КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для общественного фонда важно
получить на основе добровольных взносов, пожертвований, иных не запрещенных законом поступлений достаточные средства и передать их нуждающимся людям либо соответствующим организациям на реализацию различных социально полезных проектов. При этом действующее законодательство запрещает учредителям и управляющим имуществом общественного фонда использовать имущество фонда в собственных интересах. Министерством юстиции РФ были зарегистрированы в качестве общественных объединений Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонд), Российский благотворительный фонд им. Великой княгини Елизаветы Федоровны, Международный фонд Александра Сергеевича Пушкина, Экологический фонд России и др. (4) Общественным учреждением признается объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность данного вида общественных объединений состоит в том, что: 1) учредители предоставляют общественным учреждениям свое имущество на правах оперативного управления, что означает неправомочность учреждения распоряжаться вверенным ему имуществом без согласия учредителей; 2) общественное учреждение не может заниматься коммерческой деятельностью и распределять полученную прибыль между его учредителями; 3) для оперативного управления делами учреждения может создаваться коллегиальный орган. Этот орган избирается работниками учреждения, которые не являются его учредителями или потребителями услуг. Коллегиальный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе.
(4) Органы общественной самодеятельности. Под органом общественной самодеятельности понимается общественное объединение, создаваемое с целью решения социально значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан и строит свою работу в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Основные организационные особенности органа общественного самоуправления выражаются в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Поэтому орган общественного самоуправления не имеет над собой каких-либо вышестоящих органов и организаций, а также постоянного членства. В случае государственной регистрации орган общественной самодеятельности приобретает права и может принимать обязанности юридического лица. Органы общественной самодеятельности весьма разнообразны. Это могут быть родительские комитеты, создаваемые при образовательных учреждениях, уличные, дворовые комитеты, образуемые населением по месту их жительства, стачечные комитеты и иные органы самоуправления, образуемые трудовыми коллективами предприятий, организаций, учреждений. Деятельность общественных объединений РФ благотворно сказывается во всех сферах жизни и деятельности общества и государства. Благодаря названным общественным формированиям обеспечивается объединение, организация населения страны сообразно интересам и вовлечение населения на решение важнейших социально значимых проблем. В современных условиях особенно заметна роль профсоюзов как органов защиты и охраны социально-трудовых прав работников предприятий, организаций и учреждений. Значительную поддержку государство, органы исполнительной власти получают от разного рода общественных фондов, благотворительных организаций, общественных учреждений в решении социальных проблем и оказании действенной помощи нуждающимся и малообеспеченным слоям населения, улучшении материального обеспечения организаций и учреждений в сфере науки, образования, культуры и спорта, при защите социальных прав населения от посягательств со стороны органов государства и недобросовестных предпринимателей. В Российской Федерации значительная часть общественных объединений, ставит своей целью оказание действенной поддержки экономическим реформам, проводимым государством, защиту и охрану от нарушений прав собственников, предпринимателей, менеджеров, работодателей и других лиц, действия и усилия которых направлены на развитие и упрочение рыночных отношений. Необходимым условием плодотворного сотрудничества государства и общественных организаций является · их деятельность в рамках законности, · при неукоснительном соблюдении действующих законов, прав и законных интересов граждан и иных лиц. Федеральный закон, · предоставив широкие права общественным объединениям, · одновременно устанавливает действенный механизм применения к ним ответственности. Названный механизм позволяет обеспечить надежную охрану интересов государства, граждан и иных лиц от посягательств со стороны общественных объединений, равно как и защиту их прав и интересов в процессе привлечения к ответственности. К общественным объединениям, совершившим правонарушение, могут применяться различные меры государственного принуждения, вплоть до приостановления их деятельности и ликвидации. Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на срок до шести месяцев по решению суда. Такая мера применяется в случаях: 1) совершения общественными объединениями действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостностиРФ, подрыв безопасности государства, создания вооруженных формирований, разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; 2) осуществления действий, противоречащих уставным целям. Генеральный прокурор РФ или прокурор субъекта РФ вносит в руководящие органы соответствующих общественных объединений представление об выявленных правонарушениях и устанавливает месячный срок для их устранения. О результатах принятых мер по представлению должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Если выявленные нарушения не были устранены, прокурор обращается с заявлением в суд, который может вынести решение о приостановлении деятельности общественного объединения. Суд может приостановить деятельность общественного объединения и по заявлению Министерства юстиции РФ или его территориальных органов, если общественная организация не прекратила своей деятельности, противоречащей уставным целям, после двух официально вынесенных ими письменных предупреждений. Общественное объединение, деятельность которого приостановлена решением суда, ограничивается в правах лишь частично. Общественное объединение не может § организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, § принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением случаев, прямо указанных в законе. В то же время общественное объединение может участвовать в деятельности органов государственной власти, представлять и защищать свои права, осуществлять в соответствии со своим уставом предпринимательскую деятельность. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда по одному из четырех оснований: 1) если цели и действия общественного объединения направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни; 2) в случае виновного нарушения конституционных и иных прав и свобод граждан; 3) в случае неоднократных или грубых нарушений законов и иных нормативно-правовых актов; 4) при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям. В суд с заявлением о ликвидации общественного объединения может обращаться только § Генеральный прокурор Российской Федерации § либо прокурор субъекта Российской Федерации. Ликвидация общественного объединения по решению суда § влечет прекращение его деятельности полностью, § в том числе без права его слияния, присоединения и преобразования. 4. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Взаимоотношения государства с политическими партиями имеют особое значение и играют особую роль в политической системе общества. Данная специфика определяется сущностью партий и их значением в жизни общества. Партии — это специальные политические организации, объединяющие единомышленников, целью деятельности которых является борьба за государственную власть. Исторически объединения людей на основе политических интересов сложились в феодальном обществе при формировании класса буржуазии. Монархисты объединялись с целью защиты власти самодержавия, а буржуа создавали свои организации для отстаивания собственных интересов и вхождения во власть. В последующем партии стали создаваться различными слоями и большими группами населения специально с целью завоевания государственной власти. Формы борьбы за власть были разные. Некоторые партии, в том числе коммунистические, считали, что возможен и вооруженный, насильственный захват власти в случае, если вопрос не удастся решить конституционно, законно, мирно. Для достижения этой цели они допускали возможность развязывания гражданской войны. В современных демократических государствах такой путь запрещен законодательно. Партии по закону не могут вносить в свою программу или устав вооруженный захват власти. Партии, пропагандирующие такие идеи, подлежат ликвидации, а виновные лица привлекаются к ответственности. Борьба за власть должна быть только законной, мирной и легальной, путем агитации, пропаганды своих идей и получения большинства в парламенте, иных органах государственной власти на основе выборов. Виды и характер партий свидетельствуют о политической ориентации различных классов, слоев и групп общества. В современных демократических государствах партии играют связующую роль между обществом и государством. При этом они выполняют следующие функции: (1) Электоральную, которая заключается в том, что партии ведут борьбу за голоса избирателей на основе своей предвыборной программы. Желая получить наибольшее количество голосов, партии стремятся выразить в своих программах интересы населения, поставить цели, которых хотят достичь многие граждане, преобразовать общество, стимулируя его прогрессивное положительное развитие, приносящее благополучие народу и тем самым приобрести свой электорат, т.е. создать среди избирателей своих
(2) Трансформационную, реализуя которую партии трансформируют, т.е. переводят стихийную, порой насильственную, борьбу определенных слоев и групп населения в организационные формы в рамках закона путем · проведения политических, в том числе парламентских, дискуссий, · выдвижения требований, · формулирования предложений для решения тех или иных социальных, экономических, политических и иных вопросов. В результате, благодаря многопартийности, изменения в обществе происходят мирно, эволюционно на основе согласования интересов, а не путем кровавых революций и вооруженных столкновений. (3) Консенсуальную, при которой политические партии в процессе межпартийных контактов и обсуждений различных вопросов, парламентских дискуссий создают консенсус, т.е. · согласуют интересы различных социальных групп, · способствуют достижению между ними компромиссов, · а в конечном счете способствуют созданию в обществе мира и согласия, · недопущению раскола общества на противостоящие друг другу различные объединения граждан с несовпадающими интересами. (4) Контрольную, выражающуюся в осуществлении контроля со стороны партий, представляющих в парламенте различные классы и слои общества, за деятельностью государственного аппарата и государственной власти в целом.
Важное значение имеет также роль, которую играют партии в отношениях между правительством и обществом. Как известно, партии бывают · правительственные, которые либо его формируют, либо поддерживают, и · оппозиционные, находящиеся в несогласии с курсом, проводимым этим правительством. Это означает, что правительственные партии в парламенте как бы представляют правительство и ту часть населения, в интересах которой оно проводит свою политику. Оппозиционные партии представляют интересы другой части населения, которая не согласна с политикой правительства. Дискутируя в парламенте, правительственные и оппозиционные партии · вырабатывают курс, сочетающий интересы разных слоев населения · и тем самым консолидируют общество. Партии играют позитивную роль в прогрессивном развитии общества и демократии только тогда, когда они · организационно оформлены, · имеют опыт демократической политической борьбы, · признают в своей деятельности верховенство закона. Разделение государственных властей создало условия для смены партий, находящихся у власти. В парламентских республиках партия, победившая на выборах и получившая наибольшее количество депутатских мандатов, становится правящей. Она формирует правительство, другие органы исполнительной власти и руководит их деятельностью. В президентских республиках две партии могут оказаться у власти.: · президентская партия может иметь исполнительную власть, · парламентская партия, т.е. имеющая большинство мест в парламенте, — законодательную. В этом случае между законодательной и исполнительной властью, помимо их юридического разделения и определенного противостояния, имеет место и межпартийное противоборство.
Политическая система Российской Федерации характеризуется многопартийностью. В настоящее время в России зарегистрировано несколько десятки если не сотни общероссийских, межрегиональных и региональных партий среди которых можно выделить три основные группы: 1) партии либеральной и социально-либеральной ориентации, ставящие своей целью превратить Российскую Федерацию в типичное буржуазное государство по образцу и подобию современных буржуазных государств; 2) партии национально-патриотической ориентации, стоящие в оппозиции к нынешнему курсу государства и ориентированные на воссоздание и укрепление отечественной многонациональной государственности, преемственность и защиту национальных интересов России и свобод ее граждан; 3) партии социалистической и коммунистической ориентации, ставящие своей целью продолжение социалистического и коммунистического строительства в России. В конечном итоге все политические партии призваны объединять граждан по политическим интересам и вовлекать их в политическую деятельность, способствовать реализации их конституционного права на участие в делах государства. В условиях плюрализма мнений и идеологического многообразия политические партии России имеют реальную возможность осуществлять многообразную политическую деятельность, в том числе: · беспрепятственно разрабатывать взгляды, идеи относительно экономического, политического правового устройства Российской Федерации и путей воплощения этих положений в реальной жизни; пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ; · вести активную деятельность по внедрению своей идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партии, принимать участие в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы, представительных (законодательных) органов субъектов РФ, проводить программные установки через членов партии, избранных депутатами Государственной Думы и представительные органов субъектов РФ. Однако действующие в Российской Федерации политические партии пока что не способны в полной мере выступать действительно независимой организационной формой объединения и выражения политических интересов населения, его вовлечения в активную политическую деятельность.
Созданные в начале 90-х годов XX столетия, политические партии выражают не столько политические интересы отдельных социальных слоев, групп общества, сколько политические мировоззрение лидера партии и его команды. Отчуждение большинства партий от народных масс не преодолено и по настоящее время. По-прежнему партии не ведут постоянной и системной работы с населением с целью повышения его политического и правового сознания, вовлечения граждан в активную политическую деятельность. Партии, как правило, не ведут разъяснительной, пропагандисткой деятельности и на уровне трудовых коллективов, в процессе непосредственного общения с населением, стоят в стороне от борьбы рабочих и иных трудящихся за свои социально-трудовые права. Оторванные от политических интересов населения, партии основной формой своей политической деятельности избрали участие в формировании представительных органов Федерации и ее субъектов и получение депутатских мандатов. Именно в период предвыборной кампании политические партии просыпаются от «спячки» и с целью привлечения на свою сторону избирателей активно пропагандируют ряд популярных среди населения лозунгов, не предлагая реальных и конкретных путей их воплощения в реальной жизни. Население достаточно скептически относится к большинству предвыборных обещаний политических партий, о чем свидетельствуют итоги голосования по выборам в Государственную Думу.
Процесс становления и развития многопартийности в Российской Федерации в настоящее время вступил в новую фазу своего развития, когда мелкие политические партии, не сумевшие достойно проявить себя на политической арене, привлечь на свою сторону сколько-нибудь значительную часть населения, прекращают существование либо объединяются с другими политическими партиями. В конечном итоге этот процесс должен привести к созданию нескольких партий, реально представляющих и отражающих интересы той или иной части населения России. При этом конкуренция и борьба развернется между партиями, представленными в органах государственной власти и поддерживающими курс государства, и партиями, стоящими в оппозиции к этому курсу и предлагающими другой путь развития общества и государства, решения актуальных экономических, политических и иных проблем. Реально такая борьба уже идет между партиями социалистической ориентации, претендующими на защиту и выражение интересов рабочего класса и всех трудящихся, и партиями, поддерживающими интересы новой российской буржуазии и отстаивающими курс экономических реформ и проведение дальнейших мер с целью упрочения рыночных отношений в России.
5. ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Важное место в политической системе общества занимают религиозные организации, которые взаимодействуют с государственными органами. Церковь — общественная организация, объединяющая людей, придерживающихся определенной религиозной веры или конфессии. Если вспомнить историю, то в условиях феодального общества и абсолютизма церковь, как правило, была опорой государственной власти и оказывала большое влияние на все сфере общественной жизни. Политическая система большинства обществ формально исключает церковь из своего состава. Таким образом, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся Конституцией, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. ПРИМЕЧАНИЕ: Возможен такой вариант, когда церковь становится над государством и как бы поглощает его. Образуется теократическое государство. Теократия (от греч. theos— бог и kratos — власть) — форма правления, при которой глава государства является одновременно его религиозным главой. В данном взаимодействии реализуется · принцип свободной совести, свобода вероисповедания, · автономия религии. Вообще в истории отношений государства и церкви немало драматических страниц: · соперничество и открытое противоборство, · стремление церковной власти подчинить себе государственную власть и · борьба государства за выход из-под влияния и контроля церкви. Соотношение светской и церковной властей красной нитью проходит через историю многих государств. Эта идея послужила основой для разработки различных философских теорий о социальных функциях религиозной идеологии. В последнее время влияние Церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере · существенным изменением условий жизнедеятельности · и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народа. Вспоминая тему «Возникновения государства» отмечали, что уже в раннеклассовых государствах, существовавших в форме городов-гocyдарств, имелось три центра управления: · городская община, · дворец и · храм. Во все последующие времена церковь играла важную роль в обществе. Она являлась энергичной проводницей и опорой феодальных порядков, утверждения феодальной собственности, идеологического обоснования верховенства власти в государстве. Церковь оказывала большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения, на межгосударственные отношения. Становление буржуазных общественных отношений сопровождалось, как правило, требованием отделения церкви от государства, созданием светской юрисдикции, отстранением церкви от вмешательства в государственную жизнь, в том числе в правовое регулирование. Принадлежность к церкви, к религии провозглашалась частным делом каждого гражданина. Непосредственным результатом «разведения» государства и церкви в сфере социальных отношений в рассматриваемый период стал режим отделения церкви от государства— важнейший принцип, получивший признание во многих странах и закрепление в их конституциях. Анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса церкви в государстве: • статус государственной церкви, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями; • режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. Для статуса государственной церкви характерны следующие особенности: в сфере экономических отношений — признание за церковью права церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в Великобритании государство содержит за свой счет капелланов в армии и в тюрьмах. В дореволюционной России православная церковь получала крупные субсидии от государства; церковь наделяется рядом юридических полномочий: она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев — регулировать брачно-семейные отношения; в области политических отношений устанавливается право участвовать в политической жизни страны, в том числе через представительство церкви в государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Во многих странах все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др.); в области религиозных отношений союз церкви и государства церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. В некоторых странах установлено формальное равенство всех церквей, что служит признаком демократичности общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Режим отделения церкви от государства существует во многих странах: в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии в выполнении идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Содержание режима отделения церкви от государства имеет следующие особенности: § государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по данному признаку; § государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если а) в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, б) во внутреннее самоуправление религиозных организаций, в) во взаимоотношения органов религиозных организаций, их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями; § государство не оказывает церкви материальной или какой-либо § церковь не выполняет каких-либо государственных функций, не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви, и религиозных организаций. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы. Режим отделения церкви от государства предполагает § правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству в решении социальных вопросов. При регламентации правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания § свободы совести и вероисповедания, т.е. права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. § Свобода совести отнесена к общечеловеческим ценностям. Так, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 18) каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, которая включает свободный выбор религии и убеждений, свободу единолично или сообща с другими публичным или частным порядком в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Свобода совести подлежит лишь ограничениям, необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, а также прав и свобод других лиц.
Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В Конституции 1949 г. за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателями из зарплаты только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Подобные мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например, для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и др.
Согласно Конституции Россия является светским государством (ст. 14). Светское государство — конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквям и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета. Вместе с тем в понятие светского государства входит и ряд его (государства) признаков, прямо указанных в нескольких статьях Конституции или вытекающих их данных статей. Это § запрещение разжигания религиозной розни (ст. 13), § ненависти или вражды (ст. 29), § свобода совести (ст. 28), § равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений, принадлежности к религиозным общественным объединениям и запрещение любых форм ограничения прав и свобод.граждан по признакам религиозной принадлежности (ст. 19), § недопущение принуждения кого-либо к выражению своих религиозных убеждений или к отказу от них (ст. 29). Конституция, провозглашая светский характер российского государства, запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в качестве государственной или обязательной (ст. 14).
Как показывает практика, государство не способно обходиться без помощи религиозных объединений. Недостаточное влияние политических партий на сознание и умы населения нынешняя государственная власть пытается компенсировать с помощью церкви, которая воспитывает в своих прихожанах многие моральные качества, импонирующие буржуазному государству. Это — § законопослушание, § несопротивление насилию и власти, § смирение, § отказ от материалистического мировоззрения и др. Антиконституционный альянс церкви и органов государственной власти наиболее ярко проявился § в предоставлении радио и телевидения для религиозной пропаганды, телевизионных трансляций богослужений, § в финансировании строительства церквей, иной финансовой и материальной помощи, § в участии религиозных деятелей в мероприятиях, проводимых государством. В свою очередь церковь предпринимает активные действия по введению в образовательных учреждениях специальных дисциплин, а также созданию религиозных организаций в воинских частях и подразделениях. В целях обеспечения реального действия конституционного принципа, закрепившего светский характер государства, а также создания условий, препятствующих бесконтрольной деятельности зарубежных миссионерских организаций, Государственная Дума 19 сентября 1997 г. приняла Федеральный закон « О свободе совести и о религиозных объединениях». Согласно названному закону религиозным объединением признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Таким образом, основное отличие религиозного объединения от общественных объединений характеризуется тем, что в основе его деятельности (религиозного объединения) лежит определенное вероисповедание (христианство, буддизм, ислам и др.), т. е. религиозное учение и его обрядность. При этом религиозному объединению предоставляется право § совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, § а также обучать религии и проводить религиозное воспитание своих последователей. Кроме того, религиозному объединению разрешается § создавать собственные образовательные учреждения, § с согласия детей и органов местного самоуправления вести факультативные занятия в образовательных учреждениях. Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах — религиозные группы и религиозные организации. Религиозная группа представляет собой такое добровольное объединение граждан, которое исповедует и распространяет веру без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещение и другое необходимое имущество для деятельности религиозной группы предоставляют ее участники. Религиозная организация — это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица. Следовательно, религиозная организация от религиозной группы отличается двумя признаками: 1) религиозная организация состоит из лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих в РФ. Ее учредителями не могут выступать жители других государств, что значительно ограничивает возможности миссионерской деятельности религиозных объединений зарубежных стран; 2) религиозная организация обладает правами юридического лица и может выступать субъектом всех отношений, регулируемых гражданским законодательством. Федеральный закон разрешает религиозной группе преобразоваться в другую организационную форму с соблюдением следующих условий. Учредителями религиозной организации могут выступать не менее десяти граждан РФ. Религиозная группа, членами которой состоят учредители, должна существовать на данной территории в течение пятнадцати лет и иметь подтверждение о своем существовании, выданное органами местного самоуправления либо централизованной религиозной организацией. Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях последовательно проводит конституционный принцип о светском характере государства и полном отделении от него религиозных организаций. В частности, признается, что государство не может: 1) возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления: 2) вмешиваться в деятельность религиозных объединений, не противоречащую действующему законодательству; 3) давать согласие на создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и воинских частях; 4) вводить религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Федеральный закон запрещает сопровождать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащим использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. Государство вправе оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным объединениям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, передавать безвозмездно культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и имуществом церковного назначения, а также предоставлять объединениям налоговые и иные льготы. Все иные формы материальной помощи государства религиозным объединениям, в том числе и финансирование строительства новых храмов, являются противоправными, грубейшими нарушениями законности. В свою очередь религиозные объединения обязываются последовательно соблюдать принцип отделения от государства, в том числе: 1) не возлагать на себя функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 2) не участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и политических движений, не оказывать им материальную и иную помощь. Религиозные объединения могут действовать самостоятельно, без вмешательства государства при условии уважительного отношения к действующему законодательству и неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубых нарушений Конституции РФ, федерального законодательства либо систематического осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания, религиозная организация по решению суда может быть ликвидирована. За аналогичные деяния судом может быть вынесен запрет на деятельность религиозной группы. Основаниями для судебного запрета деятельности религиозной группы или ликвидации религиозной организации могут служить такие противоправные деяния, как создание вооруженных формирований, пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий. Учредители, руководители и участники религиозного объединения, совершившего насилие над гражданами или иное причинение вреда их здоровью, несут ответственность в уголовном порядке. 6. ГОСУДАРСТВО И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В течение столетий в науке обсуждалась проблема, · как противостоять произволу государства, · как построить государственную власть на принципах демократии. Ныне общепризнанно, что одно из важнейших условии решения этой проблемы — существование развитой системы местного самоуправления. Впервые самоуправленческие структуры сформировались еще в рамках родового строя. С возникновением государства самоуправления полностью не исчезли: · частично трансформировались в органы государственной власти, · а частично сохранили самостоятельное значение в виде тех или иных форм самоорганизации граждан. Одна из разновидностей самоуправленческих структур в современном обществе (наряду с самоуправлением на производстве, в сфере образования и т.д.) — местное самоуправление. Идеи местного самоуправления как своего рода противоположности государственной власти или дополнения к существующим государственным структурам стали складываться еще в эпоху феодализма. По аналогии с известной теорией естественных прав человека возникла теория свободной общины, согласно которой община формируется естественным путем · независимо от органов государственной власти · и вправе решать самостоятельно свои собственные дела. Подобные взгляды на местное самоуправление просуществовали относительно недолго, так как, · с одной стороны, противопоставление общин государству не способствовало его укреплению, · а с другой — из этой теории следовало, что территория государства должна состоять из территорий независимых самоуправляющихся общин, чего на самом деле не происходило. Во второй половине ХIХ в. теория свободной общины постепенно стала уступать место так называемой государственной теории самоуправления Согласно данной теории, местное самоуправление представляет собой прежде всего · одну из форм организации государственного управления на местах, · являясь частью общей государственной системы. На уровне самоуправления могут рассматриваться только те вопросы, относительно которых состоялось соответствующее решение государства. За самоуправлением закрепляется лишь та власть, которая · отражает специфические интересы местной элиты, · не противоречащие интересам элиты в центре. Однако идея местного самоуправления состоит в том, что оно не только и не столько власть политической элиты, сколько власть народа. Именно на местном уровне есть огромный ресурс общественного контроля за властью. В современных развитых государствах местное самоуправление объединяет людей вокруг решения общих для них местных проблем, значение которых определяется самими условиями жизни людей. Согласно мнению ряда специалистов, 80— 85% жизненных потребностей человека обычно удовлетворяются на уровне города или села, в котором он живет. Никто извне не заставляет людей решать эти проблемы. Они сами в этом непосредственно заинтересованы и сами должны их самостоятельно разрешить. Согласно Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы в 1985 г., под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения (См.: Европейская хартия местного самоуправления // Право Совета Европы И Россия: Сб. документов и материалов. —1996 — С. 247). Исторический опыт убедительно свидетельствует, что эффективное местное самоуправление складывается только там, где сложилось гражданское общество. Граждане готовы участвовать в местном самоуправлении только тогда, когда уверены, что они имеют право и способны решать собственные проблемы. История не знает такого общества, в котором бы полностью отсутствовали институты самоуправления. Другое дело, · в какой мере эти институты сформированы демократическим путем, · каков объем их компетенции и · какова мера их автономности в решении стоящих перед ними задач. Компетенция органов местного самоуправления должна строиться таким образом, чтобы им были подведомственны все вопросы, которые наиболее эффективно могут решаться на местах. Если же центральные или региональные органы государственной власти делегируют им какие-то свои полномочия, то в этом случае органам местного самоуправления предоставляется право учитывать местные условия. Местное самоуправление как по особенностям его формирования, так и по специфике функционирования существенно отличается от государственной власти. Главный субъект местного самоуправления — гражданин (местный житель). Он самостоятельно и свободно решает, участвовать ли ему в собрании жителей самоуправленческой территориальной единицы, в местном референдуме или в выборах в органы местного самоуправления. Гражданин вправе свободно выдвигать кандидатуры, в том числе и свою, в органы самоуправления. Государственная власть обычно осуществляется · ограниченным кругом лиц, получившим доступ к ней либо по наследству (монарх), · либо по назначению или в результате выборов. Местное самоуправление (и в этом его особая социальная роль) приобщает всех без исключения граждан к участию в управлении делами общества. Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества (населения конкретного муниципального образования или его части), от его имени и им самим. Сравнительно небольшое число людей, составляющих местное сообщество, позволяет более или менее точно определить их общую волю, относительно легко выработать согласованную позицию по конкретному вопросу. Иначе обстоит дело с государственной властью. На формирование государственных органов воля частного лица оказывает мало воздействия. Здесь работают другие механизмы: · мобилизованные групповые интересы, опирающиеся на финансовые средства, которых, как правило, нет в распоряжении конкретных индивидов. · Частное лицо не в состоянии влиять ни на механизмы формирования государственных органов, ни на процедуру принятия ими решений. Эту ситуацию не меняет даже то обстоятельство, что в демократическом обществе представительная государственная власть формируется различными слоями населения. Общая воля народа при использовании изощренных избирательных технологий может быть определена лишь более или менее приблизительно, поскольку те, кто составляет народ, зачастую и сами не в состоянии адекватно оценить конкретную ситуацию и свои интересы в этой ситуации. В условиях неизбежного дефицита достоверной информации и массированного воздействия на умы избирателей они нередко голосуют за то, что им кажется соответствующим их интересам, но таковым Не является. Поэтому государственная власть почти везде и всюду, тем более в странах с антидемократическим режимом, осуществляется в интересах прежде всего политической элиты.
Формирование органов местного самоуправления, подконтрольно только местному населению. Лица, входящие в состав органов местного самоуправления, не могут назначаться или утверждаться государственными органами. Но это не означает отсутствия контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Такой контроль может осуществляться только в порядке и случаях, предусмотренных конституцией или законом. В частности, статья 12 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправлениев пределах своих полномочий самостоятельно. Однако если органам местного самоуправления передаются (делегируются) отдельные государственные полномочия, то реализация данных полномочий подконтрольна государству. В России до 1917 г. были распространены две теории местного самоуправления — · общественная · и государственная. Общественная теория противопоставляла местное самоуправление государственному управлению. Согласно этой теории, местные сообщества вправе заниматься местными хозяйственными и общественными делами независимо от государства, которое не имеет права вмешиваться в сферу их деятельности. Государственная теория местного самоуправления рассматривала органы местного самоуправления как часть государственного механизма. Считалось, что дела, находящиеся в ведении органов самоуправления, были и остаются по своей природе делами государственными. Приверженцы общественной теории полагали, что местное самоуправление реализует в своей деятельности специфические интересы территориального сообщества, а сторонники государственной теории утверждали, что на самом деле реализуются государственные интересы.
С принятием Конституции РФ (1993) и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16 сентября 2003 г., (с изменениями и дополнениями внесенными ФЗ 122 от 22 августа 2004 г.) систему институтов местного самоуправления составляют: 1) институты непосредственной демокракратии — собрания и сходы граждан, местные референдумы, выборы в органы местного самоуправления; 2) представительные органы местного самоуправления, состоящие из депутатов, избранных населением муниципального образования. Представительные органы призваны решать ключевые вопросы местной жизни. К их компетенции относятся: § принятие устава муниципального образования, § утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, § принятие планов и программ развития муниципального образования, § установление местных налогов и сборов, контроль за деятельностью иных (невыборных) органов и должностных лиц местного самоуправления; 3) главы муниципальных образований (главы администрации районов, городов, поселков, мэры и т.п.), избираемые непосредственно населением соответствующей территории или представительными органами местного самоуправления. Они возглавляют деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования; 4) территориальное общественное самоуправление, т.е. самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (во дворах, улицах, кварталах, микрорайонах и т.п.) Конституция РФ определяет, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиции (п. 1 ст. 131). Следовательно, можно сделать вывод, что Конституция РФ не связывает жестко, напрямую территориальную организацию местного самоуправления с административно-территориальным устройством. Здесь возможно использовать два принципа «поселенческий» — когда территорией местного самоуправления является город или село, «единые и неделимые», и «административно-территориальный» — в рамках существующего административно-территориального деления: сельский район, район в городе, сельский округ. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 16 сентября 2003 г. в ст. 2 определяет следующие организационно-территориальные единицы местного самоуправления: 5) сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных 7) городское поселение — город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; 8) поселение — городское или сельское поселение; 9) муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в 10) городской округ — городское поселение, которое не входит в 11) внутригородская территория города федерального значения — 12) муниципальное образование как юродское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутри 13) межселенная территория — территория, находящаяся вне границ поселений; возможна ситуация, когда одно муниципальное образование входит в состав другого муниципального образования.
Организация местного самоуправления строится на признании государством его автономии. Население вправе самостоятельно решать вопросы о том, кто именно будет представлять его в отдельных органах местного самоуправления. Органы государственной власти не могут образовывать органы местного самоуправления или назначать должностных лиц местного самоуправления. Население или его представители самостоятельно определяют структуру органов местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Согласно ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 16 сентября 2003 г. в ст. 17, конкретизируя эти конституционные положения. К ведению местного самоуправления относит: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него 2) установление официальных символов муниципального образования; 3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; 4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями; 5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного Самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; 6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования и т.д. 7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной, информации; 8) осуществление международных и внешнеэкономических связей. Органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению и иные вопросы местного значения, решение которых обеспечивает жизнедеятельность населения, права и свободы граждан, соответствует материально-финансовым возможностям муниципального образования.
Взаимоотношения государственных органов, решающих местные вопросы, и органов местного самоуправления определяются широкими формулами, позволяющими давать относительно вольную трактовку вопросам местного значения. Главное здесь в том, что никакой орган государственной власти не вправе вмешиваться в решения местным самоуправлением вопросов его исключительной компетенции, если, конечно, его деятельность осуществляется в соответствии с требованиями законности. Государственные органы не вправе приостанавливать или отменять по мотивам нецелесообразности решение самоуправленческого органа. Но этот орган, как и любой субъект права, обязан исполнять волю государства. Поэтому он должен следовать нормам, принятым на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определение общих принципов организации системы местного самоуправления относится к предмету ведения федеральных органов государственной власти. Местное самоуправление в рамках его деятельности, не противоречащей закону, неподотчетно никакому государственному органу. Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление местного самоуправления. Гарантии местного самоуправления принято подразделять на экономические, организационные и юридические. 1. Экономические гарантии являются реальными, если соответствующие поселения располагают конкретными объектами собственности, способными приносить реальный доход, или в их распоряжении имеются необходимые финансовые ресурсы. С 1991 г. в отечественном законодательстве появился термин «муниципальная собственность». При разграничении общей государственной собственности к муниципальной собственности были отнесены · жилищный фонд и нежилые помещения, · жилищно-эксплутациоиные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие данный фонд, · предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования вправе свободно распоряжаться объектами, находящимися в муниципальной собственности: · передавать их во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, · сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, совершать иные сделки. Муниципальная собственность признается государством равной с иными формами собственности. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме поступают в местные бюджеты. Государство оказывает материальную помощь местному самоуправлению, обеспечивая муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты. В рамках бюджета каждого субъекта РФ должен быть сформирован фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Если же органы местного самоуправления выполняют отдельные государственные полномочия, связанные с дополнительными расходами, то эта их деятельность компенсируется государственными органами, принявшими соответствующие решения.
2. Государственные организационные гарантии заключаются · в закреплении самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий, · в предоставлении возможности населению самостоятельно решать вопросы местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, · а также через выборные органы местного самоуправления. Эти гарантии предполагают · установление определенного порядка взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления, · создание различного рода координационных, совещательных и иных рабочих органов. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ. Государство принимает на себя обеспечение профессиональной подготовки лиц, осуществляющих службу на должностях в органах местного самоуправления. Муниципальные служащие в отношении предоставления льгот и гарантий приравниваются к государственным служащим.
3. Юридические гарантии предполагают принятие нормативных актов на уровне РФ и субъекта Федерации, которыми обеспечивается обязательность актов местного самоуправления. Законодательную основу местного самоуправления составляют · Конституция РФ и законодательные акты РФ, · конституции, уставы и законодательные акты субъектов РФ. Правовые акты органов местного самоуправления не могут противоречить указанным актам. Но если акты органов государственной власти и государственных должностных лиц нарушают права местного самоуправления, то они могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также гражданами. Неисполнение указанных решений влечет ответственность в соответствии с законами РФ и субъекта Федерации. Правовые гарантии предполагают также возможность заключения договоров и соглашений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
7. ГОСУДАРСТВО И ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ Трудовой коллектив понимается как совокупность всех, без какого-либо исключения работников, осуществляющих трудовую деятельность в организации, учреждении, предприятии на основе заключенного трудового договора. Полномочия трудового коллектива осуществляет общее собрание (конференция) его членов. Собрание считается правомочным, если в нем участвует · более половины общего числа членов трудового коллектива, · а конференция — при наличии не менее двух третей делегатов. Решение общего собрания (конференции) принимается открытым голосованием членов трудового коллектива, присутствующих на собрании (конференции). Действующим законодательством могут устанавливаться и иные правила принятия решений. Так, решение об объявлении забастовки признается законным при условии, что на общем собрании присутствовало не менее двух третей от общего числа работников. Подобные требования предъявляются и к кворуму конференции трудового коллектива. При этом необходимо, чтобы за решение об объявлении забастовки проголосовало не менее половины присутствующих на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Оперативное управление трудовым коллективом и контроль за выполнением решений общих собраний (конференций) трудового коллектива, как правило, осуществляет Совет трудового коллектива. Данный орган избирается общим собранием (конференцией) на срок два-три года и ответствен перед ним в своей деятельности. Трудовой коллектив выступает равноправным и самостоятельным субъектом социального партнерства на уровне предприятий, организаций, учреждений. Ему предоставляются широкие полномочия в сфере · заключения трудового договора, · закрепления дополнительных социально-трудовых прав и льгот, · контроля за исполнением трудового договора. В частности, трудовым коллективам предоставляется право уполномочивать профсоюзы, иные органы · на ведение переговоров и подписание коллективного договора, · утверждать единый проект коллективного договора, · заслушивать ежегодно или в сроки, предусмотренные коллективным договором, отчеты о ходе его выполнения. Общее собрание (конференция) трудового коллектива через своих специально избранных представителей может · обращаться с заявлением в суд о наказании лиц, виновных в неисполнении обязательств коллективного договора, а также · требовать от собственника организации принять соответствующие меры к ее руководителю, не обеспечившему выполнение условий коллективного договора. Благодаря коллективным договорам трудовой коллектив может успешно защищать свои социально-трудовые права по вопросам · оплаты труда, · выплаты пособий и компенсаций, · занятости, обучения, переобучения, высвобождения работников, · улучшения условий и охраны труда, · льгот для работников, совмещающих работу с учебой, и др. Трудовой коллектив может рассматривать и принимать общеобязательные для работодателя и работников решения по вопросам · самоуправления трудового коллектива, · предоставления работникам социальных льгот из фондов трудового коллектива, · условий деятельности общественных объединений в организации. Трудовой коллектив наделяется правом · утверждать правила внутреннего трудового распорядка в организации, · избирать комиссию по трудовым спорам, · обсуждать и одобрять комплексные планы улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, · контролировать за ход выполнения планов улучшения условий труда, за соблюдением работниками правил по охране труда. Действующее законодательство наделяет трудовой коллектив не только правами, но и предоставляет действенные гарантии их реального осуществления. В борьбе за свои права трудовой коллектив организации может применять все законные средства, вплоть до забастовки. Данный легальный способ разрешения коллективного спора применяется по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива. К сожалению, большая часть трудовых коллективов в настоящее время достаточно пассивна и не использует всех предоставленных им прав. Трудовые коллективы по-прежнему уповают на государство, профсоюзы, добрую волю работодателя, практически не верят в свои силы, в возможность совместными действиями не только создавать материальные блага, но и укреплять, охранять собственные социально-трудовые права.
Общий в ы в о д: функционирование политический системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы – государственные, общественные организации, трудовые коллективы – действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент государственной о общественной жизни.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |