведет себя так, как будто те, кто его окружает, его дети, безответственные, беспомощные, не самостоятельные, не вполне разумные и за ними нужен постоянный уход - - он чувствует себя в роли родителя. Роль родителя психологически проявляется в том, что человек сам, не считаясь с мнениями других людей, берет на себя ответственность за них, навязывает свою заботу, предъявляет им требования как к детям, обращается с ними как с детьми, например, наказывает, поучает и т.п. Роль взрослого человека состоит в том, что человек действительно ведет себя так, как обычно ведут и должны вести себя взрослые люди в отношении друг друга. В этом случае люди уважают личную свободу и независимость каждого, признают друг за другом право вести себя так, как сами считают нужным, уважают друг друга, доверяют друг другу, не считают себя вправе требовать, настаивать, наказывать друг друга, как обычно поступают родители по отношению к своим детям. Все три роли, по мнению Берна, сочетаются в поведении каждого человека, и их индивидуальное сочетание представляет индивидуальную структуру личности соответствующего человека. 5. Наибольшую известность среди гуманистических теорий личности получила теория, разработанная американским психологом А. Маслоу. Основным понятием, с помощью которого личность характеризуется в этой теории, является понятие «потребность». Структура личности, по Маслоу, представляет собой упорядоченную систему, или иерархию, потребностей (см. рис.), в которой верхнюю ступень занимает главная, наиболее важная для человека на данном этапе его жизни потребность.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |