Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интегрированная среда Turbo Pascal 7.0




Begin

Begin

<Тело процедуры>

End;

Раздел описаний может иметь такие же подразделы, как и раздел описаний основной программы (описание процедур и функций - в том числе). Однако все описанные здесь объекты "видимы" лишь в этой процедуре. Они здесь локальны также, как и имена формальных параметров. Объекты, описанные ранее в разделе описаний основной программы и не переопределенные в процедуре, называются глобальными для этой подпрограммы и доступны для использования.

Легко заметить схожесть структуры программы целиком и любой из ее процедур. Действительно, ведь и процедура и основная программа реализуют некий алгоритм, просто процедура не дает решения всей задачи. Отличие в заголовке и в знаке после End.

Формат описания функции:

Function <Имя функции> (<Имя форм. параметра 1>:<Тип>;

< Имя форм. параметра 2>:<Тип>):

<Тип результата>;

<Раздел описаний>

<Тело функции>

End;

В теле функции обязательно должна быть хотя бы команда присвоения такого вида: <Имя функции>:=<Выражение>;

Указанное выражение должно приводить к значению того же типа, что и тип результата функции, описанный выше.

Вызов процедуры представляет в программе самостоятельный оператор:

<Имя процедуры>(<Фактический параметр 1>, < Фактический параметр 2>);

Типы фактических параметров должны быть такими же, что и у соответствующих им формальных.

Вызов функции должен входить в выражение. При вычислении значения такого выражения функция будет вызвана, действия, находящиеся в ее теле, будут выполнены, в выражение будет подставлено значение результата функции.

Отличие функции от процедуры:

1) Заголовок функции начинается со служебного слова Function и заканчивается указанием типа значения функции;

2) Раздел операторов функции должен содержать хотя бы один оператор присваивания имени функции;

3) Обращение к функции – не оператор, а выражение.

Приведем простейший пример использования подпрограммы.

Задача: "Найти максимальное из трех введенных чисел". Для решения воспользуемся описанием функции, принимающей значение максимального из двух чисел, которые передаются в нее в виде параметров.

Program Fn;

Uses Crt;

Var

A,B,C:Real; {глобальные переменные}

Function Max(x,y:Real):Real; {Описываем функцию Max с формальными параметрами x и y}

Begin

If x>y Then Max:=x Else Max:=y;

End;

Clrscr;

Begin {начало основной программы}

Writeln('Введите три числа');

Readln(A,B,C);

Writeln('Максимальным из всех является ', Max(Max(A,B),C));

End.

Обратите внимание на краткость тела основной программы и на прозрачность действий внутри функции. Формальным параметрам x и y при первом вызове передаются значения переменных А и В, а затем полученное и С.

Существует два способа передачи фактических параметров в подпрограмму: по значению и по ссылке. В первом случае значение фактического параметра при вызове подпрограммы присваивается локальной переменной, являющейся формальным параметром подпрограммы. Что бы потом ни происходило с локальной переменной, это никак не отразится на соответствующей глобальной. Для одних задач это благо, но иногда требуется произвести в подпрограмме действия над самими переменными, указанными в качестве фактических параметров. На помощь приходит второй способ. Происходит следующее: при обращении к подпрограмме не происходит формирования локальной переменной - формального параметра. Просто на время выполнения подпрограммы имя этой локальной переменной будет указывать на ту же область памяти, что и имя соответствующей глобальной переменной. Если в этом случае изменить локальную переменную, изменятся данные и в глобальной.

Передача параметров по ссылке отличается тем, что при описании подпрограммы перед именем переменной - формального параметра ставится служебное слово Var.

Еще один классический пример. Задача: "Расположить в порядке возрастания три целых числа".

Program Pr;

Uses Crt;

Var

S1,S2,S3:Integer; {глобальные переменные}

Procedure Swap(Var A,B: Integer);

Var

C: Integer; {локальная переменная}

Begin

C:=A; A:=B; B:=C {меняем местами содержимое A и B}

End;

Begin {начало основной программы}

Clrscr;

Writeln('Введите три числа');

Readln(S1,S2,S3);

If S1>S2 Then Swap(S1,S2);

If S2>S3 Then Swap(S2,S3);

If S1>S2 Then Swap(S1,S2);

Writeln('Числа в порядке неубывания: ',S1,S2:4,S3:4)

End.

 

 

Среда программирования Турбо Паскаль 7.0 представляет собой интегрированную среду разработки компьютерных программ с использованием языка программирования Паскаль (см. рис. 4.1).

Рис. 4.1. Вид экрана интегрированной среды Турбо-Паскаля версии 7

Если Турбо Паскаль 7.0 установлен на компьютере, то на одном из его жестких дисках имеется папка TP7, в котором находятся файлы и каталоги, необходимые для работы системы. Необходимо войти в папку BIN и запустить файл turbo.exe.

В верхней части окна интегрированной среды находится строка главного меню, в которой перечислены названия меню, команды которых используются во время работы:

File – работа с файлами (сохранение, загрузка, связь с операционной системой);
Edit – редактирование текущего файла (стандартные возможности встроенного текстового редактора);
Search – поиск и замена фрагментов текста;
Run – запуск программы на выполнение;
Compile – компиляция программы;
Debug – установка параметров отладки программы;
Tools – инструментальные программные средства.
Options – установка опций интегрированной среды;
Window – работа с окнами;
Help – система помощи и подсказок.

Вход в главное меню осуществляется с помощью клавиатуры – нажать функциональную клавишу F10, с помощью мыши – щелкнуть левой кнопкой мыши на названии нужного меню.

Для начала работы с системой программирования необходимо иметь проект текста программы, который можно набирать в рабочем поле окна системы (File \ New). Встроенный текстовый редактор прост и максимально приспособлен для набора текстов программ на языке Паскаль. В нем предусмотрена специальная подсветка управляющих структур, команд. Удобна система контекстной помощи (Ctrl+Fl), которая вызовет подсказку по набираемому текущему тексту программы в любой момент и в любом месте. Впрочем, текст программы можно приготовить в любом текстовом редакторе, хранящем тексты в ASCII-кодах; необходимо лишь снабдить имя файла расширением.pas.

Если текст программы был ранее сохранен на жестком диске или дискете, то он может быть загружен в поле редактирования с помощью пункта меню File (File \ Open или F3).

После окончания формирования текста необходимо откомпилировать программу (пункт меню Compile). После удачной компиляции запуск программы осуществляется командой меню Run (Run \ Run или Ctrl+F9).

Во время компиляции программы на экране появляется специальное окно, в к тором информируется процесс компиляции. В случае обнаружения ошибки компиляция прерывается и активизируется встроенный редактор, в котором курсор указывает место ошибки. Вверху окна выводится информация по диагностике ошибки. Исправив ошибку, можно опять отправить программу на компиляцию (Alt+F9 или сразу на выполнение Ctrl+F9). После удачной компиляции программа выполняется и результаты ее работы можно просмотреть нажатием клавиш Alt+F5. В процессе компиляции выявляются лишь синтаксические ошибки. Правильность работы программы необходимо проверять специальными приемами. В интегрированной среде разработчика предусмотрен отладчик, позволяющий осуществлять трассировку программы или ее отдельных участков, прерывать выполнение в заданных точках, следить за изменениями значений различных переменных. Трассировкой называют пошаговое исполнение программы, при котором за один шаг выполняются все операторы одной строки с последующим ожиданием. Очевидно, что трассировка эффективнее работает для исходного текста, в котором в строке помещают не более одного оператора. При этом появляется возможность анализировать результаты работы каждого оператора в отдельности.

Сеанс отладки обычно начинается с команды Trace into (F7) или Step over (F8) из меню Run. Выборочная трассировка отдельных участков исходного текста осуществляется с помощью команд Breakpoints из меню Debug и Go to cursor меню Run. Для наблюдения за значениями переменных и выражений существует окно просмотра Watch в меню Debug. В нем отображаются текущие значения выбранного выражения. Сеанс отладки программы необходимо завершать командой Program reset (Ctrl+F2) из меню Run.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.