Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №3. Дидактические основы обучения ИЯ




План

1. Специфика учебного предмета «Иностранный язык» в учебно-воспитательном процессе

2. Дидактические принципы обучения ИЯ

1. Специфика учебного предмета «Иностранный язык» в учебно-воспитательном процессе

Любой учебный предмет имеет свою специфику, определяющую особенность связи с дидактикой и особое применение дидактических принципов. Специфика предмета «Иностранный язык» состоит в том, что ИЯ наравне с «родным языком», т.е. русским языком, входит в особую группу учебных предметов в современной школе, задача которых заключается в формировании системы коммуникации и освоении языковых средств общения. Принципиальное отличие языковых дисциплин от предметов первой группы (основы наук – химия, физика, биология и т.д.) и второй группы (предметы эстетического цикла – музыка, ИЗО, литература) состоит в том, что важны не сами по себе языковые знания, а те приобретенные умения и навыки, которые обеспечивают получение новой информации, т.е. новых знаний по другим областям или сведений, ценных в эстетическом отношении. Принципиальное отличие языковых дисциплин от третьей группы предметов (предметы для обучения определенной деятельности – трудовое обучение, физическая культура) состоит в том, что формируемые речевые умения – это интеллектуальные умения, а не навыки физической деятельности. В связи с этим акад. Л.В. Щерба справедливо указывал, что основная функция языковых предметов -коммуникативная, хотя эти предметы имеют и образовательно-воспитательные задачи. Наблюдаются отличия и в специфике учебных предметов «ИЯ» и «Родной язык» на уровне разного соотношения коммуникативной и образовательно-воспитательной функций. При обучении родному языку коммуникативная и образовательно-воспитательные функции по сути дела равноценны или почти равноценны. При обучении ИЯ ведущей и основной является коммуникативная функция, определяющая реализацию образовательно-воспитательных задач. Кроме того, учащиеся владеют родным языком как средством общения в устной форме в повседневной жизни, а развитие и совершенствование родной речи (устной и письменной) происходит и на занятиях по другим предметам. Следовательно, коммуникативная цель обучения родному языку сводится к формированию умений письменной речи и совершенствованию устной речи. А образовательно-воспитательная задача – ознакомление с теорией родного языка, с его системой, с языком как средством общения – может быть и не связана с практикой совершенствования речевой деятельности, а являться самоцелью.

При изучении иностранного языка у учащихся формируется новая языковая система коммуникации. Эта система создаётся только на уроках иностранного языка, где учитель выступает в роли его носителя. Поэтому при ограниченном числе часов, отводимом на изучение иностранного языка, можно получить практически значимые результаты лишь в том случае, когда учитель уделяет основное внимание реализации коммуникативной задачи. Решение образовательно-воспитательных задач должно осуществляться попутно и не в ущерб коммуникативной. Поэтому в курсе иностранного языка теоретические сведения должны помогать практике, делать процесс обучения более эффективным. В учебно-воспитательном процессе совершенствование умений и навыков в родном языке часто происходит вне школы, в процессе жизни под влиянием СМИ и окружающей среды. При изучении ИЯ все это отсутствует, а поэтому учащийся не видит достаточно ясных стимулов для изучения этого предмета. Из этого следует, что на уроках и во внеклассной работе на ИЯ следует воссоздавать по возможности условия реального общения, используя ТСО и средства наглядности, имитируя языковую среду и погружая в нее обучаемых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.