КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специальная техника общения: псевдокоммуникация, или активное слушание
Наряду с обычной коммуникацией важную роль в деловом общении играет псевдокоммуникация, когда есть общение, но реальной передачи вербальной информации не происходит. Такое общение дает разрядку эмоциям и устанавливает доверительный контакт (раппорт). Это так называемое клиент - центрированное общение по К. Роджерсу. Без подобного контакта общение продавца с покупателем останется малопродуктивным. Иначе ответную реакцию покупателя на восторженные монологи продавца, рекламирующего свой товар, можно описать словами известной песни: «Слова я слушаю твои, но ничего они не значат». Практической реализацией псевдокоммуникации является, по Роджерсу, активное слушание. Приведем краткое описание основных принципов подобной технологии общения (с учетом интерпретации В.В.Козлова и А.А.Козловой): - безусловное положительное отношение (уважение к собеседнику — априорное, неизменное и не зависящее от каких-либо обстоятельств); - принятие (безоценочность суждений, принятие точки зрения собеседника, принцип «клиент всегда прав»); - присутствие (сосредоточение на предмете диалога и на текущем моменте); - реальность (практичность и утилитарность высказываний — говорить «по делу», принцип «конкретные цифры и конкретные факты» по А.Барышевой; реализуемость и рентабельность предложений — ответ на основной вопрос клиента: «Что я с этого буду иметь?»); - открытость (гибкость мнения, учет мнения собеседника, прием «чего изволите...»); - прозрачность (понятность для клиента ваших высказываний — «говорить на языке клиента» — и чувств). Подчеркнем важность с точки зрения психотерапевтического подхода в коммерции такого принципа общения с клиентом, как сосредоточение на текущем моменте. Психотерапия называет это психологической актуальностью, или сосредоточенностью на «здесь и сейчас» (Ф. Перлз). Подобное состояние собеседников представляет собой основу возникающего в процессе коммуникации особого состояния сознания (транса), которое во многом определяет эффективность этого общения. Для практического освоения навыка активного слушания удобно разделить его на составные части или отдельные психотехнические приемы (Моховиков А. Н., 1999). Поощрение — это стимулирование собеседника к продолжению диалога, демонстрация собственной заинтересованности (например, «Я понимаю», «Это интересно», «Пожалуйста, подробнее...», «Что еще вы хотели бы сказать по этому поводу?»). Повторение — это перефразирование высказывания собеседника (рефрейзинг), демонстрация стремления к пониманию (например, «Правильно ли я понял, что...», «Другими словами, вы считаете...»). Отражение — это обоснованное описание эмоций собеседника, усиление эмпатии (например, «Вы чувствуете, что...», «Вы взволнованы тем, что...», «Вас тревожит, что...»). Обобщение — это логический анализ содержания диалога (например, «Подводя итог...», «Самое главное, что...». Подчеркнем, что успех продаж связан в большей мере с умением продавца слушать, чем говорить. По аналогии с психотерапевтическим выслушиванием пациента выслушивание клиента дает последнему эмоциональную разрядку. Как подчеркивает Г. Н. Кессон (1997): «Если клиент заговорит о своих проблемах, то придет в равновесие. Так учил Фрейд. <...> Коммерческий агент вынужден выслушивать поток жалоб (клиента на жизнь и личные проблемы. — М.С.) не только потому, что это его профессиональная обязанность, а еще и потому, что он как продавец заинтересован в своем заказчике и его делах». В этом заключается клиент - центрированный подход и наглядно проявляется психотерапевтическое воздействие коммерсанта.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |