Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование расчетной модели

Исходные данные

Проверочный расчет

Расчет активных поверхностей зубьев на контактную усталостную прочность

Напомним, что расчет в проверочной форме проводится для проверки возможности использования серийного или другого готового технического объекта с позиций реализации запланированных целей, а также как уточненный после проектной ориентировочной оценки его геометрических параметров. В том и другом случаях известны как геометрия изделия, так и материалы, из которых изготовлены зубчатые колеса с их параметрами физико-механических свойств (ФМС).

1. Нагрузка (крутящие моменты на шестерне Т1 и колесе Т2, циклограмма нагружения, полностью учитывающая внешнюю динамическую нагрузку);

2. Кинематические параметры (частоты вращения шестерни n1 и колеса n2, передаточное отношение i);

3. Требуемый ресурс Lh (продолжительность эксплуатации в часах);

4. Условия эксплуатации (температура, запыленность, агрессивность среды и т.д.);

5. Геометрические параметры передачи (диаметры делительных окружностей шестерни d1 и колеса d2, угол зацепления αw, угол наклона зубьев β, модуль m, числа зубьев z1; z2 и т.п.);

6. Материалы зубчатых колес, их термическая, химико-термическая, другие обработки и соответствующие им ФМС (твердости рабочих поверхностей, пределы статической и усталостной прочности (σт, σв, σ0,

σ-1, модули упругости Е1,2 и т. д.).

Исходные данные по нагрузке и кинематике получают на этапе синтеза и анализа приводного устройства в целом (см. лаб. занятие №2). Циклограмму нагружения или нагрузочный график, ресурс, условия эксплуатации предоставляет расчет технологического процесса, для реализации которого создается технический объект или маркетинговые исследования (см. лаб. занятие №1).

Задача расчета – проверка соблюдения условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев в течение требуемого ресурса.

 

Работоспособность по критерию контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев будет обеспечена при выполнении условия σн ≤ [σн].

1.1.2.1. В основе расчетной модели определения допускаемых напряжений лежит универсальная зависимость(1.6)

[σ] =.

а) Предельные напряжения σlim как известно зависят от параметров ФМС материалов, характера нагрузки, суммарного числа циклов напряжений в случае циклической нагрузки и конструктивных факторов. Поскольку материалы зубчатых колес, их термическая и другие обработки, параметры физико-механических свойств в проверочном расчете известны, а также очевидным является циклическая нагрузка знакопостоянного пульсирующего цикла на активные поверхности зубьев (по аналогии с поверхностью фрикционных катков, рассмотренных в лекции №3), то в качестве σlim следует принять предел выносливости при указанном цикле и соответствующем суммарном числе циклов напряжений. Суммарное число циклов контактных напряжений, физически равное количеству контактов сопряженных поверхностей за весь период эксплуатации, определяется по очевидной зависимости:

, (2.10)

где nj – частота вращения j элемента передачи – шестерни n1, колеса n2, промежуточного (паразитного) колеса nпр (рис 2.8),

Zконj – число контактов зуба j элемента одной его стороной.

Методика оценки последнего параметра очевидна из рассмотрения рис.2.8. В однопоточной передаче (рис.2.1, а) число контактов для шестерни и колеса Zкон1= Zкон2=1, а для двухпоточной (с приводом от одной шестерни двух колёс (рис 2.8 б)) – Zкон1=2, Zкон2 =1. Характерно, что для зубьев передачи с паразитным (промежуточным) колесом (рис 2.8 в) Zкон1= Zкон2 = Zкон3=1. Zкон3=1 в силу того, что зубья паразитного колеса контактируют с шестерней одной стороной зуба, а с колесом − противоположной.

 

 

а) б) в)

Рис 2.8. Определение числа контактов Zконj одной стороны зуба за один оборот для зубчатых механизмов: а) однопоточного, б) двухпоточного, в) с промежуточным (паразитным) колесом

 

Поскольку предельные напряжения зависят от суммарного числа циклов напряжений, их следует определять для всех элементов передачи (шестерни, колеса, промежуточного колеса при наличии последнего). Значения σlim во второй и третьей зонах кривой усталости с учетом ограничений коэффициента долговечности можно определять по универсальной зависимости (1.13)

σlimj = σ0j КLj = σoHlimb KHLj. (2.11)

σoHlimb – международное обозначение длительного предела контактной выносливости при знакопостоянном пульсирующем цикле, величина которого зависит, главным образом, от твердости рабочих поверхностей зубьев. Например, для нормализованных и улучшенных зубчатых колес − σoHlimb = 1.8HB+65. Более подробно о предельных контактных напряжениях см. практ. занятие №3. Коэффициент долговечности по контактным напряжениям в соответствии с (1.14):

KHLj = (2.12)

Значения базового числа циклов напряжений контактной кривой усталости NOHj лежит в диапазоне 1071.2*108 при изменении твердости рабочих поверхностей HB в диапазоне 350НВ…630НВ. В промежутке между указанными значениями твердости база испытаний NOHj = 30*HBj2.4. При вычислении КНLj значение суммарного числа циклов Nj подставляется в случае постоянной нагрузки передачи, а эквивалентное – NEHj при переменной (см. лекцию №3).

б ) Допустимый коэффициент запаса по контактным напряжениям

[SH ], общие соображения по назначению которого изложены в л. №3, нормирован ГОСТ 21354-87. Его значения изменяются в зависимости от материалов зубчатых колес, их термической обработки, степени опасности отказа, точности назначения нагрузки и назначаются в соответствии с рекомендациями указанного стандарта.

в) Коэффициент, учитывающий конструктивно-технологические особенности проектируемой детали от образца, на котором получают опытные значения σ0Hlimb, в зубчатых передачах определяется следующим образом

КК-Т.Нj = ZRjZvZxjZсм , (2.13)

 

где ZRj - коэффициент, учитывающий шероховатость рабочей поверхности, который назначают по шероховатости j элемента передачи;

Zv – коэффициент, учитывающий окружную скорость;

Zxj – коэффициент масштабного фактора j элемента передачи;

Zсм – коэффициент, учитывающий влияние смазки.

Числовые значения указанных коэффициентов назначаются по рекомендациям стандарта (см. практическое занятии № 3). Таким образом,

 

н]j = . (2.14)

 

1.1.2.2. В расчетной модели оценки рабочих напряжений σн прежде всего отметим то обстоятельство, что эти напряжения возникают в определённый период зацепления по любой линии контакта зубьев, лежащей в пределах активной (рабочей) их поверхности. Однако практический интерес имеют напряжения σн в той зоне, где происходит контактное выкрашивание. Напомним, что выкрашивание наблюдается на ножке зуба вблизи полюсной линии. С целью упрощения расчетов σн определяют при зацеплении в полюсе.

Контактные напряжения в зубьях передачи, взаимодействующих силой Fn, моделируют сжатием двух цилиндров радиусами кривизны эвольвент в полюсе зацепления R11 и R22 (рис 2.9). С геометрических позиций контакт реальных зубьев и цилиндров объединяет начальный контакт по линии. Тем обстоятельством, что эвольвентные цилиндрические поверхности имеют переменные радиусы кривизны в отличие от круговых, можно пренебречь в силу малости размера hкон (рис 6.2) и плавности изменения радиуса кривизны ρ эвольвент. Далее рассмотрим возможность использования классической формулы Герца (1.23) для описания рабочих контактных напряжений с физических позиций. В этих целях сравним условия, для которых получена зависимость классической механики, с условиями работы зубчатых передач.

1.В задаче Герца цилиндры нагружены статическими сжимающими силами Fn. Поверхности зубьев, имеющих относительное перемещение, как отмечалось выше, нагружены циклически действующими силами Fn, касательной силой трения Ffr и дополнительной внутренней динамической нагрузкой, связанной с неравномерностью вращения ведомого колеса.

 

Рис. 2.9. Моделирование контактных напряжений в зубьях с помощью сжатия круговых цилиндров

 

2. Разделительная среда между сжимаемыми цилиндрами в классической задаче не предполагалась. Зубчатые колеса в большинстве случаев работают со смазкой и между зубьями возникает разделительная масляная плёнка, существенно влияющая на процесс усталостного выкрашивания.

3.Образующие сжимаемых круговых цилиндрических поверхностей принимались параллельными, а на рабочих поверхностей зубьев реальной зубчатой передачи они имеют перекос относительно друг друга из-за неточностей изготовления, перекоса и деформации валов, износа и т. п.

В общем случае для ответа на вопрос о возможности использования зависимостей классической механики или вообще зависимостей, полученных в родственных задачах, необходимо установить сколь значительно влияют на результат обнаруженные различия и при заметном влиянии найти механизмы компенсации подобных явлений. Как выше отмечено, замена сжатия двух эвольвентных цилиндрических поверхностей круговыми не вызывает серьезных изменений геометрии контакта и подобную замену принимают. Возможность перекоса образующих поверхностей контакта, а также дополнительная динамическая нагрузка могут значительно изменить величину фактических напряжений. Для компенсации этого влияния в формулу Герца вводятся коэффициенты, учитывающие неравномерность распределения нагрузки по линии контакта КНβ и дополнительную внутреннюю динамическую нагрузку Кнv. Что касается силы трения, циклического нагружения зубьев, разделительной масляной пленки, оказывающих заметное воздействия на процесс контактного выкрашивания, то их влияние учитывают при назначении допускаемых напряжений [σн]. Подобная возможность связана с тем, что предельные напряжения σ0Hlimв определяются в опыте, который проводят непосредственно на зубчатых передачах или на фрикционных катках, испытываемых с воздействием всех вышеперечисленных факторов.

Таким образом, для оценки рабочих контактных напряжений можно использовать формулу Герца для начального контакта по линии (1.23):

σн =

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды отказов зубчатых передач и методы их расчетов | Получение расчетной зависимости для определения рабочих напряжений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.