Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самообразование и самовоспитание личности

 

Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология.

Акмеология (от греч. akme – вершина)– наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.

В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В.Кузьмина, Н.В.Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Д.Брунер, Ж.Пиаже и др.).

Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.

Акмеология личности исследует закономерности достижения akme физического, интеллектуального и духовного развития человека.

Акмеологические характеристики специалиста – это внутренние побудители, обусловливающие потребность человека в активном саморазвитии, продуктивной самореализации творческого потенциала в труде и продвижении к собственным вершинам профессионального совершенства.

Условием развития акме в сфере профессионального труда является целенаправленное развитие такого интегрального качества, как интрогеннаяактивность, когда человек за счет своей постоянной работы, своего внутреннего мира стремится к самостоятельно выношенным решениям, к их обязательному осуществлению.

В студенческом возрасте интрогенная активность уже сформирована и обнаружила себя в момент принятия ответственного решения в выборе сферы профессиональной деятельности, в выборе вуза. Дальше – это будет выбор уровня образования: бакалавр, специалист, магистр; затем – выбор места работы, должности в сфере профессиональной деятельности и т.д.

Акмеологическая характеристика личности, например, в профессиональной педагогической деятельности связана с творческим ее уровнем и непрерывным самообразованием.

Как отмечалось выше, «Человек в системе образования» — это перманентное (постоянное, непрерывное) состояние человека XXI века. Государственными институтами, обеспечивающими возможность непрерывного образования, самосовершенствования являются: общеобразовательная школа, учебные заведения профессионального (профессионально-технического, среднего специального, высшего) образования, институты повышения квалификации и дополнительного образования.

Непрерывное образование в отечественной педагогической культуре рассматривается в нескольких контекстах: 1) это концепция, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека; 2) образовательная практика, представляющая собой непрекращающееся целенаправленное освоение социального опыта с использованием всех имеющихся образовательных систем; 3) образование взрослых за пределами базового образования, приобретение и повышение квалификации, переподготовка в процессе смены профессий. В мировой педагогике синонимом непрерывного образования являются термины: «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «возобновляющееся образование». Философские основы непрерывного образования разработаны Платоном и Аристотелем и рассматриваются как непрерывное духовное самосовершенствование личности.

Непрерывное образование включает в себя специально организованное обучение в учебных заведениях и самообразование.

Самообразование рассматривается, как правило, в двух значениях: «самообучение», «самонаучение» и как «самосозидание», «достраивание себя», «практикование себя» (В.И. Слободчиков), «самосовершенствование».

Поскольку «самообучение» является частным случаем самообразования (самостоятельное обучение игре на гитаре, игре в шахматы и т.п.), подчинено тем же закономерностям, что и самообразование личности в целом, подробнее остановимся на анализе сущности самообразования как процесса самосовершенствования личности.

Самообразование в профессиональном бытии[2] человека, в его непрерывном образовании выполняет роль связующего звена между профессиональной подготовкой и последующим повышением квалификации. Функции самообразования представлены в таблице.

 

 

[1]Таблица разработана на основании источников:

Введение в педагогическую деятельность.../А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. М.,"Академия", 2000.– С.164.

Диденко В.Д. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педаг. уч. заведений. Смоленск, 1999. – С.156.

 

Функции самообразования в профессиональной деятельности человека[3]

Автор Функции самообразования
Роботова А. С. - самообразование выступает механизмом превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную; - самообразование приближает специалиста к творческому уровню его самореализации в профессиональной деятельности;
Князева М. М. - экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний); - ориентировочная (определение себя в образовательном пространстве вуза, культуры города, своего места в обществе); - компенсаторная (преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в общей культуре); - саморазвивающая (развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей); - методологическая (формирование образа мира, своего места в мире, определение сути профессионального бытия педагога); - коммуникативная (установление связей между науками, специальностями); - сотворческая (доопределения, достраивания деятельностей до уровня творчества); - омолаживания (преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте); - психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни); - геронтологическая (поддерживание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма).
Диденко В.Д. - компенсация недостатков полученного образования; - постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, ее технологиям; - непрерывное развитие творческого потенциала личности.

 

Таким образом, самообразование реализует потребность профессионала быть состоятельной, независимой, конкурентоспособной личностью.

Самообразование может осуществляться как самосовершенствование специалиста и как «свободное движение в культуре, как полное, многостороннее, естественное бытие человека в знании» (А.С. Роботова).

Основным источником самообразования учащейся молодежи является вся человеческая культура. Сгруппированные по целевым установкам, источники самообразования представлены в таблице 6.

Таблица 6.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эрик Эриксон | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.