Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кадр 10

КАДР 9

КАДР 8

КАДР 7

КАДР 6

КАДР 5

КАДР 4

КАДР 3

КАДР 2

КАДР 1

ВВЕДЕНИЕ

МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА.

Медицинская информатика

ЛЕКЦИЯ №1

В настоящее время в своей профессиональной деятельности врач любой специальности при решении задач медицинской науки и практики обязательно использует информационно-коммуникаци­онные технологии. Именно поэтому в учебные планы всех специ­альностей высших медицинских учебных заведений включена дис­циплина «Медицинская информатика».

Медицинская информатика, как практическое направление в здравоохранении, возникла в России в 1970-х гг. на базе ранее сформировавшегося (в 1950-х гг.) кибернетического направле­ния — моделирования патогенетических механизмов и вычислительной диагностики заболеваний. Основой для развития медицинской информатики во многом послужили работы по созданию первых автоматизированных историй болезни. Следующим шагом была разработка учреждениями и службами автоматизи­рованных систем управления (АСУ). Это направление базирова­лось на системном подходе и включало в себя обработку данных с помощью традиционных и нетрадиционных методов математико-статистического анализа. В последующем для этого начали все шире применять пакеты статистических программ, ориентированные на специфику биологической и медицинской ин­формации.

В 1980-е гг. в автоматизированных системах (АС) стали использовать собственно врачебные знания: начали создавать эксперт­ные системы, получившие название интеллектуальных.

Медицинская информатика сделалась обязательным элементом использования и последующей деятельности врача, что привело к созданию профильных кафедр и курсов в высших медицинских учебных заведениях.

Глобальная стратегия «Здоровье для всех в XXI веке», выдви­нутая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1998 г., предусматривает совершенствование управления здравоохранени­ем, включая новые технологии и процедуры принятия стратеги­ческих решений. В ее рамках развитие медицинской информатики является необходимым условием для обеспечения своевременного получения полноценной и достоверной информации на всех уровнях.

Современные компьютеризированные системы в медицине ориентированы на решение следующих основных проблем:

I) мониторинг состояния здоровья разных групп населения, в том числе пациентов групп риска и лиц с социально значимыми заболеваниями;

1) консультативная поддержка в клинической медицине (диагностика, прогнозирование, лечение) на основе вычислитель­ных процедур и(или) моделирования логики принятия решений врачами;

3) переход к электронным историям болезни и амбулаторным медицинским картам, включая расчеты по лечению застрахован­ных больных (обязательное и добровольное страхование по раз­личным схемам);

4) автоматизация функциональной и лабораторной диагно­стики.

Медико-технологические системы в той или иной мере пре­дусматривают накопление и хранение медицинской и сопутству­ющей информации о пациентах. Настоящий этап перехода к ком­плексной автоматизации медицинских учреждений включает ин­теграцию систем поддержки врачебных решений (или автомати­зированных рабочих мест) в информационные системы.

В 1990-х гг. начали формироваться как территориальные медицинские системы, так и федеральные регистры по отдельным со­циально значимым видам патологии. Наметился переход к регио­нальным и глобальным корпоративным системам как объедине­нию медицинских персональных данных больных, наблюдающихся в однопрофильных учреждениях (фтизиатрические, психиатриче­ские, кардиологические и т.п.) разных уровней системы здраво­охранения. В перспективе основой для оперативного принятия аде­кватных лечебно-диагностических решений должно стать единое информационное медицинское пространство клинических данных. Первые шаги в этом направлении уже делаются на региональном уровне.

Развитие сетевого подхода, начавшегося с создания локальных сетей в учреждениях, закономерно привело к использованию Интернета при построении больших медицинских сетей. В последнее время интернет-технологии и телемедицинские технологии, породили новое понятие — «электронное здравоохранение» (e-Health). Оно подра­зумевает «прозрачность» для лечащего врача данных пациента за любой период времени и их доступность в любое время при обра­щении к базам данных (БД) глобальной медицинской сети при возможности дистанционного диалога с коллегами. Именно это направление позволит осуществить коренную модернизацию здра­воохранения.

1.1. Исторический обзор

Прежде чем начать изучать медицинскую информатику, следует узнать ее историю, дать определения целому ряду понятий, определить место этой дисциплины среди других наук. О медицинской информатике нельзя говорить, не отдав должное кибернетике, медицинской кибернетике и информатике.

Слово «кибернетика» известно с давних времен: в Древней Греции оно означало науку об искусстве управления и относилось к управлению кораблями. Именно это слово выбрали для назва­ния повой науки об управлении в XX в.

Отцом современной кибернетики принято считать Норберта
Винера. В 1948 г. он опубликовал книгу «Кибернетика, или связь и управление в животном и машине», а в 1951 г. вышла его статья Кибернетика и общество». Н. Винер объединил процессы управления в живых, социальных и общественных системах, подчерк­нул единство законов управления для любых систем.

Первые сообщения о возможных направлениях использования электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в медицине и здравоохранении появились в Советском Союзе в конце 1950 — начале 1960-х гг.

Становление медицинской кибернетики, а в последующем — медицинской информатики, в России связано с именами Н.М.Амо­сова, П.К.Анохина, Р.М.Баевского, А.И.Берга, М.Л.Быховского Д.Д. Бенедиктова, А.А.Вишневского, С.А. Гаспаряна, И М Гельфанда, В.Н.Глушкова, Е.В.Гублера, А. Н. Колмогоро­ва, В.А.Лищука, А.А.Ляпунова, А.А. Малиновского, В. В. Лари­на, Г. А. Хая и др.

В 1959 г. был организован Научный совет по кибернетике при Президиуме АН СССР. По инициативе его председателя А. И. Берга в составе Совета была создана биомедицинская секция, которую возглавил В.В.Парин. При деятельном участии этой секции в течение многих лет издавались профильные номера сборника «Про­блемы кибернетики», проводились семинары и конференции по использованию математических моделей.

В 1960 г. в Институте хирургии им. А. В. Вишневского была со­здана лаборатория кибернетики, которую возглавил М.Л.Быховский.

В 1962 г. в Институте туберкулеза и грудной хирургии (Киев) был организован семинар «Некоторые проблемы биокибернети­ки и применение электроники в биологии и медицине» (руково­дитель - Н. М.Амосов).

В 1964 г. была создана лаборатория биоло­гической и медицинской кибернетики в Северо-западном поли­техническом институте (Ленинград) на территории Хирургиче­ской клиники П.А. Куприянова (руководитель - В.М.Ахутин), в том же году — лаборатория медицинской кибернетики в Мос­ковском научно-исследовательском онкологическом институте им. П.А.Герцена (руководитель - П.Е.Кунин). И это далеко не полный перечень подразделений «первой волны», занимавшихся проблемами, которые в настоящее время изучают специалисты в области медицинской кибернетики и информатики.

Среди направлений, ставших приоритетными с момента нача­ла использования ЭВМ в медицине, особое внимание уделялось помощи врачу при постановке сложных диагнозов и выборе ле­чебной тактики, контролю за автоматизированным управлением жизнедеятельностью организма в случаях, требующих особой бы­строты и точности реакций.

За 1965 - 1974 гг. в Советском Союзе были сформулированы основные концептуальные положения, которые легли в основу процесса внедрения информационных технологий (информатиза­ции) в здравоохранение, реализованы первые проекты для всех уровней управления отраслью. В этот период были заложены осно­вы инфраструктуры информатизации НИИ и Министерств здра­воохранения СССР и союзных республик.

В 1973 г. на медико-биологическом факультете 2-го Московско­го медицинского института (в настоящее время — Российский государственный медицинский университет) была создана первая в медицинских вузах Европы кафедра медицинской и биологической кибернетики (в настоящее время — кафедра медицин­ской кибернетики и информатики). Вслед за ней в России было организовано еще несколько кафедр и курсов для подготовки и переподготовки врачей-специалистов в области медицинской ин­форматики.

До середины 1970-х гг. активно внедрялись отечественные боль­шие вычислительные машины серии ЕС, малые ЭВМ типа СМ, компьютеры «Искра». Началось массовое обучение руководителей, преподавателей, врачей основам медицинской кибернетики и информатики. Круг лиц, участвующих в разработ­ке медицинских информационных систем (ИС), значительно рас­ширился.

С 1985 г. начался период существенных изменений в социаль­ной и общественной жизни России. Эти изменения не могли не затронуть медицинскую кибернетику и информатику.

Реформирование здравоохранения и переход на систему бюджетно-страховой медицины, внедрение обязательного и добро­вольного медицинского страхования резко повысили мотивацию руководителей к информатизации лечебно-профилактических уч­реждений (ЛПУ) для обеспечения взаиморасчетов со страховыми компаниями.

Произошли реальные сдвиги в отношении к обучению студен­тов основам информатики и медицинской информатике. Увели­чилось количество кафедр медицинской информатики.

В этот период в здравоохранении начали использовать высоко­производительные персональные компьютеры (ПК). Это поз­волило перейти к решению задачи создания и внедрения медико-технологических систем различного назначения, но привело к отказу от ранее созданных программных продуктов, не совмести­мых с новыми ПК.

Дальнейшее совершенствование ПК способствовало разработ­ке медико-технологических систем, нацеленных на поддержку деятельности врача, в том числе экспертных систем (ЭС), авто­матизированных рабочих мест (АРМ). Развитие БД, сетевых тех­нологий ускорило создание и внедрение ИС в медицине.

В настоящее время ЛПУ переходят к осуществлению своей де­ятельности в условиях комплексной информатизации; локальные информационные сети объединяются в региональные и федераль­ные. Быстро развивается телемедицина, расширяется спектр об­ластей, в которых она применяется.

1.2. Основные понятия медицинской информатики

Определение кибернетики как науки, получившее наибольшее распространение в России, принадлежит А. И. Бергу.

Медицинская кибернетикаэто наука об управлении в слож­ных динамических медицинских системах. Систему в свою очередь можно охарактеризовать как совокупность взаимозависимых и вза­имообусловленных элементов, обладающую свойствами, не при­сущими каждому элементу в отдельности.

Методология познания и практики, в основе которой лежит исследование объектов как систем, носит название «системный подход». Этот подход способствует адекватной постановке про­блем и выработке эффективной стратегии их изучения. Специфи­ка системного подхода состоит в том, что он ориентирует иссле­дование на раскрытие целостности объекта, выявление типов свя­зей внутри него и сведение их в единое целое.

Понятие «информация» (от лат. informatio — разъяснение, из­ложение) определяют с двух разных точек зрения: философской и прикладной.

В прикладном значении понятие «информация» упоминается чаще.

Данные — это полученные в результате наблюдения (исследо­вания) числа или обнаруженные явления, обозначаемые симво­лами или словами, которые фиксируются, передаются с помо­щью средств связи, могут обрабатываться с использованием вы­числительной техники. Данные, накапливаемые индивидуумом как результат опыта и зафиксированные в той или иной форме, представляют собой знания.

Информация — это первичные и (или) переработанные дан­ные. В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (1999) дается следующее определение: «Информация — это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сооб­щения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо». Определений понятия «информация» множество.

Важнейшими свойствами информации являются объективность, полнота и доступность.

Информацию подразделяют по форме представления: (тексто­вая, числовая, графическая, звуковая), способам восприятия: (ви­зуальная, тактильная, обонятельная, вкусовая) и т.д.

Информационный процесс — это перенос и восприятие данных от исследуемого (передающего) объекта к воспринимающе­му. Элементами информационного процесса являются: источник энергии, канал связи (среда, по которой передается сигнал), ис­следуемая система, воспринимающая система, кодовая система. Информационные процессы имеют место во всех профилях кли­нической медицины и здравоохранения. Более того, от их реализации напрямую зависит качество оказываемой медицинской помощи и эффективность управления отраслью.

Медицинская информация в широком смысле этого словосо­четания — это любая информация, относящаяся к медицине, а в узком (персонифицированном) смысле - информация, относя­щаяся к состоянию здоровья конкретного человека.

Виды медицинской информации разделены на четыре группы:

1) алфавитно-цифровая — большая часть содержательной медицинской информации (все печатные и рукописные докумен­ты);

2) визуальная (статическая и динамическая) — статическая — изображения (рентгенограммы и др.), динамическая — динами­ческие изображения (реакция зрачка на свет, мимика пациента и ДР-);

3) звуковая — речь пациента, флоуметрические сигналы, зву­ки при допплеровском исследовании и т.д.;

4) комбинированная — любые комбинации описанных групп. Необходимо отметить, что врач почти всегда имеет дело имен­но с комбинированными видами информации о пациенте.

Медицинская информация должна постоянно обновляться и нуждается в интерпретирующей среде.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Конфиденциальность медицинской информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.