Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 24 Анализ состояния расчетов предприятия




 

Средства находящиеся в расчетах представлены остатками дебиторской и кредиторской задолженности. источником погашения кредиторской задолженности на предприятие являются средства полученные от дебиторов. Следовательно, состояние расчетов предприятия во многом определяется состоянием расчетов с дебиторами. Источниками информации о состояние расчетов с дебиторами служат данные бухгалтерского баланса, Приложения к бухгалтерскому балансу, договора, заключенные с дебиторами, результаты актов-сверок дебиторской задолженности.

На всех этапах важно отслеживать основные показатели дебиторской задолженности и рейтинг финансовой надежности клиентов компании. Полезным инструментов мониторинга может стать таблица срочности – разбивка счетов к получению по сроку давности каждого счета. Для построения эффективного процесса инкассации дебиторской задолженности необходимо четко распределить ответственность за возврат денежных средств между финансовыми менеджерами и сотрудниками функциональных подразделений.

В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:

предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);

оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);

оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);

система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

система предоставляемых скидок.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.

 

 

1. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.

3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.

4. Формирование системы кредитных условий.

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита.

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.

7. Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Эффективное управление дебиторской задолженностью должно сопровождаться эффективным управлением кредиторской задолженностью. Предприятие должно своевременно погашать возникающие обязательства. Задержка платежей по расчетам с поставщиками и подрядчиками может привести к ужесточению штрафных санкций по отношению к предприятию за нарушение договорных обязательств. что приведет к увеличению прочих расходов. Несвоевременная уплата налоговых платежей может привести к начислению пени и штрафов. Несвоевременная выплата заработной платы ухудшает качество труда из-за снижения влияния материальной мотивации.

При систематическом непогашение кредиторской задолженности на установленную законом сумму на срок более 3 месяцев может привести к инициации процедуры банкротства по отношению к рассматриваемому предприятию.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перед кем у предприятия возникает дебиторская задолженность?

2. Назовите объективные причины увеличения остатков дебиторской задолженности?

3. Перед кем у предприятия возникает кредиторская задолженность?

4. За счет каких источников должна погашаться кредиторская задолженность?

5. Как скажется на величине кредиторской задолженности убыточность деятельности предприятия?

6. какими способами предприятие может сократить сроки обращения дебиторской задолженности?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. – М.: Ось-89,1996.

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия./ Под редакцией В.А. Раицкого. М.: Финансы и статистика, 1988.

3. Баканов М.И, Шеремет А.Д. Теория экономического анализа, (учебник, 4-е издание). – М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Ефимов О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия (практическое пособие). –М.: АО Бизнес школа, Интел-Синтез.

5. Ковалев В.В Сборник задач по финансовому анализу. - М.: Финансы и статистика,2001.

6. Крейнина И. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве, торговле. – М.: АО ДИС, МВ-центр, 1994.

7. Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия (объединения)/ Под редакцией А.И. Бружинского, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 1988.

8. Новодврский В.Д., Пономарева Л.В., Ефимова О.В. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 1994.

9. Намазалиев Г.И. Экономический анализ хозяйственной деятельности в материально-техническом обеспечении. – М.: Финансы и статистика, 1990.

10. Петров В.В. Ковалев В.В., Как читать баланс. – М.: Финансы и статистика, 2001.

11. Русак Н.А., Стражев О.Ф. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. – Мн.: Высшая школа, 2004.

12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ООО «Новое знание», 2008.

13. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. –М.: ИНФРА-М, 2006.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  
Лекция 1  
Лекция 2  
Лекция 3  
Лекция 4  
Лекция 5  
Лекция 6  
Лекция 7  
Лекция 8  
Лекция 9  
Лекция 10  
Лекция 11  
Лекция 12  
Лекция 13  
Лекция 14  
Лекция 15  
Лекция 16  
Лекция 17  
Лекция 18  
Лекция 19  
Лекция 20  
Лекция 21  
Лекция 22  
Лекция 23  
Лекция 24  
Список литературы  

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.