Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 17. Право международной безопасности




  1. Понятие права международной безопасности, цели и принципы.

Рассматривая проблему безопасности государств с позиций системы международного права, где государство является основным его компонентом, возможно наличие единого механизма обеспечения безопасности. Обеспечение безопасности государства, как и содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества, рассматриваются в качестве основных задач для всех участников международного сообщества. Внешнеполитический курс государств предусматривает использование норм современного международного права, действующих в сфере обеспечения международного мира и безопасности.

В международной практике имеется значительный опыт государств по отдельным аспектам проблемы международно-правовой безопасности. Это позволяет провести некоторый анализ в вопросах формирования и развития правовых гарантий безопасности государства. При этом, представляется верным отметить, что особое внимание уделяется взаимосвязанности и взаимообусловленности принципов, норм и институтов международного права.Мы разделяем мнение польского ученого М. Добросельского о том, что «любая попытка дать четкое определение понятия «безопасность» заранее обречена на неудачу и не имеет никакого практического значения, так как невозможно предвидеть и учесть те элементы, структуры или процессы, гарантирующие безопасность во всех возможных ситуациях».

Любое государство как субъект международного права, оперируя понятием «безопасность» подразумевает: во-первых, состояние сохранности, надежности от негативного воздействия; во-вторых - способности данного государства преодолеть это воздействие самостоятельно, или при помощи международно-правовых механизмов.

Механизм обеспечения международной безопасности государства в его отношениях с другими субъектами международного права представляет собой совокупность условий, гарантирующих взаимную сохранность и существование. Представляется верным, при определении структуры механизма акцентировать внимание на следующих вопросах:

· С какими вопросами теории и практики международного права связана проблема безопасности?

· Каковы правовые средства обеспечения международной безопасности?

· Какими ресурсами (природными, экономическими) обладает государство?

Общеизвестно, что средствами обеспечения безопасности являются военная сила и дипломатия. Соответственно, объектом обеспечения военных и дипломатических средств являются интересы безопасности. Вышеупомянутые средства являются разными по форме методами выражения и продолжения политики государства, выполняют разные функции в обеспечении безопасности. При этом, государство, обеспечивая безопасность, должно располагать определенными природными, материальными ресурсами.

Безопасность поддерживает определенное равновесие между негативным воздействием на субъекта права и его способностью преодолеть это воздействие собственными силами, или при поддержке других субъектов своего или иностранного государства, а иногда - международного сообщества. В том случае, когда государство обеспечивает свою сохранность от негативного воздействия другого или других государств, говорят о национальной безопасности. В международном праве утвердилось понятие «национальной безопасности» как «безопасность государств». При этом, в Декларации об укреплении международной безопасности; в Концепции всеобъемлющей безопасности, принятой в 1986 году по инициативе СССР, было провозглашено комплексное понимание неделимости безопасности. В Хельсинском документе от 10 июля 1992 года «Вызов времени и перемен» отмечается, что безопасность неделима и безопасность каждого государства неразрывно связано с безопасностью других государств.

Под национальной безопасностью понимается безопасность многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в любом государстве. Например, Концепция национальной безопасности РФ, принятая в 1997 году и уточненная в 2000 году, определяет место России в мировом сообществе. Национальные интересы России представлены как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. Определяя сферы применения, Концепция обозначает виды национальной безопасности: экономическая, военная, информационная, экологическая, демографическая, физическая, техническая, социальная, международная, продовольственная, пограничная, энергетическая и иные.

Роль международного права в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности обеспечивается путем эффективного функционирования механизма поддержания мира, выработкой новых международно-правовых обязательств и норм. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1986 года «О создании всеобъемлющей системы международного мира и безопасности» в пункте 1 отмечается, что система коллективной безопасности, воплощенная в Уставе ООН, по- прежнему является фундаментальным и незаменимым инструментом для сохранения международного мира и безопасности. Кроме того, становление новых международно-правовых обязательств соответствует системе принципов международного права. В соответствии с резолюцией 43/170 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1988 года Специальный комитет по Уставу Организации Объединенных Наций и усилению роли Организации по установлению фактов начал в 1989 году на своей сессии разработку документа по установлению фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности. Специальный комитет продолжил свою работу по этой теме на своей сессии 1990 года. На своей сессии 1991 года он завершил проект и представил Генеральной Ассамблее для рассмотрения и принятия. 9 декабря 1991 года Генеральная Ассамблея приняла без голосования Декларацию об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания мира и безопасности.

Общепризнанным является тот факт, что расширяющееся межгосударственное сотрудничество укрепляет международную безопасность. Это достигается путем углубления доверия и взаимопонимания между государствами. В современных отношениях существует система правовых норм, создающая условия для мирного урегулирования возникающих споров и исключающая возникновение военных действий. Совокупность этих мер составляет содержание права международной безопасности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.