КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Психология малой группы
Деятельности Значимость Социальная группы Сплоченность Рис. 1. Типология групп (по А.В.Петровскому)
На основе этой классификации наглядно представляется социальная направленность группы, ее организованность, проявление социально-психологических явлений, а также степень социальной зрелости. Она позволяет видеть принципиальное отличие случайной группы, толпы, корпорации (хунты, клики), коллектива и действовать с учетом особенностей этих групп. В-восьмых, по степени социальной опасности, группы бывают: · Просоциальные - группы, занятые общественно-полезной деятельностью, цели и мораль которой совпадают с целями и моралью общества. Это производственные, учебные, воинские коллективы, общественные и самодеятельные организации. · Асоциальные - группы, ориентированные на удовлетворение потребностей своих членов, ставящих эти потребности на первое место, но не вступающие в конфронтацию с основными социальными структурами (хиппи, рокеры, байкеры и др.). · Антисоциальные - группы, деятельность которых направлена на подрыв сложившейся в нашем обществе системы отношений, экономических и политических порядков (различные ОПГ, группы террористов и др.). Общности людей, объединенных по какому-либо признаку, представляют собой сложный материал для анализа и изучения в современной науке и практике. Тем не менее, рассмотренная выше классификация является достаточно удачным вариантом для того, чтобы будущие военные юристы смогли в своей профессиональной деятельности успешно ориентироваться во всем их многообразии. Среди групп, непосредственно влияющих на личность, выделяются, прежде всего, малые группы. В малой группе человек проводит большую часть своей жизни. По количеству малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2—3 до 20—30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Другими словами, малая группа - это общность людей, объединенных совместной деятельностью, которые регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, учебная группа курсантов, воинское подразделение, трудовой коллектив и т.п. Основными признаками малой группы являются: 1. Наличие личного, контактного взаимодействия и взаимовлияния; 2. Наличие эмоциональных связей; 3. Относительная длительность существования; 4. Определенность социальных ролей; 5. Наличие общих потребностей, мотивов, интересов, целей; 6. Переживание членами группы чувства принадлежности к данной группе, наличие «Мы» – чувства. Малая группа имеет свою структуру: коммуникаций; предпочтений; неформальной власти; групповой деятельности; эмоциональных отношений. По составу композиция группы может быть однородной или разнородной. Каждый член группы наделяется определенным статусом (положением) и играет конкретную социальную роль. Так, например, некоторые из ее членов могут находиться в своеобразной оппозиции к лидерам, стремиться занять их место. Другие склонны конфликтовать с партнерами. Третьи - занимают соглашательскую позицию. Четвертые - избегают общения, обрекая себя на социальную изоляцию от товарищей. Возможны и другие варианты поведения личности в группе. В ходе осуществления и регуляции группового социального взаимодействия внутри группы наблюдаются следующие групповые процессы: 1. В совместной деятельности - мотивационно-ценностный обмен, выбор цели деятельности, принятие решений, срабатываемость, руководство и лидерство; 2. В общении - групообразование и развитие, взаимодействие, сплочение, коммуникация, восприятие, конфликт т др.; 3. Во внутригрупповом поведении – адаптация, конформизм, самоопределение, самоутверждение, групповое давление. В процессе развития внутригрупповых отношений формируются и групповые нормы – какправила и стандарты поведения, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение всех членов группы. Соблюдение указанных групповых норм обеспечивается путем социального контроля, представляющего собой систему способов воздействия группы на личность для регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с принятыми в группе нормами. При рассмотрении психологии малой социальной группы, принято, прежде всего,изучать групповые образования – как относительно длительные сложившиеся социально-психологические феномены группового взаимодействия людей. Основными составляющими психологии малой группы, ее социально-психологическим «климатом» являются: - взаимоотношения (общественно-политические, служебные, внеслужебные); - устремления (цели, задачи, потребности, мотивы); - мнения –как совокупность оценочных суждений, выражающих отношение членов группы к каким-либо фактам, событиям, явлениям; - традиции (по содержанию бывают: трудовые, учебные, боевые, спортивные, бытовые); - настроения (положительные: энтузиазм, вера в успех, увлеченность и др.; отрицательные: неверие в силы, уныние, скука и др.). Высшим этапом развития малой группы является коллектив. Коллектив - это группа людей, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. То есть, коллектив (от латинского collectivus - собирательный) это группа людей: · объединенная и организованная для совместной деятельности; · находящаяся в непосредственном контакте друг с другом; · преследующая совместную общественно-полезную цель деятельности; · имеющая свою коллективную психологию. В коллективе присутствует особый тип межличностных отношений, который характеризуется: - высокой сплоченностью; - коллективистским самоопределением (в отличие от конформизма или нонконформизма), т.е. определение своей роли исходя из интересов коллектива; - коллективистской идентификацией - отождествление себя с каждым членом коллектива, принципы равенства и гуманизма во взаимоотношениях; - социально ценным характером мотивации - преобладание мотивов долга, чести и ответственности; - высокой референтностью (значимостью) членов группы. Для деятельности коллектива типичны: - целеустремленность - признание и поддержка членами коллектива поставленной цели и готовность ее достичь; - групповая совместимость - достигнутое сочетание индивидуально-психологических особенностей членов коллектива, отсутствие конфликтности; - требовательность каждого члена группы к самому себе и к каждому члену группы. Таким образом, в повседневной жизни и деятельности мы на практике оцениваем роль коллектива, ощущаем его влияние. Каждый коллектив имеет свою особую психологию, что проявляется, прежде всего, в преобладающем общественном мнении, в социальных потребностях, целях и устремлениях, в коллективных настроениях, традициях, групповых состояниях и установках, в коллективных нормах поведения, в социально-психологическом «климате» коллектива. В группе и коллективе возникают такие специфические психологические явления и процессы как: подражание, внушение, конформность, психическое заражение, соревнование, психологическая совместимость и сплоченность, групповое давление, групповой контроль.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |