Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разбор вопросов




Психология Воли.

1) Общая характеристика воли.

2) Физиологические основы воли

3) Анализ сложного волевого действия

4) Классификация волевых качеств действий.

Литература:

1) Выготский Л.С.

“Проблема воли, ее развитие в детском возрасте” собрание сочинений в 6 томах том 3 Москва 1983г

2) Гуревич К.М.

“Воспитание воли в процессе производственного обучения М 1966

3) Левитов Н.Д.

“Психология характера” 1969г

4)Макаренко А.С.

“Воля мужество целенаправленность” собрание в 7 томах

5) Селиванов В.И.

“Воля и ее воспитание” М1976г

 

 

1)Высшей формой человеческой активности является волевое поведение. Воля – регулирующая функция мозга в сознаний, выраженная в способности человека управлять своим поведением, способности преодолевать препятствия стоящие на пути в сознательно поставленной цели. Истоки воли следует искать в потребностях т.к. испытывая в чем либо нужду человек побуждается в деятельности. Испытывая потребность в пище или тепле, организм человека изменяет общий тонус. Человек испытывает в этот момент смутное неудобство, затруднение. Чувствительность организма к такому неудобству приводит к динамическому напряжению.

 

На этой стадий испытываемая потребность еще не осознана, чего именно человек хочет съесть? Следовательно не может быть и цели волевого действия по удовлетворению потребности. В момент осознания предмета потребности т.е. нужды является существенной стороной в развитий волевого действия.

 

2)Физиологические механизмы воли довольно сложны и недостаточно исследованы, однако ясно, что физиологической основой воли является взаимосвязанная работа первой и второй сигнальных систем. Первая система – предмет, а вторая – название, которое мы даем этому предмету. По учению И.П. Павлова воля человека связанна с речью, слово выступая в роли “сигнала сигналов”, вызывает сложную работу мозга, которая может завершится волевым действием. Слово играет ведущею роль.

 

С самого начала человеческой деятельности, человек испытывает параллельное воздействие самих предметов и воздействие слов, обозначающих эти предметы. Словестное называние не исчерпывается простым называнием предмета или явления, через речь взрослые поясняю, указывают и требуют от детей того или иного отношения к предмету. В процессе воспитания взрослые организуют через вторую сигнальную систему направленность и избирательность поведения в испытуемых. В результате у детей закрепляются определенные системы поведения. И все возбуждения противоречащие сложившейся системе нервных связей, а следовательно и системе поведения, тормозятся корой головного мозга. Это позволяет человеку сознательную регуляцию поведения и преодолевать препятствия к достижению цели.

 

3) Воля человека проявляется в движениях и действиях. Но не все двигательные акты регулируются волей. Без участия воли протекают все безусловные рефлексы. Все непроизвольные движения и все автоматизированные движение. Специфически человеческие действия все являются волевыми, потому что все они включат сознательное регулирование хода действия в соответствий с целью. Только проявление воли в различных поступках различно. Это зависит от характера цели от препятствия к ней. Есть такие цели, которые представляют незначительные трудности для человек но их достижение нуждается в сознательной регуляций.

 

Поэтому различают простые и сложные волевые действия. Простые волевые действия порождаются побуждениями, которые в данную минуту владеют человеком. Они одноактные, состоят из двух звеньев: постановки цели и исполнений. Но все это идет как единый акт. Так мы не задумываемся над тем как это сделать: поправляем скатерть, поднимаем упавшею вещь и т.п. действия.

 

О силе и слабости воли человека мы судим по его способности совершать сложные волевые действия, которые отличаются большой продуманностью и сознательностью. Сопряжены с преодолением больших трудностей. Сложные отличаются от простых по структуре и состоят из трех этапов.

I) Состоит из трех звеньев: а) осознание цели действия б) обсуждение путей достижения в) принятие решения. II) Исполнение принятого решения.

 

Осознание цели не всегда означает согласие с ней. Человек взвешивает свой возможности и предстоящие трудности. И только тогда принимает цель или отвергает ее. Часто возникает несколько целей у человека, каждая из которых по своему мотивируется. В пользу каждой цели выступают определенные мотивы. Нужно выбрать одну цель. Происходит “борьба мотивов”. Таким образом мы видим, что и постановка цели проходит с известным напряжением. За постановкой цели следует второе звено волевого действия. Обсуждение и подбор средств е достижения. Часто приходится из множества средств выбирать наиболее целесообразные т.е. экономные. Человек взвешивая “за и против” каждого способа. Выбор средств, методов и путей достижения цели завершается принятием решения. Принятие решения значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. С принятием решения человек освобождается от напряжения связанного с борьбой мотивов. Он испытывает облегчение и испытывает чувство удовлетворения. Даже если решение не полностью совпадает с целью человек испытывает облегчение после принятого решения. На этом принятий решения завершается первый этап волевого действия.

 

4)Психологические особенности человека сильной воли.

Сильная воля с точки зрения содержания характеризуется принципиальностью, решительностью, критичностью, постоянством, настойчивостью.

 

I) Принципиальностью мы называем: строгое и постоянное следование правилам морали, умение подчинять личные интересы требованиям общественной жизни.

II) Решительность воли проявляется в глубине, силе, принципиальности и быстроте принятия решения. Человек решительный обычно действует очень обдуманно и в тоже время быстро. Того же кто действует быстро но не обдуманно мы называем легкомысленными.

III) Человек с сильной волей не только принципиален но и критичен. Человек, обладающий критичностью воли отличается глубоко продуманной и самокритической оценкой всех своих волевых действий. Он не только смело указывает на свой недостатки, но и способствует у себя развитию сильной воли.

IV) Настойчивость воли. Вытекает из ее принципиальной последовательности. Человек слабой воли способен добиваться успехов в своих решениях. Но назавтра он будет беспомощен перед вновь возникшей трудностью. Настойчивый человек же никогда не остановится. Обычно настойчивость воли соединяется с большой духовной и физической выносливостью человека.

 

Психологические особенности человека слабой воли.

Для него характерно отсутствие принципиальности, настойчивости, решительности, а так же наличие упрямства, легкой внушаемости.

I) Упрямый человек решителен, настойчив и он как бы приближается к человеку сильной воли. Но упрямый человек отличается от человека сильной воли отсутствием критичности и принципиальности в своих поступках. Упрямый кажется даже несколько не умным.

Негативизм является признаком слабой воли. Негативист сделает того, что надо сделать или того, что предстоит сделать. Он, наперекор другим старается все сделать по своему. Хотя иногда и видит безрассудность своих поступков

III) Внушаемость - недостаток критичности воли. Самостоятельный поступок невозможен. Внушаемый человек легко подчиняем взглядам и мнению другого. Отрицательные качества можно раскрывать и с большим или меньшим успехом перевоспитывать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.