Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура

Несмотря на то, что каменное строительство приобретает широкий размах, строительство из дерева остается основой русского зодчества. Сохранившиеся памятники позволяют судить о многообразии произведений, созданных русскими мастерами. Выдающимся произведением деревянного зодчества является, к сожалению, не сохранившийся Дворец в селе Коломенском (1667-1668Дворец простоял 100 лет затем был разобран «за ветхостью». Он представлял сложное сочетание больших и малых срубов-клетей. Все части связывались переходами. Коломенский дворец имел асимметричную планировку. Примечательными были разнообразные покрытия хором. Каждое строение имело свое, отличное от других покрытие в виде шатра, бочек, кубов и т.д. Заметна тяга к наружному и внутреннему убранству здания. Резной декор был на галереях, крыльцах, наличниках окон. Внутри стены были покрыты росписью, что было ново для жилого помещения. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты – от двух до четырех этажей. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев.

Вблизи дворец невозможно было охватить единым взором, т.ч. с каждым поротом открывались разнообразные виды. Но при всем этом он смотрелся целостно. Ряды окон, общее декоративное убранство объединяли все части здания.

Коломенский дворец полюбили все последующие правители России. В 1682–1696 гг. его посещали цари Петр и Иван, а также царевна Софья Алексеевна. Значительно чаще других здесь бывали Петр и его мать, царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведен новый фундамент. В 1767 г. по указу императрицы Екатерины II началась разборка дворца, продолжавшаяся до примерно 1770 г. В процессе демонтажа были составлены подробные планы дворца, которые вместе с описями XVIII в. и изобразительными материалами дают достаточно полное представление об этом замечательном памятнике русской архитектуры XVII в. Сейчас дворец воссоздан и представляет собой макет Дворца в натуральную величину. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами.

Деревянные дома порой представляли опасность. Частые пожары уничтожали не только отдельные постройки, но и целые кварталы, а иногда выгорал весь город, поэтому богатые купцы переходили на строительство каменных хором, однако деревянный дом оставался основной жилой застройкой.

Сроятся кирпичные заводы, на которых стал производиться не только обычный кирпич, но и кирпич увеличенных размеров (80х145х300мм). Применение такого кирпича повышало скорость строительства и качество поверхности стен.

В архитектуре этого столетия прослеживается несколько этапов:

1 этап – начало 17в. сильна связь с традициями 16в. с 40-80г. – поиски нового стиля.

На первых парах культовое зодчество является преобладающим. Однако в нем нет серьезных новшеств. Постепенно приобретают популярность гражданские постройки.

Крупнейшей из них был Теремной дворец в Московском Кремле, заказанный царем, Михаилом Романовым мастерами Б. Огурцовым, Т. Шарутиным, А. Константиновым, Л. Ушаковым. Дворец был выстроен на подклете (нижний этаж жилого дома, им. Хох назначение) 16 в. в нижних этажах помещались кладовые. Это первые каменные покои в царском дворце. Планировка жилых этажей складывалась из небольших комнат, одинаковых по размеру. Верхний этаж был занят просторным залом. В интерьерах присутствовала богатая роспись, выполненная С. Ушаковым, не дошедшая до наших дней.

Архитектурной особенностью является анфиладное построение внутренних помещений. Резными орнаментами были украшены фасады, наличники окон. В интерьере все было украшено растительным орнаментом. К сожалению, интерьеры, построенные по анфиладному принципу и богато украшенные, не сохранились. Они пострадали от проводившихся в XVIII веке ремонтных работ, а также от пожара 1812 года.

Домовые церкви заложили так называемый узорчатый стиль. Кирпичный узор покрывает всю поверхность фасадов. Проработка поверхности с сильно выступающими элементами, подчеркивают декоративность стен и игру света, но лишают здания монументальной простоты. Узорчатый стиль распространился далеко за пределы Москвы, где испытал влияние местных школ.

Первый этаж Теремного дворца - это Сытный дворец, который заключал в себе более тридцати подвалов, второй - Мастерские палаты. Два нижних этажа Теремного дворца использовались как хозяйственные помещения. Третий этаж служил жильем для членов царской семьи и особ, приближенных к царю. Часть его занимали служебные помещения, другую - временные покои царицы и царских детей. На четвертом этаже Теремного дворца располагались жилые покои царя.

 

Богатство архитектурного декора особенно заметны в Ярославле, который в 17в. был одним из наиболее крупных торговых городов. Одновременно он являлся культурным центром северо-западных земель, где стиль задавало купечество. Особенностями ярославской храмовой архитектуры было богатое декорирование фасадов церквей. Обычно это были 5-главые храмы, окруженные приделами и крыльцами, обязательно с шатровой колокольней. Примером служит комплекс церкви Иоанна Златоуста (1647-1650) в Коровниках. Здание имеет симметричное построение, основной объем имеет 2 симметричных шатровых придела и 2 крыльца с арочками на висящих «гирьках», получивших широкое распространение а русской архитектуре. Особенно выразительно выглядит окно центральной абсиды, украшенное изразцовым наличником, причудливой формы. Дополняет композицию вертикаль 40м. колокольни, имеющей в плане 8-гранную форму и шатровое покрытие, несколько рядов декоративно обработанных окон и декорированная верхняя часть здания создают ощущение легкости.

 

Узорчатый стиль широко распространился по территории государства. Однако патриарх Никон, будучи некоторое время главой церкви, стремился очистить церковную архитектуру от светских наслоений. По его велению был построен Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря в Истре под Москвой, который должен был стать центром комплекса повторяющий места, связанные с событиями земной жизни Иисуса Христа. Комплекс объединял Воскресенский монастырь, окрестные холмы, реку, населённые пункты, соответствующим образом наименованные или переименованные. Река Истра стала именоваться Иорданом, возвышенность на востоке от монастыря — горой Елеон, холм на северо-западе — фавором.

Постройка этого собора – главного храма в точности повторяла храм гроба Господня в Иерусалиме и превосходило по масштабу все царские постройки. Тем самым Никон хотел заявить о главенстве церкви над светской властью.

Воскресенский собор строился в два этапа. С 1658-го по 1666 год здание было доведено до кровель, подготовлено место для строительства подземного храма, возведена колокольня. Снаружи и внутри собор украсили керамические пояса, наличники, порталы и иконостасы. Для колокольни отлили 15 колоколов. Из больших колоколов сохранился отлитый в 1666 году стопудовый колокол.

В 1666 году, в связи с опалой, постигшей Патриарха Никона, строительные работы в Воскресенском монастыре были прекращены. Достраивался Воскресенский собор с 1679-го по 1685 год. В этот период возводится глава над центральной частью храма, ротонда перекрывается кирпичным 22-метровым в диаметре шатром. В 1690 году освящается подземная церковь.

Никон сам отслеживал ход работ, часто ломая уже выстроенные элементы и детали. Однако храм в последствии получил совершенно самостоятельное объемно-плнировочное решение. Храм завершался шатром, в основании в22м и высотой 18м., что на тот период являлось техническим достижением. Однако этот шатер 2 раза обрушался, 1 – в 1723г. Из-за пожара, и 2 в 1941г. Он был снова разрушен немецкими войсками. Сегодня храм восстановлен. Облик собора XVII века не дошел до нашего времени.

Воскресенский собор воспроизводит план и размеры прототипа. При этом его облик и декор неотделимы от традиций древнерусского зодчества

В начале века складывается и ассиметричный тип храмов, где архитектурные формы усложняются, конструкция здания читается с трудом. Шатровые завершения теряют свой смысл устремленности вверх, потому как теперь это могут быть несколько одинаковых по высоте шатров. Например церковь Рождества Богородицы в Путинках. Она также относится к узорчатому стилю - характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

Узорчатый стиль отличает каменные храмы на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Они обычно имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Композиция утрачивает монументальную ясность. Шатровые завершения храмов, колоколен. Декор - Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов.

 

Начиная с середины XVII века русское узорочье эволюционно вытесняется русским барокко, иногда эти понятия смешиваются или ошибочно взаимозаменяются.

В последние 10-летия 17в. появляется новый стиль, направление условно именуемое «Московским» или Нарышкинсим барокко. Называлось оно так, скорее всего, потому что основное строительство в этом стиле было в Москве по заказу знатных бояр Нарышкиных. Компактный объем зданий, ярусно убывающий кверху, имел стройный изящный силуэт, дополняемый замечательным декоративным убранством – основные черты нового типа храма. Типичные образцы «нарышкинского барокко» - церкви в подмосковных усадьбах знати.

Церкви этого архитектурного направления имели в целом компактные планы, занимали небольшую территорию и могли быть поставлены в любой усадьбе. Внутреннее пространство таких церквей невелико, поэтому снова стали актуальны хоры, в виде балконов, предназначенные для семьи помещика.

Русские зодчие издавна стремились к объединению в одной композиции храма и колокольни. Сначала эти поиски нашли воплощение в деревянном зодчестве и наконец воплотились в шатровых каменных церквях.

Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента», элементами архитектурного ордера.

Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурной композиции — оставался русским, и только отдельные, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства.

Наиболее ярким примером является церковь Покрова в Филях (1693-1695) (заказчик - Нарышкин). Церковь поднята на высоком подклете и окружена галереей-гульбищем(терраса), на которую ведут 3 широкие лестницы. На первом ярусе — крестообразно расположенные объемы, далее следует четверик на восьмерике. Своеобразие нарышкинского стиля заключается в том, что на квадратном основании возводился не один, а несколько уменьшающихся восьмериков.

Здание совмещает в себе и церковь, и колокольню

В декор вводятся колоны, которые красиво подчеркивают и скругляют грани восьмериков. Богатство декоративного убранства складывалось из резьбы фронтонов в виде петушиных гребешков, разнообразных колонок и причудливых наличников, красиво оформленных парадных лестниц. Все придавало храму великолепие и праздничность. Декор выполнен из традиционного кирпича и белого камня. Несмотря на украшения из белого камня, контрастирующие с красным цветом кирпичных стен, церковь обладает большой конструктивной четкостью.

«Нарышкинский стиль» тесно связан с узорочьем, но это в какой-то мере его дальнейшая стадия, в которой проступают преобразованные формы западноевропейской архитектуры — ордера и их элементы, декоративные мотивы, несомненно, барочного происхождения.

Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни.

 

В 17 в. отстроились и обновились монастыри. Особо ярким монастырским ансамблем представляет Новодевичий монастырь в Москве.

Он был основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», в благодарность за овладение Смоленском. Для многих. Новодевичий стал темницей. В стенах монастыря жила вдова старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана. По приказу Петра I была заточена царевна Софья — насильственно пострижена в монахини Центр монастыря — монументальный пятиглавый Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI в. Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле.

В 1812 году отступавшие из Москвы французы попытались взорвать Новодевичий монастырь, но, по легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, подведённые к пороховым погребам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Искусство 17в | Живопись. Русская живопись 17 века пронизана противоречиями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.