Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические паузы

III. Общее в работе между прозой и поэзией. Логика речи.

 

Законы логики речи в стихотворных произведениях такие же, как и в прозе. Владение этими законами помогает доносить заложенную автором мысль в звучащей речи, помогает организовать текст так, чтобы точно и осмысленно воздействовать на зрителя.

В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики русского языка.

Смысл высказывания - это первичная логика текста, заложенная в интонировании. В письменной речи функцию интонирования выполняют знаки препинания. Они позволяют читателю понять первичную логику, уровень смысла текста. В этом разделе мы будем говорить только о первичной логике смысла, так как существует еще уровень значения текста – это подтексты, образы, скрытые, не проявленные мысли автора. Пунктуация на письме в устной речи заменяется приемами голосового интонирования. Существуют определенные законы и правила устной речи, одтнаково применимые как в прозе, так и в стихе. Правила интонирования знаков препинания усваиваются носителями языка вместе с языком. Когда мы говорим свой текст, мы не задумываемся над тем, где надо поставить паузу или повысить голос. Свой текст – это наша мысль, вербально озвученная. Логика этой мысли нам понятна, и наша интонация следует этой логике. Сложнее приходиться с чужими текстами, логика которых внутренне нами не присвоена. Учителю в своих уроках часто приходится использовать чужие тексты: читать отрывки из художественной литературы, публицистики, документов и, конечно, стихи. Знание логических законов устной речи поможет педагогу наиболее эффективно применять цитирование авторских текстов, сделать их понятными и убедительными для ученика. А если речь идет о стихах, то и возбуждать воображение ученика, развивать образные видения и добиваться эмоционального отклика. О логическом разборе было подробно рассказано в сборнике «Речевое мастерство учителя и работа со словом» II часть. Применительно к стихам, нужно всегда помнить о том, что главное при чтении стиха, это первичный стихотворный ритм, заложенный автором. Всё подчинено этому ритму, и именно он проявляет смысл, заложенный в содержании, и выявляет авторскую интонацию. О конструктивных элементах стиха (стиховых паузах, переносах и цезурах) мы будем говорить позже.

 

Кроме логических пауз, передающих логико-грамматический смысл фразы, существуют психологические паузы. Они не подчиняется законам логического чтения текста, а относятся к области словесного действия. Психологические паузы не подчиняются грамматике и логике, а зависит от исполнительских задач, эмоционально интерпретируют текст. Логическая пауза пассивна и бездейственна, она служит уму, а психологическая пауза богата внутренним содержанием, она дает мысли жизнь. На письме такая пауза может быть обозначена многоточием.

Виды психологических пауз:

· пауза припоминания,

· пауза умалчивания,

· пауза волнения,

· пауза напряжения

 

Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звезды, и луну,

Луну, небесную лампаду,

Которой посвящали мы

Прогулки средь вечерней тьмы,

И слезы, тайных мук отраду...

Но нынче видим только в ней

Замену тусклых фонарей.

(Пушкин А. С.)

В данном примере многоточие указывает на паузу волнения.

 

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Всё в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

(Пушкин А. С.)

Многоточие в этом примере указывает на паузу умалчивания.

 

Паузы, поставленные не на свое место, разрушают смысл высказывания. В то же время, психологические паузы, умышленно поставленные неправильно, дают определенную трактовку образа. Если пауз слишком много, речь становится прерывистой, рубленной, появляется многоударность, которая несвойственна живой речи. Речь утяжеляется, становится сложной для восприятия, так как выделяются не только главные слова, но и второстепенные. Поэтому очень важно правильно определить место логических и психологических пауз.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. Природа стихотворной речи и ее отличие от прозы | Сравнения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.