Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы современного международного права

Судебные решения Международного Суда и арбитража.

Международный Суд и арбитраж применяют существующее право, толкуют, но не создают норму права. Ст. 38, п.d Статута Международного Суда определяют решение последних как “вспомогательное средство для определения правовых норм”. Важная роль судебных решений состоит в том, чтобы выразить судебную практику государств. Это, несомненно, содействует кодификации международного права.

На формирование норм международного права большое влияние оказывает национальное законодательство. Однако национальное законодательство будет источником международного права только с того момента, когда оно получает признание в качестве международно-правовой нормы (или через международный договор, или через международный обычай.)

Ст. 38 Статута Международного Суда предусматривает, что Суд при решении дел может применять “доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм”.

Значение доктрины состоит в том, что научные мнения специалистов могут служить вспомогательным материалом для уяснения содержания тех или иных конкретных принципов, норм, институтов действующего международного права. Доктрины могут разрабатывать и формировать новые правила международного общения. Но для того, чтобы они стали юридически обязательными, необходимо международное признание, т.е. эти научные воззрения должны стать основой для согласования волеизъявления участников международного общения.

Проблема “общих принципов права” была затронута Лигой Наций, в ст.38 Статута Постоянной Палаты международного правосудия, а в последующем – в Статута Международного Суда ООН. “Общие принципы права” – это иное понятие, чем “основные принципы права”. К примеру, к “общим принципам права” относятся юридические понятия, правила юридической логики, техники, которые применимы как в национальных правовых системах, так и в международном праве в процессе толкования и применения правовых норм.

Применительно к системе источников международного публичного права в литературе используют термины “твердое право” и “мягкое право”.

К категории “твердое право” относят международные договора и обязывающие решения межправительственных организаций, а к “мягкому праву” относят – рекомендательные резолюции.

 

Одну из важнейших черт развития международного права составляет прогрессирующее возрастание роли его основных принципов, иначе говоря, основополагающих, юридически обособленных норм поведения субъектов международного права в определенной сфере отношений. В отличие от нормы, которая призвана регулировать конкретное правоотношение, касающееся определенного объекта международного права, принципы распространяют свое действие на целую область правоотношений. По сравнению с правовой нормой, принцип является более долговечным, меньше подвержен влиянию изменяющихся обстоятельств. В то же время, по сравнению с нормами, принципы формируются в течение более длительного времени.

Принципы – основополагающие идеи, пронизывающие ту или иную систему; объемные по действию нормы, которым подчиняются все нормы данной правовой системы.

Основные принципы международного права – категория, не совпадающая по времени ее возникновения с самим международным правом. Такого рода принципы появляются лишь на известном этапе развития этого права. Основные принципы международного права – основные начала, в существе которых наиболее ярко отражаются коренные изменения, происходящие в международно-правовой сфере. Принципы международного права являются его руководящими положениями, соотношение которых с более детальными международно-правовыми нормами можно сравнить с соотношением конституционных принципов с номами, содержащимися в законе.

Основные принципы международного права – самостоятельная правовая категория, которая обладает самостоятельной характеристикой. Во-первых, принципы распространяются на всю правовую систему. Во-вторых, они носят обязательный (императивный) характер – jus cogens. В-третьих, для принципов характерна системообразующая роль. Наконец, в-четвертых, для принципов характерен критерий законности.

В международном праве существуют две категории принципов: общие, основные принципы; специальные принципы, устанавливающие более узкие правила поведения.

Основные принципы современного международного права закреплены, прежде всего, в Уставе Организации Объединенных Наций. Так как пере Уставом ООН не ставилось специальной задачи – формулировать принципы международного права, некоторые из них изложены очень кратко. Поэтому, по инициативе ряда государств в ООН была проведена работа по определению содержания некоторых основных принципов. Данная работа была завершена в 1970 году принятием Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (далее Декларация об основных принципах международного права). Декларация 1970 года излагает содержание 7 принципов международного права:

Принцип неприменения силы или угрозы силой.

Принцип невмешательства во внутренние дела.

Принцип мирного разрешения международных споров.

Обязанность государств сотрудничать друг с другом.

Принцип равноправия и самоопределения народов.

Принцип суверенного равенства государств.

Принцип добросовестного выполнения обязательств.

Однако, это не означает, что в международном праве только 7 принципов. Заключительный Акт общеевропейского совещания в Хельсинки 1975 года содержит 10 принципов. К тому перечню, что обозначен в Декларации 1970 года, прибавляются следующие: принцип нерушимости границ; принцип территориальной целостности; принцип уважения прав и основных свобод человека. Необходимо отметить, что международное право не ставит своей целью обозначить все принципы, которыми руководствуются субъекты международного права. На каждом отдельном историческом этапе происходит зарождение новых, эволюция существующих принципов. Например, в международном экологическом праве сформулированы такие принципы как принцип непричинения вреда окружающей среде; принцип свободы исследования и использования окружающей среды и ее компонентов; принцип рационального использования окружающей среды и другие. В международном воздушном праве основными принципами являются такие как принцип обеспечения безопасности международных воздушных сообщений; принцип защиты воздушных судов от актов незаконного вмешательства и другие.

В доктрине международного права предлагается следующая классификация основных принципов международного публичного права.

Центральное место принадлежит принципу мирного сосуществования государств независимо от экономических, социальных и политических систем.

Следующая группа объединяет принципы, непосредственно поддерживающие международный мир и безопасность. К таковым относятся принцип неприменения силы или угрозы силой; принцип мирного разрешения международных споров; принцип территориальной целостности государств; принцип нерушимости границ.

Наконец, к группе принципов, определяющих международное сотрудничество относятся: принцип суверенного равенства государств; принцип невмешательства; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип сотрудничества государств; принцип уважения прав человека; принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Принцип мирного сосуществования государств независимо от экономических, социальных и политических систем. В соответствии с данным принципом государства обязаны поддерживать международный мир и безопасность, а также развивать взаимовыгодное сотрудничество между ними. Наиболее характерная черта данного принципа – это сочетание сущности многих основных принципов международного права. Поэтому вся система основных принципов современного международного права может именоваться системой принципов мирного сосуществования. Несмотря на то, что Устав ООН не оперирует конкретным термином «мирное сосуществование», его содержание фактически пронизывает Преамбулу и раскрывается в других уставных положениях. Принцип мирного сосуществования является основополагающим конституционным принципом внешней политики любого миролюбивого государства.

Принцип неприменения силы или угрозы силой. Принцип запрещения агрессивной войны, впервые провозглашенный в Декрете о мире, был юридически закреплен, прежде всего, в договорах о ненападении и нейтралитете, заключенных в 1955-1939 годах. Дальнейшее закрепление данный принцип получил в Лондонских конвенциях об определении агрессии 1933 года; в Парижском договоре 1928 года, превративший принцип запрещения агрессивной войны в общеобязательную норму международного права. Следующим важнейшим этапом на пути утверждения принципа неприменения силы явилось принятие Устава ООН. Принцип запрещения применения силы и угрозы силы, закрепленный в Уставе ООН, обладает, в отличие от принципа запрещения агрессивной войны, сложившегося еще до второй мировой войны, двумя существенными особенностями. Во-первых, запрещается применение не только вооруженной силы, но и различных форм невоенного принуждения, т.е. политического, экономического. Во-вторых, запрещается не только применение силы, но и любая угроза силой.

Важнейшим нормативным международным актом, в котором был подтвержден и кодифицирован принцип неприменения силы, явилась Резолюция 3314 Генеральной Ассамблеи ООН "«Об определении агрессии» от 14 декабря 1974 года. В соответствии со статьей 1, агрессия – применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности, политической независимости других государств. Свойством актом агрессии является применение вооруженной силы первым – независимо от причин. В статье 3 перечисляются действия, которые могут быть квалифицированы в качестве акта агрессии независимо от объявления войны государством. К ним относятся:

¨ вторжение и нападение вооруженных сил на территорию, любая военная оккупация;

¨ бомбардировка территории другого государства или применение любого оружия;

¨ блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

¨ нападение вооруженными силами государства на морские, воздушные, сухопутные силы или морские и воздушные флоты другого государства;

¨ применение вооруженных сил находящихся на территории другого государства в нарушение условий соглашения, или продолжения требования на этой территории военных сил по окончании соглашения;

¨ действия государства, позволяющие использовать свою территорию для осуществления акта агрессии в отношении третьих государств;

¨ засылка государства или от его имени вооруженных банд, наемников, регулярных сил.

Данный перечень действий не является исчерпывающим. Никакие оправдания политического, экономического характера не могут оправдать акта агрессии. Акт агрессии – международное преступление,, за которое наступает международная ответственность. Вооруженная борьба за независимость не является актом агрессии.

Одобрив определение агрессии, разработанной на основе принципа всеобщего признания – консенсуса – Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства воздерживаться от всяких актов агрессии и других видов применения силы, противоречащих положениям Устава ООН и Декларации об основных принципах международного права 1970 года.

Принцип мирного разрешения международных споров. Касаясь соотношения, существующего между принципом ненападения и мирного разрешения международных споров, Г.И.Тункин подчеркивал, что оба эти принципа являются двумя сторонами одной медали. Если государством запрещается прибегать к силе в его отношениях с другими государствами, следовательно, и в разрешении споров с этими государствами возможны только мирные пути разрешения споров. Соответственно, принцип мирного разрешения споров означает, что нельзя использовать силу для их урегулирования.

Впервые в качестве принципа международного права мирное разрешение международных споров было зафиксировано в Парижском договоре 1928 года об отказе от войны. Вслед за Парижским договором 1928 года мирное разрешение возникших споров было признано в качестве принципа международного права и в ряде других межгосударственных соглашений, а также в резолюциях Лиги Нации. После окончания второй мировой войны данный принцип был подтвержден в Уставе ООН, а именно, в пункте 3 статьи 2: «Все члены ООН разрешают свои споры мирными средствами, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, и справедливость».

Большое значение для правильного понимания принципа мирного разрешения споров имеет определение понятия «международный спор». Под международным спором понимается наличие во взаимоотношениях между теми или иными государствами неурегулированных вопросов, существование между ними трений, разногласий по самым различным проблемам международной жизни, а также расхождений в толковании международных договоров, соглашений и других актов.

Устав ООН различает споры, угрожающие международному миру и безопасности и которые такой угрозы не создают.

Принцип мирного разрешения спора не устанавливает заранее определенную процедуру мирного решения спора. Обширный перечень средств мирного урегулирования споров содержится в главе 6 Устава ООН. Согласно пункта 1, статьи 33 Устава ООН: «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». Кроме того, Устав ООН предусматривает возможность решения спорных вопросов Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности.

Принцип территориальной целостности государств. В Декларации 1970 года этот принцип трактуется как часть принципа неприменения силы или угрозы силой. Среди действий, которые могут быть направлены против территориальной целостности государств, особое место занимает применение силы или угрозой силой. В формулировке рассматриваемого принципа есть слова о воздержании государств от любых действий, которые могут быть направлены против политической независимости и единства любого государства.

Таким образом, политическая независимость и единство любого государства связано с его территориальной целостностью.

Отказ от завоевания чужих территорий впервые был провозглашен французской революцией. Важным событием в истории становления принципа неприкосновенности и целостности государственной территории явилось международно-правовое запрещение войны в качестве средства разрешения международных споров. Принцип территориальной целостности государств обязателен для всех государств, подписавших Заключительный акт в Хельсинки в 1975 году. Эта обязательность объясняется двумя причинами.

1. Соответствующие положения Декларации 1970 года в своей основе отражают принцип общего международного права, являющегося обязательным для всех государств.

2. Государства выразили свою решимость «полностью уважать и применять эти принципы во всех аспектах к их взаимным отношениям и сотрудничеству с тем, чтобы обеспечить каждому государству-участнику преимущества, вытекающие из уважения и применения этих принципов всеми».

Принцип нерушимости границ. Значение принципа нерушимости границ определяется тем, что этот принцип обеспечивается длительным опытом решения вопросов войны и мира. Применение принципа является концентрированным выражением потребностей в установлении истиной безопасности для всех государств в условиях политических и территориальных реальностей, сложившихся в мировой практике.

Ранее отмечалось, что принцип нерушимости границ является новым принципом международного права. Уставные положения Организации Объединенных Наций запрещают насильственные посягательства на территориальную неприкосновенность или политическую независимость любого государства. Ограждая таким образом территориальную неприкосновенность государств и запрещая применение силы с целью ее нарушения, Устав ООН исходит из принципа нерушимости границ.

Принцип суверенного равенства государств. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года подвело определенный итог борьбы мнений о путях развития Европы. Хельсинское Совещание подтвердило, что взаимоотношения государств должны основываться на принципах суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету.

Принцип суверенного равенства означает в современных условиях признания равноправия государств противоположных общественных систем. Заключительный Акт 1975 года не дает полного перечня прав, присущих суверенитету. В документе перечисляются некоторые из них, имеющие наибольшее значение для безопасности мирового сообщества.

Прежде всего названо право каждого государства на юридическое равенство – одного из элементов суверенного равенства. Признание суверенного равенства, уважение суверенитета государств – главнейшие элементы политики мирного сосуществования государств на мировой арене. Включение данного принципа в систему основных принципов международного права является большим достижением прогрессивных миролюбивых сил в борьбе за международную безопасность. В современных условиях главная задача состоит в том, чтобы эти принципы последовательно соблюдались при решении международных проблем.

Принцип невмешательства во внутренние дела. Вопрос о невмешательстве государств во внутренние дела друг друга возник в период феодализма. Договорное оформление невмешательства как правовой нормы в этот период – явление еще крайне редкое. Как общий принцип международного права сформулирован в период буржуазной революции. Данный принцип означает обязанность воздерживаться от всякого действия, которое представляет собой вмешательство в компетенцию любого государства. Юридическое содержание принципа изложено в Декларации об основных принципах международного права 1970 года. «Ни одно государство не может не применять, не поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве». Важное достоинство этой формулы – строгий и категоричный ее характер. Запрещается любое- прямое или косвенное – вмешательство. Оно не может быть оправдано какой бы то ни было причиной. В международной правовой и политической литературе в зависимости от мер, используемых вмешательством государством, различают военные, экономические, политические, дипломатические и иные формы вмешательства, хотя на практике они тесно взаимосвязаны.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Данный принцип выдвинут в XV-XVI столетиях, в период образования централизованных абсолютистских монархий. Хельсинский документ признает данный принцип как один из важнейших условий мира, безопасности и сотрудничества. Впервые эта связь была выражена в историческом Декрете о мире и других важнейших актах Октябрьской социалистической революции. В формулировке принципа равноправия и самоопределения народов говорится об определении народами своего политического статуса:

¨ свободно выбирать форму правления;

¨ определять свой государственный строй;

¨ осуществлять по своему усмотрению свое политическое, социальное и культурное развитие;

¨ охранять территориальную целостность государства.

Осуществление этих прав находится под защитой международного прав. Вмешательство во внутренние дела государств с целью воспрепятствовать свободному определению народами своего внутриполитического статуса характерно для государства-агрессора.

Принцип сотрудничества государств. Согласно данного принципа, государства обязуются развивать свое сотрудничество во всех областях. Если сравнивать формулировки этого принципа в Заключительном Акте 1975 года и Декларации 1970 года, то нетрудно заметить стремление государств наполнить этот принцип в большей мере материальным содержанием. Если в Декларации 1970 года в качестве одной из целей сотрудничества указывается содействие «общему благосостоянию народов», то в Заключительном Акте это положение конкретизируется: государства, развивая свое сотрудничество, будут стремиться повышать благосостояние народов, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного ознакомления в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной областях.

Принцип уважения прав человека. Согласно содержания этого принципа государства берут на себя обязательства соблюдать не только гражданские и политические, но и социально-экономические права. При этом, при исполнении принципов суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, государства обязуются уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.

В современных международных отношениях, по-прежнему имеют место грубые и массовые нарушения основных свобод и прав человека в форме апартеида, геноцида, расизма.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. В международном праве издавно существует принцип pacta sunt servanda – договоры должны соблюдаться. Это нашло отражение в Преамбуле Устава ООН, где подчеркивается решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права».В соответствии с пунктом 2, статьи 2 устава ООН все государства-члены обязаны добросовестно выполнять принятые по Уставу международные обязательства. Государства должны добросовестно выполнять свои обязательства по договору в отношении его целей, содержания, сроков и места выполнения независимо от положений своего внутреннего права.

Договоры и соглашения, заключенные за последние годы между государствами призваны оградить человечество от опасности новой мировой войны. Они имеют своей целью установить систему широкого и разностороннего сотрудничества между государствами. Поэтому исполнение договорных положений является одной из гарантий того, что будут подписаны новые международные договоренности в интересах обеспечения мира и безопасности в международном сообществе.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Таким образом, источники международного права – в юридическом смысле – это формы, в которые облекаются нормы международного права, выражающие согласованную волю его субъектов | Понятие и виды субъектов международного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.