КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие налога. Налоговая система. Принципы налогообложения
Влияние подоходного налога на мультипликатор автономных расходов. Трансферты и их воздействие на экономику. Мультипликатор трансфертов. Мультипликатор сбалансированного бюджета Мультипликатор автономных налогов Лекция 07. НАЛОГИ Вопросы лекции 1. Понятие налога. Налоговая система. Принципы налогообложения. 2. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налоги. 7. Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая Лаффера.
Как писал Бенджамин Франклин: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги. Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются: · определение правил ведения экономической деятельности - «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, защита свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.); · поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста); · производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки); · социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.д.) · борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая политика и др.). Средствами для оплаты расходов государства, в первую очередь, выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах. Налоговая система включает в себя: · субъект налогообложения (кто должен платить налог) · объект налогообложения (что облагается налогом) · налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога) Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t): Т = BT × t Принципы налогообложения были сформулированы еще А.Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 году. По мнению Смита, налоговая система должна быть: · справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); · понятной (налогоплательщика должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); · удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику) · недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов). В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги). 2. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налоги. Государственное регулирование может осуществляться как прямым, так и косвенным образом. Прямое регулирование выражается в установлении цен, косвенное – во введении налогов. Налоги - это обязательные безвозмездные платежи, принудительно взимаемые государством с домохозяйств и фирм. По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. 1) Прямой налог взимается с определенной денежной суммы (дохода, стоимостной оценки имущества, наследства). К этим налогам относятся подоходные налоги (налог на доходы физических лиц или НДФЛ и налог на прибыль); налог на наследство; налог на имущество и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент. 2) Косвенный налог – это часть цены, т. е. надбавка, включённая в цену экономического блага. Структура цены зависит от движения благ и особенностей налогообложения деятельности, связанной с его производством и реализацией. При формировании цены в нее включаются: себестоимость продукции и доходы производителя, оптовика, розничного продавца и потоварные налоги. Косвенный налог является потоварным, поскольку им облагается товарооборот. Этот налог включается в цену блага либо как фиксированная абсолютная (денежная) сумма на единицу измерения, либо как процент от цены. В настоящее время в России существует два вида потоварных налогов, выделяемых в составе цены, акциз и налог на добавленную стоимость (НДС). К косвенным относятся два вида налогов: акцизный налог и налог на добавленную стоимость. 1) Акциз - это налог, которым облагаются отдельные товары и услуги низкой ценовой эластичности (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, бензин и др.); разновидность акциза - таможенная пошлина (включается в цену импортных товаров). 2) Налог на добавленную стоимость, кратко НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе РФ). Налогом на добавленную стоимость облагается большинство товаров и услуг, поэтому его иногда называют универсальным акцизом. Ставки НДС - адвалорные, то есть выражаются в процентах к части цены блага без учета НДС. Основной процент, по которой происходит обложение этим налогом, составляет 18%. С некоторых экономических благ (продовольственных и медицинских товаров, периодических печатных изданий и товаров для детей) НДС взимается по льготной ставке в 10%. Налогом на добавленную стоимость должна облагаться лишь добавленная стоимость, а не весь оборот. Поэтому производится возмещение плательщикам НДС налога, уплаченного по ценностям, приобретенным для производства товара. Если в цену продукции уже входит НДС, то его можно вычислить, используя расчетную ставку. Ставке налога в 18% соответствует расчетная ставка НДС в 15,25%, ставке 10% - 9,09%.
Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).
В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег. В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог и 3) регрессивный налог. · При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.
Пропорциональный налог
Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами являются также косвенные налоги. · При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.
Прогрессивный налог
Примером прогрессивного налога служит подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли способствует повышению эффективности производства. · При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Регрессивный налог
В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается - прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 рублей, то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0.1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0.05%. В макроэкономике налоги также делятся на: автономные и подоходные. 1) Автономные (паушальные или аккордные) налоги – это налоги, которые не зависят от уровня дохода (объёма выпуска, являются элементом постоянных издержек) и обозначаются 2) Подоходные налоги – это налоги, которые зависят от уровня дохода и величина которых определяются по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт) Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна: Т = + tY Различают среднюю и предельную ставку налога. · Средняя ставка налога (averige tax rate) – это отношение налоговой суммы к величине дохода: t ср = (Т/Y) × 100% · Предельная ставка налога (marginal tax rate) – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода. (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу) t пред = (∆Т/∆Y) × 100% Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения, и доход до 50 тыс. руб. облагается налогом по ставке 20%, а свыше 50 тыс. руб. – по ставке 50%. Если человек получает 60 тыс. руб. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. руб. (50 х 0.2 + 10 х 0.5 = 10 + 5 = 15), т.е. 10 тыс. руб. с суммы в 50 тыс. руб. и 5 тыс. руб. с суммы, превышающей 50 тыс. руб., т.е. с 10 тыс. руб. Средняя ставка налога будет равна 15: 60 = 0.25 или 25%, а предельная ставка налога равна 5:10 = 0.5 или 50%. Соотношение средней и предельной налоговой ставки позволяют определить систему налогообложения: · при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; · при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; · при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней. Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |