Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок работы со стихом

Звукопись. Ее значение при чтении стихов

Звукопись в стихе так же передает смысл происходящего, атмосферу события. В Есенинских стихах, плавных, широких, с полными звучащими гласными не часто можно встретить взрывные согласные. В стихотворении А.Пушкина «Обвал»:

 

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орлы,

И ропщет бор,

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор.

Оттоль сорвался раз обвал,

И с тяжким грохотом упал,

И всю теснину между скал

Загородил,

И Терека могущий вал

Остановил.

 

Сгласные Д, Р, Г передают грохот летящих камней, а шипящие Ш, Щ – шум низвергающейся воды. Разностопные строки дают нам неровности ритма, неспокойствие, подчеркивая атмосферу происходящего.

В стихах «серебряного века» можно встретить повторы согласных, как формальный прием (В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Белый и др.). В классической поэзии звукопись – явление не частое, но очень серьезное, звуки усиливают авторскую мысль

С т оит Ис т омина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружи т,

И вдруг прыжок, и вдруг ле т и т,

Ле т и т, как пух о т ус т Эола;

Т о с т ан совье т, т о разовье т

И быс т рой ножкой ножку бье т.

(Пушкин А.С.)

В этом отрывке частый повтор звука Т напоминает стук пуантов по сцене.

Звон медный несется, гудит над Москвой;

Царь в смирной одежде трезвонит;

Зовет ли обратно он прежний покой

Иль совесть навеки хоронит?

Но часто и мерно он в колокол бьет,

И звону внимает московский народ,

И молится, полный боязни,

Чтоб день миновался без казни.

(Толстой А. К.)

Повторы М Л Н З создают ощущение звучащего набата, атмосферу тревожности, вязкости и неизбежности.

 

А.С.Пушкин часто использовал звуковые контрасты. Вот пример контраст звуков в Пушкинском «Евгении Онегине»:

 

Вот наш герой подъехал к сеням;

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волоса рукой,

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры,

И ревом скрыпок заглушен

Ревнивый шепот модных жен.

 

Обратите внимание на строки, в которых идет речь о мужчинах – звуки Р, К, Г, характер звучания стаккато. В строках же, где речь идет о женщинах Л, Н, М, и немного Ш на сплетнях. Характер звучания напротив – легато.

1. Первое впечатление от стиха. О чем он?

2. Событие стиха, куски и задачи куска.

3. Опорные слова, помогающие выразить суть

4. Знаки препинания, вскрывающие суть

5. Кинолента видений

6. Разбор стиха - Ритмика стиха, мелодика, звукопись (порядок разбора дан в разделе «Практические задания»)

7. Авторская позиция. Адресность

Очень важно ваше первое впечатление, после прочтения стихотворения. Оно содержит эмоциональный отклик на происходящее в стихе, и важно для целостного восприятия произведения. Проанализировав, поняв свое первое впечатление, вы сможете понять, на какое событие так откликнулся автор, найдете точки соприкосновения, созвучность с ним. Задавая ученику вопрос: «О чем стих?», скорее всего, вы услышите пересказ сюжета, или повтор образов, пока еще ничего не значащих для читающего. Лирическая поэзия, это разговор сердца, эмоциональные потрясения, связанные с какими либо событиями или явлениями жизни. Для понимания смысла произведения пытаемся определить, какое именно событие взволновало автора. Ведь именно отклик на это событие и выразился в данной стихотворной форме.

Например, какое событии лежит в стихотворении С. Есенина

 

«Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

 

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мягкой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

События стиха. Встреча с любимыми, дорогими с детства местами, встреча с родным и близким. Это может быть возвращение реальное, а может быть возвращение в мыслях, попытка, хоть в мыслях вернуть любимые образа. При встрече после долгой разлуки мы пытаемся всмотреться и отыскать любимые черты. Какие чувства рождаются у нас при долгожданной встрече – радость узнавания. Лирика – это всегда личностное восприятие, рассказ от «Я». В нашем жизненном опыте, даже опыте совсем молодого человека, происходили события аналогичные авторскому, попробуем их вспомнить, и вспомнить те чувства, которые нами тогда владели. Наше первое впечатления от стиха поможет нам точнее восстановить события прошлого. Поговорив о наших чувствах, связанных с событием возвращения, встречи, посмотрим, созвучны ли наши чувства авторским, как он их выражает. Радость узнавания, радость обретения вновь – вот что владело автором. Таким образом, мы пытаемся присвоить авторский текст, приблизит свои мысли и чувства к авторским.

Какие опорные слова помогают нам выразить наши чувства? Здесь важна не красивость слов, иначе мы обречены на раскрашивание текста, а те знакомые черты, которые мы с радостью вновь узнаем – все как прежде, время как будто вернуло нас в детство: «хаты - в ризах образа…», «синь», «низенькие околицы», «тополя». «Захожий богомолец» - важный образ для понимания своего места – я чужой, а как хочется снова стать своим! В этом образе эмоциональный взрыв – я чужой, но я возвращаю себе утраченное – это следующий кусок стиха. Возвращаю, через знакомые запахи яблок и меда в августе, когда на праздник Спаса освящают в церквах яблоки, и качают мед нового урожая. (Вот уже и наши видения собираются) Возвращаются через звуки – «гудит за корогодом» - пчелы, шмели, может крики играющей детворы (что припомните). Следующий кусок стиха – это обретение вновь, возврат в счастливое время « побегу помятой стежке», «навстречу…девичий смех» - узнали. Финал стиха – эмоциональный вывод – не расстанусь больше, не отдам никому своё счастье «Не надо рая! Дайте родину мою». Всю предварительную работу над стихом держим в поле нашего личного восприятия. Обращаемся к своей эмоциональной памяти, вспоминаем картины, звуки, запахи – всё это выстраивается в цепочку «видений». Все картины наши личные, а не абстрактные, только личные воспоминания гарантируют рождение живых чувств и эмоций, подлинное проживание. А поможет ярко и точно выразить наши чувства авторский текст. Когда события и задачи внутри стиха определены, у ребят возник интерес к происходящим событиям, можно обратиться к биографии автора, когда было написано данное стихотворение, какие жизненные события происходили с поэтом в это время. Тогда биография будет живой, а не просто набором фактов и дат.

Авторские знаки препинания служат нам подсказкой происходящих событий. Многоточие во второй строке первой строфы – сиюминутная ассоциация с иконой, рожденная здесь и сейчас, образ избы проявился в образе иконы. Многоточие от неожиданности этой ассоциации. Последние две строки в последней строфе – прямая речь, активное действие. Строки короче и определеннее предыдущих – это принятое решение, уверенность и определенность. Рассмотрим другой пример: А.С.Пушкин «Полтава»

 

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Равняясь, строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев.

И се - равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

Пестреют шапки. Копья блещут.

Бьют в бубны. Скачут сердюки,

В строях равняются полки.

Толпы кипят. Сердца трепещут.

Дорога, как змеиный хвост,

Полна народу, шевелится.

Средь поля роковой намост.

На нем гуляет, веселится

Палач и алчно жертвы ждет:

То в руки белые берет,

Играючи, топор тяжелый,

То шутит с чернию веселой.

Обратим внимание: в первом и начале второго фрагмента в конце каждой строки стоит точка, хотя законы грамматики позволяют здесь поставить и запятые. Почему Пушкину понадобились именно точки? Потому что короткие предложения передают отрывочные картины, и создают напряженный ритм повествования. Это не описание, а предвосхищение будущего события. Здесь не общий план, а деталь играет основную роль и сосредотачивает нас на определенной атмосфере: в первом фрагменте – появление царя Петра, торжественность момента; во втором фрагменте – напряжение, затишье перед страшным, перед казнью. Большое количество точек делает звучание текста стаккатным. И совершенно другую атмосферу передают знаки препинания в четырех последних строках второго фрагмента – образ палача, для которого происходящее забава и удовольствие. Отсутствие точек и запятых в описании действия палача заставляет звучать данный фрагмент легато.

Вот другой фрагмент из Пушкинского «Евгения Онегина»

 

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

 

Такое количество запятых на перечислениях передает стремительность движения саней, и только в последней строке отсутствие запятых, на контрасте с предыдущими, передаёт замедление и остановку возка.

 

Мелодике стиха. В «Медном всаднике» образ Петра и образ Евгения заключен и в мелодике стиха. Тема Петра – полноударный ямб, отсутствие переносов, ритмически и синтаксически сложные периоды. В теме Евгения синтаксически короткие сжатые фразы.

Несчастный

Знакомой улицей бежит

В места знакомые. Глядит,

Узнать не может. Вид ужасный!

Все перед ним завалено;

Что сброшено, что снесено;

….

И вот бежит уж он предместьем,

И вот залив, и близок дом...

Что ж это?..

Он остановился.

Пошел назад и воротился.

Глядит... идет... еще глядит.

Вот место, где их дом стоит;

Вот ива. Были здесь вороты –

……….

И, обращен к нему спиною,

В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

 

«Кинолента видений» в стихе складывается из картин, ранее виденных вами. Это личные образы, рождающие у исполнителя определенные эмоции. Через свои «видения» исполнитель передает слушателям свои чувства и мысли. К.С.Станиславский говорил, что мы говорим не уху, а глазу. Исполнитель заражает слушателя своими картинами, а у них, в свою очередь, рождаются свои ассоциации и свои картины.

Авторская позиция. Адресность. Эпос, драма и лирика – разные роды литературы и требуют разного подхода.

В эпосе (поэма, роман, элегия, рассказ, новелла повесть) события всегда в прошлом. Это развернутое повествование с героями, персонажами.

Драма – есть действие лица. В эпосе и драме автор всегда скрыт за происходящими событиями.

Лирика бывает разной: гражданской, политической, любовной. В лирическом образе есть переживание, это всегда настоящее время. В основе лирики лежит всегда что-то пережитое. Разговор в лирике идет от 1 лица – автобиографичная основа, от которой лирика и рождается, а дальше происходит чудо проживания и переживания, осмысления и выводов. В лирике не уйти от «Я», но это «Я» не обязательно авторское. От понимания позиции читающего зависит адрес, к кому он обращается.

В позиции лирического героя, адресат – третье лицо, его нет среди слушателей, исполнитель, обращаясь к своему адресату, позволяет слушателям лишь стать свидетелем своих переживаний.

Судительная позиция – адресат зал, призванный быть судьей в конфликтном вопросе, к нему идет посыл исполнителя. Исполнитель четко знает, кого или что надо судить. В стихотворении М.Лермонтова «На смерть поэта» должна быть четкая судительная позиция. Здесь ясно, кого обвиняют, а зал делает свой выбор.

Митинговая позиция – обращение, призыв к залу. Исполнитель должен хорошо знать к чему он призывает. Стихотворение С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная» часто читают с митинговой позиции, призывая любить Родину. От этого уходит Есенинская задушевность и тонкость, а текст звучит пафосно и неискренне, попробуйте прочесть это же стихотворение с позиции лирического героя, и вы почувствуете тонкую есенинскую интонацию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
IX. Особые формы стиха | Тема 2 Предмет и объекты предмета бухгалтерского учета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.