КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Когнитивизм как общенаучное направление
План лекции ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: «ВВЕДЕНИЕ В КОГНИТИВНУЮ ЛИНГВИСТИКУ» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ»
Выполнил: аспирант Ведерникова Ю.В. Научный руководитель: д.ф.н., профессор Горбунов Ю.И.
Тольятти, 2008г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Когнитивизм как общенаучное направление 2. Специфика КЛ как науки 3. Становление и развитие КЛ 4. Ключевые понятия КЛ 5. Концепт как базовое понятие КЛ Вопросы и список литературы для подготовки к семинару Тест по материалам лекции с ключами Список использованной литературы Когнитивизм – это направление в науке, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ними связаны. Это наука о знании и познании, о восприятии мира в процессе деятельности людей [В.А. Маслова 2004, с. 6]. «Когнитивный» обозначает «познавательный», «рассудочный», «ментальный». Когнитивизм изучает человека как систему переработки информации, а его поведение описывается в терминах физически проявленных внутренних состояний, которыми являются получение, переработка, ранение и мобилизация информации для рационального решения задач. Также этим термином называют: программу исследований человеческого «мыслительного механизма»; изучение процессов переработки информации, приходящей к человеку по разным каналам; построение ментальных моделей мира; устройство систем, обеспечивающих разного рода когнитивные акты; понимание и формирование человеком и компьютерной программой мыслей, изложенных на естественном языке; создание «искусственного интеллекта»; психические процессы, обслуживающие мыслительные акты. В науке нередок тот случай, когда в новой концепции слышны отголоски когда-то звучавших положений или проблем. Затронуло это «дежавю» и когнитивизм. Приняв термин «когниция» в качестве ключевого, направление это обрекло себя на обвинения в перепевах в новых терминах того, что давно известно. Ведь когниция, познание, разум, были предметом рассуждений с незапамятных времен. Наше столетие прошло под знаком когниции. У когнитивизма огромная традиция, берущая начало в античности. Что же нового приносит когнитивизм? Ответить на этот вопрос помогает следующая аналогия с алгеброй. Алгебра как искусство решения конкретных квадратных уравнений идейно существовала до создания нынешнего формального аппарата. Но рождение ее связывают с возникновением системы, позволяющей генерировать методы решения крупных типов задач. Когнитивизм делает заявку на метод серийного, если угодно «промышленного», решения задач о человеческой мысли. Поиски причин того, что вызывает в нас те или иные конкретные мысли, не исключительно когнитивистское занятие. Есть еще как минимум два других подхода: бихевиоризм и нейропсихология. Бихевиоризм стремился характеризовать поведение в терминах навыков, стимулов и реакций. Нейропсихология же видит объяснение на уровне нейронных процессов. В отличие от этих подходов, когнитивисты стремятся формулировать свои гипотезы в терминах самих ментальных процессов, не сводимых ни к стимулам и реакциям, ни к взаимодействию клеток. Это – попытка функционально идентифицировать ментальные состояния, в терминах их взаимодействия между собой, в абстракции от материальной реализации в мозгу. Началом когнитивизма можно считать 11 сентября 1956, когда в г. Кембридж штата Массачусетс открылся семинар по теории информации, где были зачитаны работа А. Ньюэлла и Г. Саймона «Теоретическая логика», в которой исследовались процессы принятия административных решений (в последствие эта работа была удостоена Нобелевской премии по экономике). Характерные черты когнитивной науки: междисциплинарность (существует комплекс наук, которые называются когнитивными: когнитивная лингвистика, когнитивная философия, когитология); использование репрезентации знаний в качестве центрального понятия; использование компьютерной метафоры (сначала аппаратная (hardware) компьютерная метафора: человеческий мозг подобен компьютеру; затем программная (software) компьютерная метафора: в сознании человека существуют структуры подобные компьютерным программам; одно из доказательств - наличие кратковременной и долговременной памяти у человека); обращение к когнитивным структурам (сценариям и фреймам); исследовательский метод - вычислительный эксперимент (термин Герберта Саймона) - метод интроспекции, т.е. наблюдения над языком.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |