Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Божественная комедия» Данте с точки зрения современной жанровой системы




Работая над произведением, каждый писатель в большей или меньшей степени опирается на опыт своих предшественников, использует исторически сложившиеся приемы организации текста, свойственные произведениям того или иного жанра.

По мере развития литературного процесса жанры не остаются одними и теми же, они меняют свое содержание, наполнение. Кроме того, жанр – это не только характеристика произведения с точки зрения его содержания, формы или их единства. В жанре выражаются отношения между тем, кто создает произведение искусства, и тем, кто его воспринимает, т.е. жанр – это исторически понятный тип формосодержательного единства в литературе.

С точки зрения Данте и первых читателей его произведения, в «Божественной комедии» не было ничего нереального. В Евангелии апостол Павел сообщал о том, что знал христианина, который четырнадцать лет назад был вознесен в рай и слышал «неизреченные слова», которые человеку нельзя пересказать. Эта история не вызывала сомнений. Столь же достоверным для средневекового человека было и то, что в Страстную пятницу 1300 г. Данте во сне-видении «очутился в сумрачном лесу», а потом, пройдя темные провалы Ада, утесы освещенного слабым рассветным солнцем Чистилища и преодолев девять сияющих небес Рая, вознесся в обитель Бога – Эмпирей.

Если для современников Данте в «Божественной комедии» легко угадывался жанр «видения», а постижение уровней смысла произведения не казалось труднопреодолимой сложностью, то с течением времени смысл произведения для читателей все больше затемнялся, а его жанровая природа осмысливалась в рамках существующей на определенный момент и уже привычной жанровой системы, причем с точки зрения нового мировосприятия и нового взгляда на человека.

«Божественную комедию» Данте называют энциклопедией средневековой жизни, т.к. она не только является итогом развития идейно-политической и художественной мысли поэта, но и дает грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, подобно эпосу, рисуя действительность во всем ее многообразии, переплетая реальность и фантастику.

Но «Божественную комедию», несмотря на грандиозный замысел, нельзя назвать эпическим произведением, т.к. эпос объективен, предполагает самоустранение автора, изображает сторонний по отношению к автору мир. Данте же начинает говорить о себе («…Я очутился в сумрачном лесу...»), он является действующим лицом поэмы, совмещающим в себе характерные черты лирического героя, чьи мысли, чувства, переживания отражены в произведении, повествователя (Данте рассказывает о себе и других людях или каких-то событиях) и объекта повествования. При этом образ героя не тождествен образу автора. Герой «Божественной комедии» эмоционален: он может быть гневным с предателями; вспыльчив, но уважителен с Фаринатой; исполнен жалости и сочувствия к Франческе и Паоло. Автор же, сам сконструировавший весь этот мир и заселивший его душами по своему усмотрению, всезнающ, строг и объективен.

Именно образ Данте, во всех трех его ипостасях, является связующим центром разнообразных элементов художественной системы «Божественной комедии». Поэт не только и даже не столько описывает то, что предстает его взору, а осмысливает, переживает все события, приглашая читателя к со-чувствию и со-переживанию. Ведь если Ад, согласно средневековым представлениям, – это кара, наказание грешников, представленных в виде безликой, орущей толпы, то у Данте Ад – справедливое возмездие за недостойную жизнь, за отступление от нравственных норм и правил, а грешники – страдающие люди, со своими именами, судьбами, многим из которых автор глубоко сочувствует (вспомним его реакцию на историю любви Франчески и Паоло).

Таким образом, в «Божественной комедии» Данте в изображении жизни сочетается эпическое и лирическое. Это стихотворное повествование о поступках и переживаниях героев, и в то же время в нем отчетливо выражены переживания поэта- повествователя.

«Божественная комедия» по общему своему замыслу является фантастическим произведением. Поэт, равный Творцу, строит собственный поэтический мир, при этом авторская фантазия опирается на впечатления реальной жизни. Так, при описании мучений лихоимцев, брошенных в кипящую смолу, Данте вспоминает морской арсенал в Венеции, где конопатят суда в растопленной смоле («Ад», песнь XXI). При этом бесы следят за тем, чтобы грешники не всплывали наверх, и сталкивают их крюками в смолу, как повара, когда «топят мясо вилками в котле». Творя фантастическое, Данте не боится напоминания о земном, наоборот, он все время добивается от читателя узнавания реального мира. Так, картины Ада, представшие глазам Данте и Вергилия, в высшей степени фантастичны. Но эта запредельная фантастика довольно точно отражает реальность современной автору Италии (ученые подсчитали: из 79 персонифицированных обитателей Ада почти половина его земляки-флорентийцы – 32 человека).

В «Божественной комедии» действие предстает в качестве живого, словно развертывающегося прямо на наших глазах события, и это обеспечивает полную иллюзию реальности происходящего, что сближает произведение Данте с драмой, - как и диалоги, позволяющие также драматизировать действие.

Пример тому – диалог Данте и Вергилия в сцене их восхождения к Чистилищу: удивительно точно, со знанием дела Данте ставит натурфилософские вопросы и сам же, устами Вергилия, на них отвечает. И сам диалог, и потрясающе убедительные мелкие детали повествования обеспечивают полную иллюзию реальности происходящего, словно все происходит на глазах у читателей.

Все отмеченные особенности «Божественной комедии» позволяют отнести ее к лиро-эпическим произведениям и квалифицировать как фантастическую поэму, в которой преобладает эпическое начало, дополненное лирико-драматическими элементами.

В то же время глобальная, выходящая за грань реального картина мира, воссозданная силой воображения Данте, и соотнесенность этого мира с личной судьбой самого поэта, его возлюбленной Беатриче и Вергилия – учителя и друга, а также затронутые автором вопросы мироздания, цели и смысла человеческого существования, ответственности за свои поступки позволяют говорить о том, что «Божественная комедия» Данте – поэма универсально-философского характера: она сопоставима с такими произведениями, являющими собой «синтез жанров», как трагедия Гете «Фауст», по многим жанровым признакам тоже близкая поэме и сочетающая в себе эпос, лирику, драму, и роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», созданный под влиянием и Данте, и Гете.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.