Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическая теория

Теория черт личности

Структура личности по К.К. Платонову

Лекция № 7 Структура личности в разных теориях

Выражения - ветвление

1. Вычислить значения производной функции хх в заданной точке а (а > 0).

2. Для заданного а вычислить принадлежащий интервалу (J, 2J) корень уравнения: ln(ctgx— 1)= а.

3.* Вычислить дробную часть среднего геометрического трех заданных положительных чисел.

4. По заданным коэффициентам и правым частям уравнений системы

a1х + b1у = с1;

a2х + b2у = с2;

найти ее решения в предположении, что определитель системы не равен 0.

5.* Определить, является ли треугольник, заданный длинами его сторон, остроугольным.

6. Вычислить периметр и площадь прямоугольного треугольника по длинам двух катетов.

7. По координатам трех вершин некоторого треугольника найти его площадь и периметр.

8. По длинам двух сторон некоторого треугольника и углу (в градусах) между ними найти длину третьей стороны и площадь этого треугольника.

9.* Найти произведение цифр заданного четырехзначного числа.

10.* Определить число, полученное выписыванием в обратном порядке цифр заданного трехзначного числа.

11.**Определить, равна ли сумма двух первых цифр заданного четырехзначного числа сумме двух его последних цифр.

12.**Определить, есть ли среди первых трех цифр из дробной части заданного положительного вещественного числа цифра 0.

13.**Определить, есть ли среди цифр заданного трехзначного числа одинаковые.

14. Даны три произвольных числа. Определить, можно ли построить треугольник с такими длинами сторон.

15. Даны координаты (как целые от 1 до 8) двух полей шахматной доски. Определить, может ли конь за один ход перейти с одного из полей на другое.

16. Перераспределить значения переменных х и у так, чтобы в х оказалось большее из этих значений, а в у - меньшее.

17. Переменной к присвоить номер четверти плоскости, в которой находится точка с координатами х, у (ху < > 0).

18. Вычислить y= max(x, y, z) - 2х min(x, y, z)

19.* Даны числа а1, b1, с1, а2, b2, c2. Напечатать координаты точки пересечения прямых, описываемых уравнениями а1 х + b1 у = с1, а2 х + b2 у — c 2 или сообщить, что прямые совпадают, не пересекаются.

20.**Дано целое к от 1 до 180. Определить, какая цифра находится в к-й позиции последовательности 10111213...9899, в которой выписаны подряд все двузначные числа.

21.** Определить, равен ли квадрат заданного трехзначного числа кубу суммы цифр этого числа.

24.* На поле (к, 1) шахматной доски расположен ферзь. Угрожает ли он полю (m, n)?

25. Выяснить, являются ли поля (к, 1) и (m, n ) шахматной доски полями одного цвета.

План:

3. психоаналитиче­ской теории

4. теория социаль­ных ролей

В настоящее время существует много раз­ных теорий личности, но некоторые из них привле­кают к себе наибольшее внимание и являются наиболее раз­работанными, и в них структура представляется и описывается по-разно­му.

1. В динамической функциональной структуре личности на основе крите­рия соотношения социального и биологического в ка­чествах личности выделены четыре иера­рхически соотносящиеся подструктуры. В структуре лич­ности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерар­хических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каж­дого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определенный аспект изу­чения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идет о характере личности) или в каком-то конкретном виде деятельности (тогда речь идет о способностях личности к данному виду деятельности).

1 -я подструктура личности, названная «направ­ленность личности», объединяет качества на­правленности и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, в своем подавляющем большинстве не имеют непосредственных врожденных задатков (исключая влечения и склонности), а отра­жают индивидуально преломленное общественное соз­нание. Направленность личности включает в себя такие ее формы, как влечения, желания, интересы, склон­ности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих фор­мах направленности личности проявляются и отноше­ния, и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путем вос­питания.

2-я подструктура личности, названная «опыт», объединяет знания, навыки, умения и привычки, при­обретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генети­чески обусловленных свойств личности. Эту подструк­туру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

3-я подструктура личности, названная «особен­ности психических процессов», объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощу­щений, мышления, восприятия, чувств, воли.

4-я подструктура личности, названная «биопси­хические свойств а», объединяет свойства темпе­рамента, половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические из­менения. Свойства личности, входящие в эту подструк­туру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой под­структуры определяется основными свойствами нервной системы.

Иерархия четырех подструктур личности представ­лена в таблице.

Особенностями отдельных свойств этих четырех иерархических подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие под­структуры: характер и способности. Являясь подструк­турами наложенными, выделяющимися из общей струк­туры личности, характер и способности представля­ют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.

2. Создание теории черт лично­сти связывают с именами американского психолога Г. Оллпорта и английского психолога Р. Кеттела. Под чертой личности понимается устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жиз­ни на основе его опыта, наследственности и физиологиче­ских особенностей его организма. К чертам личности отно­сятся, например, черты характера человека. Черты личности начинают складывать­ся еще в раннем детстве, и к 6—7 годам основные черты личности человека (черты его характе­ра) уже оказываются сформировавшимися. Теория черт личности оказала заметное влияние на совре­менные исследования личности и на методы изучения лич­ности. Большинство психологических тестов, с помощью ко­торых в настоящее время изучается и оценивается человек как личность, выявляют именно черты личности.

3. Психоаналитическая теория личности была создана 3. Фрейдом, получила дальнейшее развитие в тру­дах его многочисленных учеников и последователей, наи­более известными из которых являются А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан1.

Лич­ность является внутренним, психологическим образованием человека, состоящим из трех частей. Главную, основную часть личности представляет бессознательное (Ид). Сюда входят биологические инстинкты и органические потребности чело­века, общие у него с животными и бессознательно побужда­ющие его действовать определенным образом. Влияние этих инстинктов и потребностей на свое поведе­ние человек контролировать не может. Напротив, они поми­мо сознания и воли человека управляют его поведением, за­частую заставляя действовать вопреки воле и сознанию.

Вторую часть структуры личности составляет так называ­емое Эго. К нему относится все, что человек знает о себе как о личности, то есть его личностное самосознание. Эта часть личности осознается человеком, хотя и не всегда правильно. К Эго могут относиться как положительные, так и отрица­тельные качества, признаваемые человеком реально сущест­вующими у него.

Третью часть личности в психоаналитической теории представляет так называемое Суперэго. В него входят ценно­сти человека, его жизненные цели, идеалы – словом, то, чем человек хотел бы стать, какой личностью он хотел бы видеть себя.

Все три составляющие личности: Ид, Эго и Суперэго, обычно не находятся в состоянии гармонии, не соответству­ют друг другу полностью. Между ними нередко возникают неизбежные трудно разрешимые конфликты, которые чело­век стремится разрешить в процессе своего личностного ро­ста и развития. В какой-то степени это ему удается сделать за счет выработки и использования так называемых защит­ных механизмов, но далеко не всегда и далеко не полностью. Трудно разрешимые конфликты между этими частями лич­ности нередко порождают неврозы, отклонения в психике и поведении человека.

4. Теория социальных ролей исходит из того, что каждый человек в жизни берет на себя и играет определенные, характерные для него социальные роли. Роли, которые данный человек чаще других берет на себя и в которые он вживается настолько, что они становятся типичными для него в самых разных жизненных ситуациях, начинают опре­делять этого человека как личность. Теория социальных ро­лей утверждает, что эти роли и являются главной характе­ристикой личности данного человека.

Существует несколько разновидностей личностных психо­логических теорий ролей. Один из наиболее известных вари­антов такой теории был предложен американским психоло­гом Э.Берном. Согласно его концепции человек чаще других берет на себя и играет следующие социальные роли: роль ре­бенка, роль родителя и роль взрослого человека.

Роль ребенка проявляется в том, что взрослый человек продолжает ощущать себя ребенком и на самом деле ведет себя как ребенок там, где он должен поступать как взрос­лый. Это, в частности, проявляется в том, что он, например, ведет себя безответственно, капризничает, предъявляет ок­ружающим людям повышенные требования, касающиеся за­боты о нем, и т.д. При этом он сам не заботится об окружа­ющих людях и считает это вполне нормальным. Словом, та­кой человек ведет себя по отношению к другим взрослым людям, как ребенок, а им отводит роль своих «родителей».

Если человек ведет себя так, как будто те, кто его окру­жает, его дети, безответственные, беспомощные, не самосто­ятельные, не вполне разумные и за ними нужен постоянный уход - - он чувствует себя в роли родителя. Роль родителя психологически проявляется в том, что человек сам, не счи­таясь с мнениями других людей, берет на себя ответствен­ность за них, навязывает свою заботу, предъявляет им тре­бования как к детям, обращается с ними как с детьми, на­пример, наказывает, поучает и т.п.

Роль взрослого человека состоит в том, что человек дей­ствительно ведет себя так, как обычно ведут и должны вес­ти себя взрослые люди в отношении друг друга. В этом слу­чае люди уважают личную свободу и независимость каждо­го, признают друг за другом право вести себя так, как сами считают нужным, уважают друг друга, доверяют друг другу, не считают себя вправе требовать, настаивать, наказывать друг друга, как обычно поступают родители по отношению к своим детям.

Все три роли, по мнению Берна, сочетаются в поведении каждого человека, и их индивидуальное сочетание предста­вляет индивидуальную структуру личности соответствующе­го человека.

5. Наибольшую известность среди гуманистических теорий личности получила теория, разработанная американ­ским психологом А. Маслоу.

Основным понятием, с помощью которого личность ха­рактеризуется в этой теории, является понятие «потреб­ность». Структура личности, по Маслоу, представляет со­бой упорядоченную систему, или иерархию, потребностей (см. рис.), в которой верхнюю ступень занимает главная, наиболее важная для человека на данном этапе его жизни потребность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффективный диаметр столкновения. Гипотеза активных столкновений | Пирамида (иерархия) человеческих потребностей по А. Маслоу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.