КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реформы Александра I и Николая I
Правление Александра I. 12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота на российский престол вступил Александр I (1801 – 1825 гг.). Он выступил инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений. Характерной чертой правления Александра I становится борьба двух течений – либерального и консервативно-охранительного и лавирование императора между ними. Поэтому историки выделяют в царствование Александра I два периода: 1) 1801 – 1812 гг.– период подготовки реформ и стремление провести масштабные преобразования либеральной направленности. 2) 1814 – 1825 гг. – во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции. Реформы в области государственного управления начались уже с начала правления Александра I с участием в них первоначально Негласного комитета (1801 – 1803), неофициального органа при императоре, в который вошли его друзья П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский. Планы комитета были обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного право до введения Конституции в России. В 1802 г. устаревшие коллегии заменены министерствами. Учреждены 8 первых министерств: внутренних дел, иностранных дел, военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции, народного просвещения, юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления и привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия; министры и главноуправляющие на правах министров образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был определен только в 1812 г; В 1802 г. реформе подвергся Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в получении права делать «представления» императору по поводу устаревших законов. В 1810 г. создан Государственный совет – высший законосовещательный орган. 12 декабря 1801 г. издан указ, предоставивший право владеть землей купцам и мещанам, которые могли теперь покупать ненаселенные земли, что разрушало монополию дворянства на владение землей. Период царствования Александра I с 1816 по 1825 г. в отечественной исторической науке получил название аракчеевщина – по имени ее проводника – А.А. Аракчеева. Наступил закат реформ и начала осуществляться политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостнического строя. Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии. Окончательно были похоронены планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Правление Николая I. «Апогей самодержавия» – время правления Николая I (А.Е. Пресняков). Характерная особенность николаевского стиля правления – стремление решить все проблемы путем политической централизации и жесткой регламентации общественной жизни. Для достижения четкого исполнения высочайших указаний были милитаризированы многие звенья государственного аппарата: на важнейшие административные должности назначались генералы, военизировались отдельные ведомства, во главе многих губерний были поставлены военные губернаторы. В царствование Николая I была проведена кодификация российского законодательства. Эта работа доверена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому. В ходе реформы государственной деревни (1837 – 1841 гг.) была создана сложная система управления государственными крестьянами. Цель реформы – поднять благосостояние крестьян, сделать их исправными налогоплательщиками и подать пример помещикам в деле улучшения их управления собственными деревнями: – увеличены до определенной нормы наделы малоземельных селений; – организовано переселение части государственных крестьян на свободные земли; – внедрялись агротехнические усовершенствования; – регулировалась оброчная система в соответствии с местными условиями; – учреждены вспомогательные ссуды для мелкого кредита крестьянам; – расширена сеть запасных магазинов на случай неурожаев; – строились школы, лечебные и ветеринарные пункты; – в создаваемых волостях и сельских обществах введено местное самоуправление. В основу просвещения закладывался принцип охранительной идеологии, сформулированный С.С. Уваровым в виде т. н. «теории официальной народности», которая основывалась на триаде – «Православие, самодержавие, народность».
3. Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. Правление императора Александра II (1856 – 1881 гг.) стало периодом радикальных преобразований российского общества. Толчком к преобразованиям послужили: 1. проигранная Крымская война, показавшая полную несостоятельность политической и экономической системы России; 2. падение авторитета России среди передовых европейских государств и международная изоляция страны; 3. реальная угроза России стать второразрядной державой на европейском континенте; в-четвертых, активизировалась либерально настроенная часть общества и часть правительственных чиновников. Показателем упадка помещичьих хозяйств был и рост задолженности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам. К 1859 г. сумма долга помещиков, заложивших свои имения, только в государственных кредитных учреждениях достигла 425 млн. рублей, что в два раза превосходило годовой доход в бюджет страны. Предполагаемая реформа 1861 г. должна была спасти помещиков от финансового краха. Государство впоследствии погасило эти долги за счет вычета их из выкупных платежей крестьян. Другой важной причиной, подталкивающей к отмене крепостного права, был социальный фактор – нарастание из десятилетия в десятилетие крестьянских бунтов. По данным В.А. Федорова, за первую четверть XIX в. было зарегистрировано 651 крестьянское волнение (в среднем 26 волнений в год), за вторую четверть этого столетия – уже 1089 волнений (43 волнения за год), а за последнее десятилетие перед отменой крепостного права (1851 – 1860) – 1010 волнений (101 волнение за год), при этом 852 волнения приходятся на 1856 – 1860 гг. Проекты предусматривали разные условия освобождения крестьян. Всего было представлено за 1856 – 1859 гг. более сотни различных проектов. нтересы помещиков черноземной полосы, где преобладало барщинное хозяйство, связанное с рынком, и где земля особенно высоко ценилась, воплотил проект крупного полтавского помещика М.П. Позена в 1856 и 1857 гг. Проект Позена выразил стремление помещиков черноземных губерний к сохранению в своих рядах максимального количества земли, но вместе с тем, и их незаинтересованность в полном обезземеливании крестьян: сохранение крестьянского хозяйства необходимо было для обеспечения помещиков рабочими руками. Интересы помещиков степной полосы, относительно слабо заселенной, с преобладанием крупного помещичьего хозяйства, выражал проект помещика Самарской губернии Ю.Ф. Самарина. В проекте Самарина предусматривалось личное освобождение крестьян с землей и предоставление им гражданских прав. Но ввиду недостатка в степной полосе рабочих рук предлагалось установить «переходный период» сроком на 10 – 12 лет, во время которого сохранялись бы отбывание крестьянином барщинных работ за надельную землю и право вотчинной полиции за помещиком в его имении. 3 января 1857 г. был образован Секретный комитет под председательством князя А.Ф. Орлова «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Активно в крестьянском вопросе проявил себя генерал-губернатор В.И. Назимов, который настаивал на том, чтобы комитет дал соответствующие инструкции. Секретный Комитет решил официальные инструкции дать в виде рескрипта. Рескрипт Назимову сначала держался в секрете. В официальной прессе рескрипт Назимову был опубликован 24 декабря 1857 г. Рескрипт давал широчайшие возможности для толкования и высказываний по реформе. Признание за помещиками земельной собственности и сохранение экономических условий, которые существовали при крепостном праве, вполне должны были удовлетворить помещиков. Самое удивительное в рескрипте Назимову – это то, что об отмене крепостного права совершенно напрямую не говорилось. С опубликованием рескриптов и началом деятельности губернских комитетов подготовка крестьянской реформы перестала быть тайной и обрела гласность. В связи с этим Секретный комитет 16 февраля 1858 г. был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предложений о крепостном состоянии». 16 февраля 1861 г. в Государственном совете было завершено обсуждение проекта «Положение крестьян, выходящих из крепостной зависимости». Подписание «Положений» было приурочено к 19 февраля – 6-й годовщине восшествия Александра II на престол, одновременно им был подписан и Манифест, возвещающий об освобождении крестьян от крепостной зависимости. 5 марта 1861 г. Манифест был обнародован в Москве и Петербурге, а по 2 апреля – на местах. «Положения» 19 февраля 1861 г. были представлены 17 законодательными актами: «Общим положением», четырьмя «Местными положениями о поземельном устройстве крестьян», «положениями» о выкупе, об устройстве дворовых людей, о губернских по крестьянским делам учреждениях, а также «правилами» о порядке введения в действие «Положений», о крестьянах мелкопоместных владельцев, о приписанных к частным горным заводам людях и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний, в которых у 100428 помещиков насчитывалось 22563 тыс. крепостных крестьян обоего пола, в том числе 1467 тыс. дворовых, 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам. Ликвидация феодальных отношений в деревне – не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся более чем на два десятилетия. Основные положения крестьянской реформы: 1. Полное освобождение крестьяне получали сразу с момента обнародования Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 г. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 г. – такой срок устанавливался для введения в действие «Положений») обязаны были отбывать, хотя и несколько измененные, но, по сути дела, те же самые повинности, что и при крепостном праве. 2. Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок «крестьянское общественное управление». Оно было введено в течение лета 1861 г. Вводились сельские и волостные органы управления. Первоначальной ячейкой являлось сельское общество, которое ранее составляло имение помещика. Несколько смежных сельских обществ, в которых числилось в общей сложности от 300 до 2000 крестьян мужского пола, составляли волость. В бывших помещичьих селениях в 1861 г. образовано 8750 волостей. 3. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Сложность состояла в том, что помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной, и здесь важную роль играл созданный летом 1861 г. институт мировых посредников, на которых были возложены многочисленные посреднические и административные функции: проверка, утверждение и введение уставных грамот (определяли пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского самоуправления. Мировые посредники назначались Сенатом из местных потомственных дворян-землевладельцев по представлении губернаторов совместно с губернскими предводителями дворянства. Обычно на губернию приходилось от 30 до 50 мировых посредников, а всего их было назначено 1714. 4. Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за нее установленные «Положениями» повинности (оброк или барщину). Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика. При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природных и экономических условий. Исходя из этого, вся территория Европейской России была разделена на три полосы – нечерноземную, черноземную и степную, а «полосы», в свою очередь, делились на «местности» (от 10 до 15 в каждой «полосе»). 5. Сохранялось общинное землепользование. При переходе на выкуп крестьянин получал наименование «крестьянина-собственника». Однако земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору (за исключением крестьян западных губерний), а общине. Общинная форма землевладения исключала для крестьянина возможность продать свой надел, а сдача последнего в аренду ограничивалась пределами общины. 6. Наделение крестьян землей носило принудительный характер: помещик обязывался предоставить надел крестьянину, а крестьянин взять его. По закону до 1870 г. крестьянин не мог отказаться от надела. Но и по истечении этого срока право отказа от надела было обставлено условиями, сводившими его на нет: он должен был полностью рассчитаться с податями и повинностями, в том числе с рекрутской. 8. Перевод крестьян на обязательный выкуп. Перевод крестьян на выкуп занял более двух десятилетий. Лишь 28 декабря 1881 г. было издано «Положение», предусматривавшее перевод остававшихся еще на временнообязанном положении крестьян на обязательный выкуп, начиная с 18 января 1883 г. Суть ее заключалась в следующем. Годовой оброк приравнивался к 6% с капитала икс (именно такой процент начислялся ежегодно по вкладам в банк). Таким образом, если крестьянин уплачивал оброк с 1 души мужского пола в размере 10 руб. в год, то выкупная сумма икс составляла 10 руб.: 6% х 100% = 166 руб. 67 коп. Естественным продолжением отмены крепостного права в России были развитие системы государственных учреждений, земская, городская, судебная, военная реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление страны в соответствие с новой социальной структурой. 1. земская реформа. 1 января 1864 г. В этих целях были созданы новые органы местного самоуправления в губерниях и уездах — всесословные выборные учреждения земства. Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия – землевладельческая – состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимостью стоимостью от 15 тыс. руб. Вторая курия – городская – объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. руб. и владельцев недвижимости не менее 6 тыс. руб. Выборы по третьей курии – сельских крестьянских обществ – были многостепенными. Земства избирались на три года. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства (губернского или уездного). Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов. Собрания гласных проходили раз в год. В их компетенцию входило распределение государственных и утверждение местных налогов, местное хозяйство, медицина, образование, устройство благотворительных учреждений. В конце 70-х гг. земства были введены в 35 из 59 российских губерний. В земских органах преобладали дворяне, и они фактически ими контролировались. 2. Реформа городского самоуправления 1870 г. Всесословные органы общественного самоуправления создавались в соответствии с новым «Городовым положением» от 16 июля 1870 г. Система органов городского общественного самоуправления включала: городское избирательное собрание и городскую думу с городской управой – исполнительным органом. Думу и управу возглавляло одно лицо – городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел. Все городские избиратели в соответствии с имущественным (податным) цензом делились на три группы (курии). Первую курию составляли крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов; вторую – более мелкие, уплачивавшие другую треть городских налогов; третью – все остальные. Имущественный ценз ограничивал число избирателей. В наиболее крупных городах они составляли в среднем 5,6% от населения. Дума и управа избирались на четыре года, половина состава управы должна обновляться через каждые два года. Городской голова мог приостановить решение управы. Разногласия думы и управы решал губернатор. 3. Судебная реформа. В основе судебной реформы 1864 г. лежали следующие принципы: — разделение властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной; — бессословность суда; — несменяемость судей и судебных следователей; — состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем заседателей и адвокатов; — равенство всех подданных перед законом; — независимость суда от администрации; — создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов); — прокурорский надзор; — выборность (мировых судей и присяжных заседателей). Страна была разделена на 108 судебных округов. Вводились два вида судов: мировые и общие. 4. Финансовые реформы 1862 – 1866 гг.: — указом от 31 мая 1860 г. «для оживления промышленности и торговли» был учрежден Государственный банк, которому передавались вклады упраздняемых кредитных учреждений – Заемного и Коммерческого банков, Сохранной казны и приказов общественного призрения; — единственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов в лице министра финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля; — смета доходов и расходов государственного бюджета ежегодно проходила через Государственный совет. Представлявшая до этого времени государственную тайну роспись доходов и расходов стала публиковаться для всеобщего сведения, что укрепило доверие к государственным финансам; — во всех губерниях были учреждены контрольные палаты, не зависевшие от местной администрации и подчинявшиеся только государственному контролеру; — отменена система откупов (на соль, табак, вино и пр.), при которой большая часть косвенных налогов шла не в казну, а в карманы откупщиков. С 1 января 1863 г. повсеместно отменялась откупная система и заменялась акцизной: продажа вина объявлялась свободной, но облагалась особым акцизным сбором, взимаемым созданными для этого государственными акцизными учреждениями. 5. Реформы в области народного образования: — 18 июля 1863 г. утвержден новый университетский устав, который расширял автономию университетов. Действие Университетского устава распространялось на пять существовавших к тому времени российских университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский. По Уставу 1863 г. каждый университет должен был иметь четыре факультета – историко-филологический, юридический, физико-математический и медицинский. Университетам предоставлялась достаточно широкая автономия. Совет университета получал право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Руководство жизнью факультетов принадлежало факультетским советам. Студенты, как и ранее, делились на своекоштных и казеннокоштных. Своекоштные жили дома или на снимаемых квартирах и вносили плату за обучение. После окончания университета они были свободны в выборе рода занятий или службы. Казеннокоштные студенты находились на содержании университета и по окончании обучения обязывались отслужить шесть лет по назначению. — 14 июня 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Положение разрешало их открывать организациям и отдельным лицам. Этим ликвидировалась государственно-церковная монополия на просвещение. В программу начальных училищ входило преподавание чтения, письма, 4 правил арифметики, «закона Божьего» и церковного пения. 6. Реформа печати. Еще в начале царствования Александра II были сделаны некоторые послабления печати. В декабре 1855 г. был упразднен учрежденный в 1848 г. Николаем I для усиления для надзора за печатью печально известный Бутурлинский комитет с его карательной цензурой. В 1857 г. был поставлен вопрос о подготовке нового цензурного устава, но только 6 апреля 1865 г. царем были утверждены «Временные правила о печати», отменявшие предварительную цензуру для сочинений объемом не менее 10 печатных листов, а для переводных – не менее 20 листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел, при этом издатель был обязан представить денежный залог от 2,5 до 5 тыс. руб. Автор, редактор, издатель и даже книготорговец в случае нарушения закона от 6 апреля 1865 г. отвечали перед судом. 7. Военная реформа: - первоначальное сокращение срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7 – 8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск; - отмена в армии телесных наказаний; - переход к новому принципу комплектования армии – от рекрутского набора, установленного еще Петром Великим, к всеобщей воинской повинности (закон от 11 января 1874 г.). Мужчины в возрасте 20 лет подлежали призыву на военную службу, срок которой был определен в 6 лет для сухопутных войск и 7 лет для флота. Военнообязанные имели ряд льгот по призыву, которые касались их семейного положения и здоровья, а срок военной службы был поставлен в зависимость от образовательного уровня: человек, имевший высшее образование, служил полгода, среднее – полтора года; - учреждение системы военных округов, ликвидировавших излишнюю централизацию управления. По изданному 6 августа 1864 г. «Положению» вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным военному министерству; - реорганизация центрального военного управления. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения; - реформирование сети военно-учебных заведений. Кадетские корпуса в 1863 г. преобразованы в военные гимназии. В 1864 г. учреждены военные училища. Для специальной подготовки инженеров, артиллеристов, кавалеристов были созданы 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях - Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической; - принятие 1 января 1874 г. «Устава о воинской службе» делило все воинские силы на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение; - перевооружение русской армии. С 1866 г. происходила замена гладкоствольного оружия нарезным. Принята на вооружение скорострельная винтовка системы Бердана. Артиллерийский парк пополнялся стальными нарезными орудиями. Началось строительство парового военного флота. Военные преобразования существенным образом повысили мобилизационные возможности страны, улучшили структуру управления армией и боевую подготовку.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 9488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |