Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные социально-психологические характеристики малой группы

Лекция 8. Проблема малой группы. Динамические процессы в малой группе.

1. Основные социально-психологические характеристики малой группы

2. Структура группы

 

Малая группа - немногочисленная группа людей, которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствующем возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процес­сов.

Отличительными признаками ма­лой группы являются:

1) Пространственное и временное соприсутст­вие людей, которое дает возможность личных контактов, включая интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаи­модействия. Некоторые исследователи счи­тают, что именно перцептивные аспекты являются самыми важными в характеристике малых групп, так как именно они позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе.

2) Наличиепостоянной цели совместной деятельнос­ти. Реализация общей цели как некоего предвосхища­емого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной дея­тельности определяет динамику функционирования малой группы. Важна не столько объективная цель группы, сколь­ко ее образ, то есть как она воспринимается членами груп­пы.

3) Наличие в группеорганизующего начала, которое может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (лидере, руководителе). Однако если такого лидера или руководителя нет, это не означает, что организующего начала нет. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический ха­рактер, когда в определенной ситуации человек, более компетентный и подготовленный в данной сфере принимает на себя функции лидера.

4) Разделение персональных ролей.

5) Наличие эмоциональных отношений между члена­ми группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отно­шений.

6) Выработка специфической групповой культуры, то есть норм, правил, стандартов жизни, поведения, определя­ющих ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающих групповую динамику. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. О сформиро­вавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Некоторое отклонение от групповых стан­дартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

Основными параметрами малой группы, важнейшими социально-психологическими характеристиками, всесторонне раскрывающими ее сущность являются:

А. Тип группы (название, пpедназначение, место в системе дpугих гpупп).

Соответственно своему предназначению и содержанию деятельности группы делятся на трудовые, боевые, учебные, общественно-политические, спортивные и т.п.

Б. Композиция (состав) группы – характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы. Композиция группы раскрывается посредством количественных, возpастных, пpофессиональных, социальных, обpазовательных, этнических хаpактеpистик.

В. Групповые процессы (динамика групповой жизни) – процессы осуществления и регуляции группового социального взаимодействия: совместной деятельности, общения и внутригруппового поведения личности. Групповые процессы приводят не только к решению профессиональных задач, но и к дифференциации и интеграции группы (образование микрогрупп, ролевая дифференциация, конфликты, групповое сплочение, совместимость, сработанность, формы регуляции поведения индивида в группе).

Групповые процессы приводят к формированию структурных компонентов группы – многоуровневой динамической структуры и групповых социально-психологических образований, которые, в свою очередь, регулируют эти процессы, побуждая, направляя и корректируя их.

Г. Динамическая структура группы включает следующие измерения:

а) функционально-pолевые взаимосвязи (деятельностное измерение);

б) коммуникации (коммуникативное измеpение);

в) эмоциональные межличностные пpедпочтения (социометpическое измеpение);

Д. Групповые образования. К ним относятся: групповые потребности, интересы и цели; групповые нормы и ценности; групповые ролевые ожидания; групповые роли; традиции; групповые санкции, групповой социальный контроль; социально-психологический климат: межличностные отношения (поведенческий компонент), групповое мнение (познавательный компонент), групповое настроение (эмоциональный компонент); микрогруппы.

Остановимся на некоторых основных социально-психологических характеристиках малой группы.

Количественный состав малой группы. В литературе давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колеба­лось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случа­ев). Этот подсчет совпадает с представлением о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек, называемая “диадой”.

С этой точкой зрения относительно нижнего предела малой группы соперничает другая, полагающая, что наименьшее число членов группы не два, а три человека. И тогда, следовательно, в основе всех разно­видностей малых групп лежат так называемые триады. Доводы в пользу этой точки зрения следующие. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения – чис­то эмоциональный контакт. В ней прак­тически невозможно вычленить тот тип общения, который опос­редствован совместной деятельностью: в диаде в принципе неразре­шим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфлик­та. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию – наблюдателя, представляющего именно не межличностное, а деятель­ное начало. Таким образом, дискуссия по этому вопросу не окончена.

Не менее остро стоит вопрос и о “верхнем” пределе малой груп­пы. Были предложены различные решения этого вопроса. Если обратиться к практике исследований, то там можно найти са­мые произвольные числа, определяющие этот верхний предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Представляется, что логично не устанавливать какой-то жесткий “верхний” предел ее, а прини­мать за таковой реально существующий размер исследуе­мой группы, продиктованный потребностью совместной группо­вой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как “верхний”.

Это специфическое решение проблемы, но оно не только до­пустимо, но и наиболее обосновано. Малой группой тогда оказы­вается такая группа, которая представляет собой некоторую еди­ницу совместной деятельности, ее размер определяется эмпири­чески: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы разработки структуры программы | Структура группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.