Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиоведение как научная дисциплина




Религиоведение как самостоятельная научная дисциплина возникла во второй половине 19 века. Но сам процесс становления религиоведения начался значительно раньше еще в эпоху античности, философы поднимали вопросы о влиянии богов на жизнь человека, волнуют ли богов проблемы и несчастья человека или человек марионетка в руках богов. В эпоху Возрождения появляется философско-релт иозное учение деистов, которые отстаивали естественное право человека на недогматическое толкование религиозных истин, так как их критерием является человеческий разум. Они считали, что религия возникла не по воле Бога, а в силу естественных причин человеческой жизни, а свобода разума в суждениях о религии обусловливает свободу совести личности по отношению к религии.

Следующий кто выступает против слепой веры в церковные догмы в 17 веке Ф.Бэкон, который говорит о разуме человека как о кривом зеркале искажающем действительность. Другой представитель 17 века англичанин Гобсс утверждает, что невежество и страх, породили религию, а власть сознательно использует это в своих интересах.

В 19 веке выдающуюся роль в становлении религиоведения сыграли работы английского этнографа Э.Тейлора одного из основателей антропологической школы. Многочисленные исследования археологов, этнографов, лингвистов, ученых других специальностей послужили началом для народов и ее генетической связи с религией.

В XX веке в противовес антропологической школе с ее попытками видеть в религии результат ложных ассоциаций, нелогичности мышления, абстракции невежественного дикаря, были выдвинуты новые более обстоятельные концепции. Одна из них - концепция промонтеизма, автор которой католический священник В.Шмидт, в своей 12-ти томной работе «Происхождение идеи бога» стремился доказать существование своего рода первобытного «божественного откровения».

Но все же вторая половина 19 века стала временем официального утверждения новой отрасли гуманитарного знания - религиоведения.

Выдающуюся роль в этом сыграл английский ученый Макс Мюллер. В феврале 1870 года Мюллер начинает курс лекций по религиоведению в Королевском институте Великобритании.

В последующие годы были написаны многочисленные работы по религиоведению. Работы М.Мюллера подвели итог многовековой борьбы науки за право иметь возможность исследовать религию, иметь на нее свой взгляд.

Религиоведение изучает религию как научную дисциплину. Ее целью является изучение религии ее основ и становления, для разумной, взвешанной, осмысленной реализации права личности на свободу совести исповедания.

Основными принципами религиоведения являются принципы:

объективности, научности, историзма и системности. Благодаря соблюдению


этих основных принципов, религиоведением достигается объективность суждений о каждой религии, не отдавая какой- либо из них предпочтения. Основными методами религиоведения являются: 1.Религиозный метод-это способ, позитивного не критического исследования религии.

2. Атеистический метод-это способ, позитивного критического
исследования религии, который отрицает сам акт творения мира и наличия
Творца.

3. Философский метод — он не занимает позицию игнорирования или однозначного принятия того или другого метода. Но этот метод не может избежать крайностей.

4. Научный метод - способен максимально приблизится к реализации принципа объективности в исследовании религии.

Поэтому мы можем утверждать что научный метод ближе всего стоит к объективному пониманию религии, так как главной задачей науки является выработка объективных знаний об окружающем мире и человеке. Среди научных подходов к изучению религии выделяются три: 1.Конфессиональный, т.е. религиозный. Так как ученные, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкретным конфессиям они выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные религиозные учения, имеют своей конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее превосходство над другими.

2. Атеистический рассматривает веру людей в Бога как ошибку, временное,
переходящее, но занимающее определенное место в истории явление. Как
правило исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое
внимание социальной, экономической, политической стороне религиозной
жизни.

3. Феноменологический подход, с точки зрения которого религия
описывается и изучается вне связи бытия и не бытия Бога. Если религия
существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать.

Итак, мы можем сказать, что религиоведение-это самостоятельная светская гуманитарная дисциплина - изучающая религию как научную дисциплину.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.