КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опричнина: причины и последствия
Политика опричнины, вылившаяся в массовый террор, который обрушился на различные слои русского общества, вызывала и до сих пор вызывает недоумение у многих исследователей. Одни историки видят в опричнине проявление психической ненормальности царя, другие считают ее закономерной и прогрессивной по своему характеру. Широкое распространение получила концепция С. Ф. Платонова, определявшая опричнину как аграрный переворот, вызванный борьбой «прогрессивного поместного землевладения» с реакционным боярским. Марксистская историография развила эту точку зрения, придав ей классовую направленность. В 30-40-е гг. ХХ в. личность и деятельность Ивана IV всячески идеализировалась, т.к. служили историческим и моральным обоснованием сталинских репрессий. С середины 50-х гг. ХХ в. начинается критическое переосмысление роли личности Ивана IV и политики опричнины. В. Б. Кобрин, развеяв миф о борьбе прогрессивного дворянства с реакционным боярством, видел в опричнине стремление царя к укреплению единоличной власти, альтернативу мирным реформам. При отсутствии достаточных предпосылок для немедленного установления самодержавной формы правления и незавершенности формирования аппарата власти, эти стремления, по его мнению, вылились в террор. Причины перехода к опричнине: 1. Разрыв Ивана IV с политикой реформ и его стремление к неограниченному самовластию, на пути к которому стояли традиционные нормы и органы управления, остатки удельной системы, моральный авторитет церкви, слабость центрального аппарата власти и пр. 2. Ухудшение обстановки в стране в связи с Ливонской войной, требовавшей мобилизации ресурсов страны, увеличение налоговых поступлений. Однако система местного управления, сложившаяся после реформы, общая слабость центральных органов управления, не позволяли обычными методами обеспечивать военные нужды. 3. Власть стремилась спасти свой авторитет, для чего неудачи в войне стали объясняться предательством и кознями бояр. 4. Религиозный характер опричнины. Введению опричнины способствовала социо-психологическая обстановка в стране. Иван IV все более верил в свое богоподобие и богоизбранность, а к населению относился как к холопам, которых он «волен жаловать или казнить. Эти взгляды усиливались настроениями народа, ожидавшего от царя воплощения в жизнь идеала «Святой Руси». Царь сомневался в возможности воплотить этот идеал по всей стране, разочаровавшись в значительной части населения и, в том числе, в боярстве, недостойном жить в «царстве справедливости». В результате Иван IУ решил воплотить эту мечту только для избранных, т.е. для лично ему преданных и готовых выполнить любую его волю. О религиозном характере опричнины свидетельствуют и такие факты, как организация опричников, созданная по типу монашеского братства во главе с игуменом, т.е. самим царем, театрализованные казни, напоминающие наказание грешников в аду и т.п. 5. Наконец, сказались и личные качества царя: его крайняя мнительность, жестокость, трусость и слабоволие, сочетающиеся с умом, начитанностью, самомнением и верой в божественную природу своей власти. Смерть первой жены, а затем митрополита Макария, устранение деятелей Избранной рады», т.е. людей в определенной степени сдерживающих проявление его необузданного характера, усилило влияние этих черт на сферу политики.
Непосредственному переходу к опричнине предшествовал ряд тяжелых поражений русских войск в Ливонской войне, а также бегство князя А. Курбского в Литву, вызванное ожиданиями опалы (апрель 1564 г.). Кроме того, страну поразил неурожай, а Москва испытала 4 пожара. Военные неудачи и бедствия воспринимались как божье наказание за грехи, в первую очередь, правящего слоя. Для того, чтобы отделить себя от него и свалить вину на бояр, царь с семьей в декабре 1564 г. неожиданно уехал из Москвы в Александрову слободу (ныне — город Александров Владимирской области). Он забрал с собой символы царской власти, наиболее ценные иконы, казну и библиотеку. Отъезд царя из столицы был его сильным политическим ходом — народу казалось, что царь покинул государство, бросил его на произвол судьбы и врагов. В январе 1565 г. Иван IV направил в Москву две грамоты. В одной — для Боярской думы — он обвинял бояр, детей боярских и приказной люд в измене, казнокрадстве, насилии над народом. В ней он объявлял об отказе от власти. Вторая грамота была адресована посадским людям столицы. В ней царь разъяснял, что к ним у него претензий нет. После многочисленных просьб о возвращении на престол царь дал согласие, но выдвинул ряд условий. Бояре, напуганные волнением народа, вынуждены были их принять. Во-первых, Иван IV разделил государство на опричнину и земщину. Он потребовал выделить ему особый удел — опричнину (от слова «опричь», то есть «кроме»). Внее вошли наиболее развитые в хозяйственном отношении районы, богатые приграничные города, имевшие важное стратегическое значение. Таким образом, опричнину можно рассматривать как особую территорию в составе Московского государства. Учреждая опричнину, Иван Грозный выделял самому себе удел, в котором мог быть полновластным хозяином. Аппарат управления опричниной был скопирован с земского. Как и в земщине, здесь имелись Дума и приказы. Остальная часть территории — земщина — оставалась в ведении Боярской думы. Во-вторых, царь настаивал на праве самодержавно (единолично и бесконтрольно) управлять страной, лишать имущества, «казнить и миловать» без суда и следствия всех неугодных ему людей как в опричнине, так и в земщине. В-третьих, царь потребовал создания особого опричного войска. На его организацию и содержание земщина выплачивала налог в 100 тыс. рублей. Опричники, которых первоначально было около 1000 (потом до 5000) человек, формировались преимущественно из лично преданных царю худородных детей боярских, а также из княжеских родов и бояр, служилых и посадских людей, иностранных наемников. Опричники приносили царю присягу на верность. Они носили форму черного цвета. К седлам их лошадей привязывались собачьи головы (символ преданности) и метлы (в знак готовности «вынюхивать и выметать измену государю»). Опричники — особая военно-политическая сила, наделенная особыми правами для защиты государя. Опричное войско стало карательным инструментом царя. Расправы с неугодными людьми превратились в массовый террор в центральных и северо-западных районах, в которых бояре имели значительные земельные владения и политическое влияние. Бояр переселяли из территории опричнины в земщину, вырезали целыми семьями. Опричники громили города (Клин, Тверь, Торжок). С особой жестокостью в 1570 г. они расправились с жителями Новгорода, которых во время Ливонской войны обвинили в стремлении перейти «под руку» Литвы. Летом того же года в Москве было казнено около 200 человек. Погромы городов и казни 1570 г. — кульминация политики опричнины. Опричным террором власть компенсировала свою слабость — неспособность организовать управление страной и обеспечить материальные ресурсы для ведения войны. События 1571 г. продемонстрировали неэффективность опричного войска для борьбы с внешними врагами — оно не смогло оказать отпор набегу крымского хана Девлет-Гирея, который сжег посад Москвы. В 1572 г. лишь при соединении опричного и земского войск под командованием земского воеводы князя М. И. Воротынского удалось отбить новый набег татар. В 1572 г. разделение страны на две части было отменено. Земли опричнины преобразованы в Государев двор, воспринявший черты дворцового ведомства. Самое слово «опричнина» запретили упоминать. Однако репрессивные методы опричной политики сохранялись до конца правления Ивана Грозного. Социально-политический замысел опричнины — попытка форсированными и насильственными средствами установить самодержавие иликвидировать остатки раздробленности. Экономический замысел опричнины — попытка подорвать экономическое могущество боярства путем перераспределения земельных владений. Опричники должны были получить земли на территории опричнины, а их прежние владельцы должны были переселиться в районы земщины. На практике указ царя реализовать не удалось из-за неспособности Поместного приказа провести такую сложную «аграрную реформу». Политический итог опричнины — наведением ужаса на всю страну Иван Грозный, с одной стороны, способствовал укреплению самодержавия, а с другой — ослабил централизацию власти и управления. Разделенная на две части страна (территория, администрация, вооруженные силы) не смогла выиграть Ливонскую войну 1558-1583 гг. Экономический итог опричнины — хозяйственное разорение страны из-за ее искусственного разделения и опричного террора. Социальный итог опричнины — персональная перестановка внутри правящего слоя, усиление позиций дворянства, устрашение родовитого боярства, еще большее обострение социальных противоречий и недовольства внутри страны. Массовые побеги крестьян из центральных областей, особенно страдавших от бесчинств опричников, привели к изданию указа 1581 г., впервые и временно вводившего заповедные годы (от слова «заповедь» — запрет), в которые запрещался «выход» крестьян от владельца земли. Это был еще один шаг в процессе оформления крепостного права, так как временная отмена Юрьева дня скоро стала постоянной. В 1575 г., демонстрируя полное самоуправство, Иван «возвел» на царский трон своего ставленника из знатного татарского рода Симеона Бекбулатовича. Сам царь, сохранив всю полноту власти, называл себя удельным князем «Иванцом Московским». Политический «спектакль» позволил Грозному обрушить репрессии на бывших своих соратников времен политики опричнины. Мнимое отречение закончилось в 1576 г. — царь вернул себе трон.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 10600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |