Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей

 

Одной их новых форм обучения является дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей (ДО КТС), получившее широкое распространение в ряде развитых зарубежных стран.

Популярность ДО объясняется рядом его особенностей по сравнению с традиционными формами обучения. Во-первых, следует отметить доступность ДО практически для каждого человека, имеющего в своем распоряжении радио- или телеприемник и находящегося в пределах досягаемости радио- или телевещания. Во-вторых, ДО отличается широкой демократичностью, так как им могут воспользоваться люди различных возрастов, разного уровня образования и социального положения. В-третьих, для каждого обучающегося имеется возможность выбора курса обучения в соответствии со своими наклонностями и способностями. Однако отсутствие оперативной индивидуальной обратной связи между обучаемым и учителем существенно ограничивает дидактические возможности радио- и телеуроков.

Для дистанционного обучения ИЯ использованием КТС обучаемым, так же как и учителю, необходим следующий набор технических средств: персональный компьютер, модем и телефон. С помощью этих средств они могут посылать и принимать на экран своего компьютера текстовую, графическую и видео информацию, а на звуковые динамики, подключаемые к компьютеру, – фрагменты звуковых сообщений (речь, музыка и т.п.) по обычным телефонным линиям связи.

ДО КТС может оказаться единственным способом обучения ИЯ для таких категорий, как:

– учащиеся, проживающие в отдаленных местностях и не имеющие возможности посещать школу, курсы или брать частные уроки;

– дети-инвалиды;

– учащиеся, не имеющие возможности посещать школу из-за продолжительной болезни;

– школьники, вынужденные часто менять место жительства в связи со спецификой работы их родителей (геологи, военные, строители и др.), для которых система ДО позволяет проходить обучение по одной программе и с постоянным контингентом преподавателей.

Полезным подспорьем дистанционное обучение ИЯ с использованием КТС может оказаться для:

– школьников, стремящихся углубить свои знания и пытающихся применить свои знания, умения и навыки на практике, участвуя в различных проектах, конференциях, переписке;

– старшеклассников, желающих систематизировать ранее полученные знания;

– учащихся, готовящихся к поступлению в вуз;

– организаторов и участников олимпиад;

– желающих изучить второй или третий ИЯ самостоятельно и др.

В накопленном опыте внедрения в систему образования новых технических средств легко заметить одну печальную закономерность. Суть ее в том, что оптимистичные, многообещающие прогнозы на начальном этапе в последующем, как правило, оказываются несостоятельными на практике. Одной из причин такого разочарования, как нам представляется, является завышенная оценка дидактических возможностей самих технических средств. Переоценка дидактических возможностей технических средств обучения (ТСО) приводит к попытке решать с их помощью неадекватные по сложности педагогические задачи в результате – отторжение внедряемых технических средств практикой обучения. Такова судьба, пожалуй, большинства ТСО в процессе их внедрения в образовательную систему.

Новое, динамично прогрессирующее направление в системе образования – дистанционное обучения через компьютерные телекоммуникационные сети, в том числе и такие, как Internet, может постигнуть та же участь. Чтобы этого не случалось, разработка методических основ дистанционного обучения через КТС должна основываться на глубоком анализе их дидактических возможностей, учитывающем методическую специфику предмета обучения.

Можно утверждать, что дидактические возможности КТС для целей дистанционного обучения иностранным языкам существенно превосходят дидактические возможности отдельных компьютеров как обязательных элементов КТС благодаря новым функционально-техническим возможностям, предоставляемым средствами связи.

При этом следует сказать, что КТС как техническое средство разрабатывались и внедрялись не под педагогические задачи, а для решения более общей и глобальной задачи – информатизации общества. Поэтому выяснение дидактических возможностей КТС должно исходить из более общих – функционально-технических свойств и возможностей и быть направленным на результативное использование этих свойств и возможностей для решения педагогических задач.

Наиболее общим и значимым для педагогического анализа свойством КТС является свойство телекоммуникации. Значимость этого свойства для педагогических целей состоит не только в том, что каждому пользователю сети предоставляется возможность по техническим средствам связи получать с пространственно удаленных компьютеров хранимую в их памяти полезную в дидактическом смысле информацию, но также в том, что пользователи сети имеют возможность осуществлять между собой опосредованное межличностное общение, передавая друг другу сообщения в виде текста, звука и изображения.

В свойстве телекоммуникации легко заметить два наиболее важных для анализа дидактических возможностей КТС аспекта. Первый из них связан с эффективным решением проблемы пространственной удаленности коммуникатора и реципиента, что несомненно значительно повышает дидактический потенциал КТС. Второй аспект связан с опосредованным характером телекоммуникации, использующей в качестве канала технические средства связи. Здесь анализу должно быть подвергнуто специфическое влияние опосредованности (в ряде случаев носящее ограничивающий характер) на дидактические возможности телекоммуникационного общения для целей ДО.

В настоящее время в государственной образовательной политике провозглашена гуманистическая направленность всех видов образовательно-воспитательной деятельности, предоставляющая право не только получать обязательное среднее образование, но и самому выбирать форму и содержание своего образования, его профессиональную ориентацию, а также программу обучения. Для практической реализации этих права требуются большие материальные затраты со стороны государства, рассчитывать на которые в настоящее время нереально. Это приводит к сужению образовательного пространства в смысле его доступности для широкого слоя малообеспеченного населения. Особенно при этом ущемляется реальное право на образование для населения небольших городов, сельских районов, географически удаленных от образовательных центров и учреждений, обладающих новыми и прогрессивными педагогическими технологиями.

Решение проблемы фактической удаленности значительной части населения огромных по территории стран (например, России) от современных образовательных ресурсов многие ученые и специалисты связывают с внедрением в систему образования средств и методов педагогических информационных технологий, к числу которых относится и дистанционное обучения через КТС.

Свойство телекоммуникации, которым обладают КТС, позволяет решить проблему пространственной удаленности учащихся от источников дидактической информации, предназначенной для формирования знаний, умений и навыков.

Источники дидактической информации, доступ к которым возможен через КТС, можно разделить на два типа. Первый из них – это электронные дидактические материалы: электронные учебники, учебные пособия, справочники, словари и т.д. Сюда же входят и обучающие компьютерные программы. Второй – это люди (учителя-кураторы и партнеры по обучению), коммуникацию с которыми принято называть общением. Характерным для источников дидактической информации первого типа (электронные дидактические материалы) является то, что они разрабатываются заранее и хранятся в памяти одного из компьютеров сети.

При использовании средств мультимедиа (сочетание аудио и видео информации) максимально стимулируются запоминающие функции головного мозга (по данным ЮНЕСКО, человек, слушая, запоминает 15% информации, глядя 25%, а, слушая и глядя – 65%). При помощи технологий мультимедийного представления информации разработчики имеют возможность «погрузить» пользователя в сферу изучаемого предмета, т.е. создать динамичную образовательную среду и превратить процесс обучения в увлекательное зрелищное действие.

Свойство телекоммуникации как наиболее общее и доминирующее свойство КТС определяет в первую очередь концептуальные и в связи с этим универсальные (применимые к обучению любой дисциплине) дидактические возможности КТС. Перечислим основные из них.

1. Обеспечение свободного доступа к пространственно распределенным ресурсам дидактической информации. Возможность широкого выбора предмета изучения для любого ученика или учителя.

2. Возможность систематического накопления обучающей информации и надежного ее хранения.

3. Предоставление учителю надежной обратной связи с учеником и непосредственно связанной с этим возможности оперативного управления процессом обучения.

4. Возможность индивидуализации и дифференциации обучения с учетом природных способностей учащихся.

5. Возможность интенсивной коммуникации между учениками и учителем, учеников друг с другом, а также с партнерами из других стран.

6. На основе широкого телекоммуникационного общения возможность активной творческой совместной деятельности учителя и учащихся, обеспечение устойчивой мотивации познавательной деятельности.

В сетях Internet стали появляться первые практические дистанционные курсы обучения некоторым видам иноязычной речевой деятельности.

Отсутствие общего подхода к разработке методики практических курсов дистанционного обучения ИЯ через Internet (который являлся бы логическим следствием специфики психолого-педагогических условий дистанционной формы обучения через КТС и вооружал бы разработчиков этих курсов конструктивными методическими средствами адаптации к этим условиям) сегодня можно рассматривать как основную методическую проблему дистанционного обучения ИЯ через КТС.

Особенности психолого-педагогических условий учебного процесса, присущие той или иной форме обучения, на наш взгляд, в решающей степени определяются тем, какими реальными возможностями располагают учитель и ученик для межличностного общения друг с другом. Для дистанционного обучения ИЯ через Internet такой особенностью является прежде всего опосредованный характер межличностного общения между учителем и учеником, осуществляемого через компьютерные коммуникации. С одной стороны, имеется возможность постоянного и достаточно динамичного телекоммуникационного общения ученика и учителя на расстоянии, учеников между собой и с носителями языка в ходе учебного процесса, причем инициирование этого процесса возможно со стороны любого из перечисленных субъектов учебного процесса. Именно эта особенность, прежде всего, позволяет сделать ДО через Internet по форме существенно отличающимся от заочного и в какой-то мере приблизить к очному. С другой стороны, межличностное телекоммуникационное общение в силу своего опосредованного характера не способно (по ряду причин технического, экономического и психологического плана) в полной мере восполнить отсутствие непосредственного, «живого» общения.

Среди возможных способов коммуникации наиболее плодотворным для педагогических целей является непосредственное межличностное общение, т. е. общение в реальном времени без использования каких-либо искусственных орудий или средств хранения и передачи информации. Такое общение мы определили как «живое общение». При нем общающиеся имеют возможность непосредственно наблюдать и воспринимать действия друг друга в процессе их совершения с помощью своих естественных органов чувств. Можно утверждать, что во всех методических концепциях традиционного обучения наиболее сложные педагогические задачи рекомендуется решать в режиме «живого общения». Объективно это объясняется тем, что «живое общение» является наиболее естественным и информативным для человека способом обмена опытом своей деятельности в процессе ее выполнения. Именно поэтому при традиционном обучении задачи формирования наиболее важных и глубоких знаний решаются в школе на уроках в процессе совместной деятельности учителя и ученика в режиме «живого общения».

Принципиальным отличием телекоммуникационного межличностного общения от «живого общения» является его опосредованный характер. Материальным оружием, опосредующим межличностное взаимодействие, здесь выступают компьютер и технические средства связи.

Опосредованность телекоммуникационного межличностного общения проявляется в следующих наиболее существенных его отличиях от «живого общения»:

1) в необходимости выполнения дополнительных, не свойственных «живому общению», внутренних (психических) и внешних (механических) действий, манипуляций, определяемых самостоятельной логикой взаимодействия «человек − компьютер», для вхождения в связь, передачи и приема сообщений;

2) в преобладании иных, по сравнению с «живым общением», форм представления информации (в основном это текстовая и графическая формы представления);

3) во временной отсроченности процесса обмена сообщениями (получение ответа на переданное сообщение происходит со значительной временной задержкой с «живым общением»).

Еще одна немаловажная особенность виртуальной коммуникации – специфика языка сетевого общения, изобилующего сокращениями, аббревиатурой, жаргонизмами, англоязычными терминами, особыми лексемами и т.п.

На начальном этапе ДО необходимо предусмотреть для обучаемых последовательность подготовительных учебных действий по обмену через телекоммуникационную сеть сообщениями с будущими партнерами по работе в группе и паре с учителем для приобретения необходимых начальных навыков телекоммуникационного общения. Тем самым будет достигнута определенная адаптация к инструменту общения, и внимание обучаемого в большей степени будет обращено непосредственно к предмету обучения. В ходе этого подготовительного телекоммуникационного общения (пока на родном языке) обучаемые смогут ближе познакомиться друг с другом и с учителем, что очень важно для обеспечения психологического комфорта.

Основными, наиболее распространенными формами представления сообщений в современных КТС являются текстовая и графическая, в то время как в «живом общении» преобладают звуковая и визуальные формы представления сообщений. Доминирующая роль текстовых сообщений в компьютерных телекоммуникациях объясняется прежде всего их экономичностью поэтому, несмотря на постоянное расширение возможностей телекоммуникационных сетей по передаче аудио- и даже видеосообщений, роль и значение текстовой формы представления информации будут сохраняться. Отсюда следует, что основная нагрузка не всех этапах обучения ИЯ через КТС возлагается на такие виды речевой деятельности, как письмо и чтение. И эта особенность представляет собой целый ряд специфических требований к методике обучения, начиная с предъявления материала и заканчивая созданием условий практического, творческого применения полученных умений и навыков иноязычной речевой деятельности.

Временная отсроченность телекоммуникационного общения по существу заключается в том, что ответ на переданное сообщение в отличии от «живого общения» поступает с некоторой временной задержкой продолжительность которой зависит от того, в каком из двух режимов происходит телекоммуникация: в режиме реального времени или в режиме «до востребования». Эти два режима имеют принципиальное отличие. В режиме реального времени сообщение с компьютера-корреспондента непосредственно передается на компьютер-адресат и немедленно становится доступным для восприятия пользователем компьютера-адресата. Поэтому в режиме реального времени отсроченность телекоммуникации минимальна.

В режиме «до востребования» передаваемое сообщение поступает не на компьютер адресата, а на главный компьютер сети, доступной для адресата. Коммуникация в режиме «до востребования» − специфическое свойство телекоммуникационного общения, не присущее «живому общения».

Для дистанционного обучения ИЯ через Internet наиболее приемлемой и реалистичной организационной формой обучения является опора на самостоятельную работу учащихся с заранее подготовленными и переданными в их распоряжение учебными материалами. При этом телекоммуникационное общение задействуется для текущего и поэтапного контроля хода учебного процесса учителем, его коррекции при необходимости, консультирования обучаемых по возникающим вопросам на всех этапах обучения, для взаимодействия с партнерами по обучению и работы с носителями языка, если такая работа предусмотрена и организована в ходе обучения.

Наиболее общими требованиями к выбору способа физического представления учебных материалов в курсах ДО можно считать возможность представления учебной информации в требуемой форме (например, текстовой и графической), удобство доступа к информации и возможность ее тиражирования. С учетом этих требований для целей дистанционного обучения ИЯ вполне подходящими физическими носителями учебной информации, являются книга, компакт-диск (CD-ROM) и электронная версия, размещаемая в памяти сервера сети.

Достоинством печатной версии (книги) является ее привычность для большинства обучаемых, простота пользования, надежность, возможность работы с ней там, где нет компьютера. Информация в книге, однако, представляется только в виде последовательного текста и рисунков.

Представление учебной информации на компакт-диске обладает мощными средствами наглядности. В отличие от книги здесь помимо текста и графики могут размещаться звуковые, анимационные (мультипликационные) и видеофрагменты. Для работы с компакт-диском необходим компьютер. Однако печатная и СD версии создаются и тиражируются заранее и не могут оперативно корректироваться по ходу учебного процесса.

Размещение учебного материала на сервере обладает рядом особенностей. Электронные учебные пособия, организованные, например, в виде гипертекста и размещенные в памяти сервера, могут оперативно корректироваться по мере возникновения такой необходимости. При этом в содержание учебных материалов могут добавляться дополнительные задания, предназначенные для отстающих или, наоборот, для наиболее успевающих обучаемых. По сравнению с «живым» общением его «телекоммуникационный заменитель» ограничивает функции учителя. Он перестает быть главным и непосредственным источником учебной информации, уступая эту роль заранее приготовленным и находящимся в распоряжении ученика дидактическим материалам. Основная функция учителя перемещается в организационно-консультативную плоскость, в которой решается задача управления ходом работы ученика с этими материалами. Однако невозможность непосредственного «живого» наблюдения за действиями обучаемых и оперативно корректирующего воздействия на них объективно затрудняют выполнение и этой задачи. Поэтому основная методическая проблема дистанционного обучения ИЯ фактически сводится к тому, как обеспечить достижение поставленных учебных целей при ограниченных возможностях учителя управлять ходом учебного процесса, какими методическими средствами возможно компенсировать дефицит интенсивности этого управления. При этом вполне понятно, что закономерное для условий ДО ослабление роли учителя может быть компенсировано лишь методическими средствами, содержащимися в используемых учебником учебных материалах. Именно эти средства должны сделать реальные (ограниченные по сравнению с «живым общением») возможности телекоммуникационного общения учителя и ученика достаточными для решения задачи устойчиво воспроизводимого достижения учебных целей дистанционного обучения ИЯ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
IV. Новые возможности компьютера в обучении иностранным языкам | Методический аспект применения ресурсов и услуг Интернета в учебном процессе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.