КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 3. Правовая информатизация. Информационные процессы в юридической деятельности
Правовое пространство систем информатизации - неотъемлемая часть государственной правовой системы. Информация систем государственного управления, пронизывая общество, является продуктом, нуждающимся в аттестации, информационные технологические аспекты должны гарантировать параметры систем управления, безусловную информационную безопасность граждан и функции государства. В период информатизации общества формирование и производство информации становится важнейшим для её полноценного применения. Ощущается дефицит даже элементарных информационно-юридических услуг, который наряду с другими факторами оказывает весьма серьезное негативное влияние на общественное правосознание и правопорядок в России. Отсутствие развитой информационной системы в правовой сфере лишает граждан возможности эффективно участвовать через демократические институты в принятии решений из-за недоступности релевантной информации. Проблема в том, что государство не только не предоставляет гражданам возможность получать информацию о действующем законодательстве, но и само не располагает достаточно эффективными системами правовой информации. Необходимо создать действенные механизмы, обеспечивающие за счет более полной правовой информированности граждан повышение эффективности права и его применения, и тем самым усилить то, что можно было бы назвать "правовой плотностью общества". Этой цели в значительной степени будет способствовать правовая информатизация общества, основанная на решении двуединой задачи: информатизация правовой сферы - с одной стороны, и обеспечение законодательного регулирования правоотношений в сфере информатизации - с другой. Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Пути совершенствования процесса правовой информатизации общества многообразны, поэтому необходимо четкое определение целей, методов организационных форм решения поставленной задачи, т.е. формирование ее научных основ. Основные научно-технические усилия общества направляются на создание средств и методов, обеспечивающих эффективную обработку информации, необходимой для принятия рациональных (оптимальных) управленческих решений. Несомненным прорывом в этом плане стало массовое появление на рынке персональных компьютеров (ПК). Относительно недорогие, высокопроизводительные и достаточно надежные, оснащенные программными средствами, ориентированными на специалистов управления-непрофессионалов в области вычислительной техники, они быстро "захватили" весь мир. Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 996 «О Концепции правовой информатизации России» была утверждена «Концепция правовой информатизации России». В «Концепции» сформулированы задачи: а) информатизации правовой сферы; б) развитие законодательства, регулирующего отношения в сфере информатизации. В «Концепции» даны определения и цели. Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий для максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Главными целями правовой информатизации являются: - информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности государства; - информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц; - сохранение и структурирование информационно-правового поля. Правовая информатизация России содействует повышению уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России законодательных актах. Общенациональная система правовой информации должна строиться на основе информационно-логической модели, учитывающей различный уровень теоретической и практической оснащенности всех потенциальных абонентов системы. Информатизация правовой сферы должна обеспечить упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации. Информатизация правовой сферы осуществляется в нескольких направлениях. Информатизация правотворчества направлена на оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, действующих в сфере правотворчества, информацией о нормативных правовых актах, о зарубежном законодательстве, а также экономической, социальной, политической, экологической и иной информацией, на выявление связей разрабатываемых правовых норм с действующим законодательством, на установление совокупности правовых актов и их структурных единиц, которые должны быть изменены или отменены в связи с принятием нового акта, содержащего разрабатываемые нормы, на внедрение современных информационных технологий для решения различных практических задач, возникающих в процессе правотворчества. Информатизация правоприменительной деятельности ставит своей целью обеспечение правовой информацией или иными информационно-правовыми ресурсами всех участников правоотношений, исполняющих законы и иные нормы права. Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах - судах, прокуратурах, органах внутренних дел, юстиции и др. Информатизация правового образования и воспитания ориентирована на создание локальных сетей, обучающих и вопросно-ответных систем, учебников и учебных пособий для дистанционного обучения, ориентированных на школьников, студентов, лиц, занимающихся самообразованием. Стремительное качественное обновление общества, задачи становления рыночной экономики, построения демократического правового государства выдвигают на первый план решение проблемы формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Есть необходимость использования правовой информации для удовлетворения социальных потребностей, так как необходимый уровень информационно-правового обеспечения граждан и организаций России должен давать им уверенность в реальной способности влиять на общественные процессы. Отсутствие развитой информационной системы в правовой сфере лишает граждан и организации участвовать с помощью демократических институтов в принятии решений из-за недоступности релевантной информации. Правовая информатизация России направлена на создание географически децентрализованного ресурса, используемого в общероссийском информационном пространстве и представляющего собой совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Большинство норм права основывается на применении специальных организационных структур, а также информационных и иных технологий, обеспечивающих реализацию этих норм. Другими словами, каждая норма как бы «стоит» на определенном фундаменте, создающем условия ее исполнения. Например, конституционная норма «…Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации) означает, что любой вновь принятый нормативный правовой акт должен быть опубликован в открытой печати, чтобы его содержание было доступно каждому. Для исполнения этой нормы необходимо четко определить, какие официальные издания должны публиковать федеральные законы, законы субъектов федерации, акты федеральных органов власти, органов местного самоуправления, контролировать такую публикацию. Под официальным опубликованием правового акта следует понимать помещение полного текста этого документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации такими изданиями являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Всю совокупность периодических изданий неофициального характера в зависимости от их целевого и читательского назначения можно разделить на две группы: 1. научно-теоретические и научно-практические издания, ориентированные на историков права, политологов, работников правоохранительных органов и прокуратуры; 2. информационно-аналитические издания практического значения, ориентированные на потребности юристов-практиков, руководителей предприятий, организаций, предпринимателей, профессионалов в различных областях деятельности. Рассмотрим подробно более широкое понятие: информационное общество. Информационное общество общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются: - увеличение роли информации и знаний в жизни общества; - возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; - создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Этот термин возник во второй половине 60-х гг., когда человечество впервые осознало наличие "информационного взрыва". Количество информации, циркулирующее в обществе, стало стремительно возрастать. Потом был найден закон увеличения информации в обществе. Оказалось, что этот закон представляет собой экспоненциальную функцию, что и позволило говорить об "информационном взрыве". Появилась уверенность в том, что справиться с такой лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства обработки информации, ее хранения и использования. Само название "информационное общество" впервые появилось в Японии. Оно стало основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому. Ещё к 1980 г. в наиболее развитых странах мира сфера информационного бизнеса и информационных услуг резко выросла. Например, к этому времени в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности — 20%, в сфере обслуживания — 30% и 48% людей было занято в создании средств для работы с информацией и непосредственно самой работой с нею. Сфера информационных услуг, конечно, будет дифференцирована, и ряд наиболее важных услуг по своей стоимости будет выше возможностей среднего члена общества. Проблема равного доступа к информации возникает не только внутри одной страны, но будет проявляться на межгосударственном уровне. Создание и владение большими банками данных о различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, о потенциальных продавцах и покупателях уже сейчас составляют главное богатство многих бирж, брокерских контор и других организаций, занятых перераспределением товаров. Возможно даже проявление информационных войн. При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий. Ряд ученых выделяют характерные положительные черты информационного общества: - решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом; - обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; - главной формой развития станет информационная экономика; - в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и тех-цологии; - информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; - формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; - с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации; - реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду. Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции: - все большее влияние на общество средств массовой информации; - информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций; - существует проблема отбора качественной и достоверной информации; - многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Как результат — наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления: - появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже каждые 5 лет, с 1990 г. — ежегодно; - существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации; - возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств. Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию — в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией. Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества. В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура. Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Таким образом, это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки. Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. Развитие мировых информационных ресурсов позволило: а) предотвратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность; б) сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг; в) образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государства, к которым возможен сравнительно недорогой доступ; г) повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации. Качественное обновление общества, построение демократического правового государства невозможно без формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Контрольные вопросы.
Лекция 4. Понятие информационных технологий (ИТ). Классификация информационных технологий. Технология при переводе с греческого (teche) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья и материала. Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Рисунок 1- Схема функционирования информационных технологий. Наряду с термином и нформационная технология применяетсятермин автоматизированная информационная технология. Автоматизированная информационная технология (АИТ) — системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которого информация предлагается клиентам. Все возрастающий спрос в условиях рыночных отношений на информацию и информационные услуги привел к тому, что современная технология обработки информации ориентирована на применение самого широкого спектра технических средств и прежде всего электронных вычислительных машин и средств коммуникаций. На их основе создаются вычислительные системы и сети различных конфигураций с целью не только накопления, хранения, переработки информации, но и максимального приближения терминальных устройств к рабочему месту специалиста или принимающего решения руководителя. Это явилось достижением многолетнего развития АИТ. Появление в конце 1950-х годов ЭВМ и стремительное совершенствование их эксплуатационных возможностей создало реальные предпосылки для автоматизации управленческого труда, формирования рынка информационных продуктов и услуг. Развитие АИТ шло параллельно с появлением новых видов технических средств обработки и передачи информации, совершенствованием организационных форм использования ЭВМ и ПЭВМ, насыщением инфраструктуры новыми средствами коммуникаций. Эволюция АИТ представлена в таблице 1. Таблица 1 - Эволюция информационных технологий.
Развитие рыночных отношений привело к появлению новых видов предпринимательской деятельности и, прежде всего, к созданию фирм, занятых информационным бизнесом, разработкой информационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентов АИТ, в частности программных продуктов, автоматизирующих информационные и вычислительные процессы. К их числу относят также вычислительную технику, средства коммуникаций, офисное оборудование и специфические виды услуг — информационное, техническое и консультационное обслуживание, обучение и т.п. Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы. Цель информационной технологии – производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Новая информационная технология – информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии: а) интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером; б) интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами; в) гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач. Различают следующие виды информационных технологий: - Информационная технология обработки данных. - Информационная технология управления. - Автоматизация офиса. - Информационная технология поддержки принятия решений. - Информационная технология экспертных систем. Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Сбор данных. По мере того как фирма производит продукцию или услуги, каждое её действие сопровождается соответствующими записями данных. Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации, отражающей деятельность фирмы, используются следующие типовые операции: 1) классификация и группировка; 2) сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность записей; 3) вычисления, включающие арифметические и логические операции, эти операции, выполняемые на данными, дают возможность получать новые данные; 4) укрепление или агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений. Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне. Для их хранения создаются базы данных. Рисунок 1 – Основные компоненты информационной технологии обработки данных. Создание отчетов(документов). В информационной технологии обработки данных необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы могут создаваться как по запросу или в связи с проведенной фирмой операцией, так и периодически в конце каждого месяца, квартала или года. Целью Информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнить с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных. Основные компоненты информационной технологии управления показаны на рисунке 2 ниже. Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде. Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации. База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов: 1) данных, накапливаемых на основе оценки ситуации; 2) нормативная документация. Рисунок 2 – основные компоненты информационной технологии управления. 2). Информационная технология автоматизированного офиса – организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. В настоящее время известно несколько десятков программных продуктов для компьютеров и некомпьютерных технических средств, обеспечивающих технологию автоматизации офиса: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, электронный календарь, аудиопочта, компьютерные и телекоммуникации, видеотекст, хранение изображений, а также специализированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнением приказов и т.д. Также широко используются некомпьютерные средства: аудио- и видеоконференции, факсимильная связь, ксерокс и другие средства оргтехники.
Рисунок 3 – Информационная технология поддержки принятия решения как интеграционный процесс. Главной особенностью Информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии происходит в результате итерационного процесса (Рисунок 3), в котором участвуют: 1) система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления; 2) человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере. Также можно указать ряд отличительных характеристик информационной технологии поддержки принятия решений: 1) ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач; 2) сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе; 3) направленность на непрофессионального пользователя компьютера; 4) высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя. Информационная технология поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне. Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания. Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия: 1) решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень её понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. 2) Отражается в способности экспертных систем пояснить свои рассуждения в процессе получения решения. 3) Связано с использованием нового компонента информационной технологии -знаний. Контрольные вопросы
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |