КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История вопроса
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОГЕНЕЗА
1. История вопроса. 2. Место человека в системе животного мира. 3. Краткий анализ и дискуссионные вопросы эволюции приматов. 4. Основные этапы антропогенеза, их характеристика. 5. Вопрос о центрах происхождения человека, основные гипотезы. 6. Соотношение биологического и социального в эволюции человека. 7. Билогическое учение о расах. Морфологическая и популяционно–генетическая концепции рас. Адаптивность расовых признаков. 8. Расизм, социал-дарвинизм, их оценка. Вопрос о происхождении человека до сих пор в известной мере остается одной из сложных проблем. С древних времен отмечалось сходство человека с приматами, но это были лишь робкие догадки, которые не приводили к идее о происхождении человека от более низкоорганизованных форм. В средние века религия мешала сделать вопрос о происхождении человека предметом научного исследования. Представление о естественном происхождении человека могло появиться и развиваться только на основе материалистического мировоззрения, которое широко распространилось лишь в XIX в. Первая стройная гипотеза о происхождении человека была предложена Ламарком. Суть ее он кратко изложил в 1802 г., а затем подробней в 1809 г. в знаменитом труде «Философия зоологии». Эту гипотезу Ламарк построил на основе идеи о потребностях, вследствие которых создаются усилия, и об усилиях, порождающих орган. По его мнению, какое-то наиболее развитое «четверорукое» благодаря обстоятельствам утратило привычку лазить по деревьям, приспособившись ходить на двух ногах. Через несколько поколений эти «четверорукие» должны были превратиться в двуруких, для которых четвероногое хождение стало затруднительным. Все это сопровождалось соответствующими изменениями органов. Гипотеза Ламарка возникла под влиянием взглядов французских материалистов XVIII в., и в ней были следующие положительные стороны: 1) впервые было предложено схематическое представление о естественных факторах, определивших появление человека (прямохождение, переход к новому питанию, общественная жизнь и др.); 2) высказана идея о животном происхождении человека; 3) сделана попытка раскрыть последовательность постепенного приобретения предками человека «человеческих свойств» (двуногое хождение — новые формы групповой деятельности — речь). Тем не менее Ламарку удалось лишь по-новому поставить проблему, не вдаваясь в фактическое доказательство отдельных положений. Гипотеза Ламарка не имела успеха, но оказала известное влияние на натуралистов, которые в дальнейшем занимались проблемой антропогенеза. Наиболее крупный вклад в решение проблемы происхождения человека был сделан Дарвином. Он предложил принципиальное решение вопроса и привел многочисленные доказательства развития человека из нижестоящих животных форм. Свои взгляды Дарвин изложил в трудах «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). При этом Дарвин опирался не только на собственные исследования, но и на достижения других ученых, фактический материал и обобщения которых помогали обосновать Ч. Дарвину вывод о животном происхождении человека в процессе эволюции. Так, Т. Гексли на сравнительно-анатомических данных показал, что по многим признакам антропоморфные обезьяны ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Э. Геккель основные положения по этой проблеме сформулировал в работе «Генеральная морфология организмов, общие принципы науки об органических формах, механически обоснованные реформированной Чарлзом Дарвином теорией происхождения видов» (1866), где сделал ряд обобщений на основе данных по эмбриологии человека и впервые попытался представить родословное древо его, выдвинув идею питекантропа как предковой формы. Огромное значение для перехода к подлинно научному изучению мышления человека и его генезиса имела книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), в которой была доказана связь между мышлением человека и высшей нервной деятельностью животных. Этнограф и социолог Льюис Морган в работах «Лига ирокезов» (1861), «Система родства и свойства человеческой семьи» (1869) и других в результате изучения степени родства различных народов дал анализ основных этапов развития семьи и брака, заложив фундамент материалистического понимания истории первобытного общества. Довольно быстро появлялись палеонтологические и археологические данные, позволявшие глубже анализировать отдельные периоды эволюции человека. Таким образом, во второй половине XIX в. имелся разнообразный фактический материал, чтобы сделать ряд важных обобщений и перейти к комплексному изучению проблемы происхождения человека. Становилось очевидным, что человек и его общество не обособлены от остального мира, т. е. от неживой и живой природы, а развивались вместе с ними и являются частью всеобщего движения и изменения материи. В своих работах Дарвин синтезировал огромный материал, накопившийся к 70-м годам XIX века, и убедительно доказал, что человек, как и все другие живые существа, произошел путем постепенных превращений его предков, что у него, как и у всех других организмов, можно пронаблюдать явления изменчивости, наследственности, борьбу за существование, естественный отбор и приспособляемость к условиям окружающей среды. В I главе книги «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин приводит многочисленные факты, подтверждающие развитие человека из более низкоорганизованных форм животного мира. Этот материал можно разделить на три группы: 1) факты, убеждающие в сходстве строения и функций человека и других животных; 2) факты о сходстве зародышевого развития человека с таковым у животных; 3) рудиментарные органы как доказательство животного происхождения человека. Наиболее подробно Дарвин рассматривает третью группу. Это было связано с тем, что первые две подробно исследовались Т. Гексли и Э. Геккелем. Кроме того, сравнительно-анатомические и эмбриологические данные в то время трудно было использовать для доказательства эволюционной теории, так как креационисты и метафизики на этом фактическом материале доказывали свою фантастическую идею о единстве плана творения организмов всевышним. Данные же по рудиментарным органам убеждают в относительности органической целесообразности, что несовместимо с метафизическим взглядом на мир и идеалистическим представлением об эволюции. С позиций теории естественного отбора рудиментарные органы — неизбежное следствие эволюционных преобразований. Этот принцип распространяется и на человека, что и определило особое внимание Дарвина именно к этому факту. Оценка рудиментарных органов с позиций эволюционной теории нами уже рассматривалась (гл. II, III). Дарвин в своей работе (гл. II) анализирует конкретные пути эволюции человека, рассматривая результаты прямого действия среды, роль упражнения органов, атавизмы, соотносительную изменчивость и половой отбор. Все это позволяет ему подтвердить правильность симиальной гипотезы о происхождении человека. Дарвину удается показать преимущества вертикального положения тела, формирования руки, развития мозга и членораздельной речи. Однако не все особенности человека он связывает с действием естественного отбора; причины некоторых преобразований он видит в прямом действии среды или упражнения (утрата человеком хвоста объясняется передачей по наследству влияния трения при сидении, а появление речи рассматривается как результат упражнения голосовых органов), т. е. в ряде случаев дает ламаркистскую трактовку. Это не умаляет значения труда Дарвина, так как основным фактором эволюции человека он считает естественный отбор, а остальные факторы, по его мнению, играли вспомогательную роль. В III—V главах Дарвин дает сравнительный анализ умственных способностей человека и животных, а также нравственных качеств у первобытного и цивилизованного человека. Фактический материал, представленный Дарвином, в основном не утратил значения, но его трактовка была ошибочной. Отличия в психической деятельности человека и высших млекопитающих Дарвин сводил к чисто количественным характеристикам и не учитывал принципиальных качественных особенностей. Кроме того, источник человеческой морали он искал в общественных инстинктах животных. В заключительной главе Дарвин обращается к вопросу о месте человека в естественной системе животного мира и о низших ступенях генеалогии его. Эта работа Дарвина явилась наиболее полным трудом о происхождении человека, где обобщались почти все накопившиеся к тому времени данные. Хотя в работе и имелись существенные недостатки, она убедительно доказывала, что человек произошел от более низших форм организмов под действием естественного отбора. В настоящее время принято выделять следующие основные стороны антропогенеза: 1) систематическое положение человека и его общность с другими живыми организмами; 2) предок человека; 3) древность человека; 4) основные стадии эволюции факторы эволюции; 5) качественные особенности эволюции человека. 6) прародина человека.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |