КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цвет в русской культуре
Открытие красителей стало важной вехой в развитии человеческой культуры. Так, открытие красного красителя древними греками (об этом рассказывается в греческих хрониках Георгия Амартола и Иоанна Малалы) привело к запрету: красный цвет стал привилегией только царей, таким образом, носить одежду окрашенную в красный цвет, могли только лица царского рода. Эта традиция надолго укрепилась в различных культурах. Любимые цвета восточных славян — белый и красный. Красный цвет — это любимый цвет древнерусских князей. Характерно, что в XVI-XVII вв. в одежде знати и простонародья было очень много красного цвета. Он же был широко распространен в украшении интерьеров. Слово «красный» в русском языке означало — «светлый, яркий, хороший, красивый, ценный». Красный воспринимался как прекрасный, веселый, радостный цвет, как цвет молодости. Поэтому и название первого праздника воскресшей весны — Красная горка, связано с этим цветом (горы почитались священными у славян, это обитель Богов, место богослужений и большинства обрядов). Слово «красный» приобрело значение цвета крови с XV—XVI вв. Оно было унаследовано от древнерусского слова «червленый», так как красную краску на Руси добывали из насекомых червецов (червленый цвет). Красный — символ жизни, радости, праздника в Древней Руси. В иконописи он имеет различное значение в зависимости от формы, включающие этот цвет и структуры всего изображения. Например, красный плащ Георгия Победоносца воспринимался, как знак царской власти и, одновременно, — символ мученичества; план архангела Михаила — как символ «огня и меча»; мафорий, окутывающий Еву — как цвет благодарности за искупление первородного греха и дарование вечной жизни. В Ветхозаветной культуре красный, наряду с белым и золотым, считался символом Света. В новгородской живописи XIII—XIV вв. красный заменял золото фонов, выполнял светоносную и пространственно-организующую функции. В работах А. Рублева красный ромб символизировал Землю. Белый цвет несет как положительное, так и отрицательное значение. Слово «белый» в древнерусском языке кроме цвета означало еще и «светлый», «ясный», «прозрачный», «непорочный», «безгрешный». По мнению А.Н. Афанасьева, с корнем «бел» («бил») в русском языке связана идея плодородия, изобилия. У древних славян существовало противопоставление белого и черного цветов: западные славяне поклонялись Белобогу (покровителю света и добра) и Чернобогу (покровителю тьмы и зла). Это верование было некогда общим у всех славянских племен, в том числе и у русских. Белый цвет символизировал предвечное безмолвие в Древней Руси. Он заключал в себе бесконечные потенции любой реальности, любой цвет спектра. Отрицательное значение белый цвет приобрел после Французской революции, которое было перенесено в Россию. После поражения революции контрреволюционный террор получил название «белый террор» (terrur blanche — «белый ужас»). Развитие отрицательного значения этого слова («белый») произошло в период Октябрьской революции (деление на «белых» — чужих, и «красных» — своих). Отрицательное значение слова «белый» проявляется и во взаимоотношениях народа и господствующего класса (чернь, белая кость); в отношении к неумело сделанному или неискусно скрытому (шито белыми нитками). Желтый — воспринимался как радостный, солнечный, весенний цвет. В XVI веке свадебный наряд невесты состоял из желтого летника и красного сарафана. Венец невесты также был желтый. В первый день свадьбы одевали желтые летники, во второй — красный сарафан, являвшийся символом замужества. Однако он не получил широкого распространения в русской культуре. Использование золотистого в культовой архитектуре и одежде связано больше с византийской традицией, чем собственно с русской. Начиная с 17 в. у желтого цвета формируется отрицательная символика (связано с эпидемией лихорадки в Европе и вызываемыми ею желтыми галлюцинаями). Он становится цветом лжи, обмана, болезни (сумасшествия). Поэтому дарить желтые цветы любимым стало считаться плохой приметой (к разлуке), что сохранилось и до наших дней. Черный — цвет траура и печали У западных славян (лужицкие сербы)смерть оповещалась посредством черной палки, которая обходила все дворы и возвращалась к судье. У поляков символом несчастья являлся черный боб. Черный цвет — символизирует конец, смерть, т. е. завершение любого явления. В XIV—XV вв. он выступает в качестве знака скорби в одежде. Черный цвет траурной одежды имел вначале определенный смысл — «черный цвет не раздражает покойника, не вызывает у него зависти к живым, в ярких и веселых одеждах». Большинство фразеологизмов в русском языке отражают отрицательную характеристику со словом «черный» («черный деготь» — символ бесчестия и зла в России). Однако при Петре I черный траур был заменен на синий. Голубой — в Древней Руси воспринимался как небесный, Божественный, трансцендентный цвет. Поэтому купола церквей окрашивались в голубой или в синий с золотыми звездами цвета. Позднее он становится цветом романтической поэзии. Это безоблачный, нежный, ничем не затуманенный цвет. Многие языковеды считают, что его название происходит от названия голубя — у славян бывшего символом кротости, невинности, чистоты. По своему символическому значению голубой сходен с «розовым» цветом (Идет из немецкого языка: в 1802 г. немецкий романтик Новалис написал роман «Генрих фон Офтердингер», отсюда пошло выражение «голубой цветок» — символ мечты, некий мистический идеал. Голубой цвет — это «мужской» цвет (юного мужчины), поэтому одежда такого цвета предназначена для мальчиков (однако во фразеологии XX в. выражение «голубой» применительно к мужчине приобрело негативный смысл, означающий мужчину гомосексуального типа). Серый цвет издавна означал предметы невысокого качества. В царской России солдат одевали в сукно серого цвета, отсюда выражение «серая скотинка». По отношению к народу серый означал «малоразвитый, необразованный». В настоящее время это значение сохраняется. Серый цвет стал синонимом всего нетворческого, рутинного, посредственного. Розовый цвет на Руси связывался с зарей. Во фразеологии стал символом чего-то приятного, ничем не омраченного, символ прекраснодушия. В настоящее время приобрел отрицательное значение в литературе. Писатели используют розовый цвет для обозначения мнимого, ложного благополучия. В социальной сфере розовый остается символом юности, «девичьим» цветом (отсюда и одежда розового цвета предназначена для девочек). Выражение «смотрит на жизнь сквозь розовые очки» означает иллюзорное или оптимистичное (часто на грани инфантильного) отношение к жизни, событиям. Зеленый — символизировал юность, цветение в Древней Руси. В иконописи средних веков зеленый используется в основном как цвет «позема», но иногда являлся символом неба с наполняющими его бесплотными силами. Например, зеленый овал, разделенный красным ромбом и квадратом являлся символом трансцендентности божества (Рублев, Дионисий). Купола церквей окрашивались в зеленый цвет, одежда служителей культа также содержала много этого цвета. В древности на Руси травянистые растения с лечебными свойствами называли «зельем». Затем появилось название «отрава», которым обозначали волшебную траву, с ее помощью привораживали или отвращали. Позднее это слово стало синонимом яда (отравы), т. к. им называли водку и табак. Фразеологические выражения со словом «зеленый» означают «свободный проезд на всем пути следования» («зеленая улица»). Дать «зеленый свет» (или улицу) означает всячески способствовать какому-либо делу, человеку и т. д. Однако в бытовой лексике «зеленый человек» означает моральную незрелость (т. е. сохраняется в измененном виде значение зеленого цвета как символа молодости). Этот образ существует у многих народов: у немцев («зеленые овощи» — молодежь), англичан («зеленая рука» — означает неопытного человека, «зеленая лошадь» — необъезженная лошадь). Зеленый цвет в международной системе дорожных знаков означает свободный путь. Искусство начала 18 века Россия в 18 в. стала догонять ведущие европейские страны. Первым преобразователем стал Петр I. Он пытался перестроить уклад жизни на европейский лад. Большой вклад внес в распространение грамотности среди населения. Иностранные мастера приглашались на работу в Россию, а русских мастеров отравляли на учебу в Европу (их называли пенсионерами). Русские мастера стали активно осваивать опыт западноевропейской архитектуры, стала преобладать светская архитектура, а не религиозная. Новые веяния проникали и в культовую архитектуру, примером служит Меньшикова башня. В 1703г. Петр основал новый город – Санкт-Петербург(название в честь св. Петра). В 1712г. он стал столицей государства. Петр хотел сделать его похожим на Амстердам. С первых лет Петербург стал приобретать вид европейского города. Главными архитекторами и планировщиками города были Доменико Трезини и Жан-Батист Леблон. Планировка и застройка города велась по западноевропейскому образцу: здания ставили вдоль тротуаров главным фасадом на улицу. Дома людей, относящихся к одному сословию, должны были иметь одинаковый вид. Доменико Трезини составил проекты домов для малоимущих людей и для людей среднего достатка, Жан-Батист Леблон разработал проект жилого дома для очень состоятельных людей. Начало строительство новой столицы началось с Петропавловской крепости. В 1706г. крепость была возведена в камне. Крепость представляла собой сомкнутую цепь из бастионов (5-угольники на углах здания) и куртин (стены соединяющие бастионы), их высота достигала 10-12м. Вход в крепость украшают Петровские ворота. (Арх. Трезини) в 1717-1718г. Главным сооружением крепости является Петропавловский собор (1712г) (Арх. Трезини). Здесь колокольня уже не привычный русскому глазу восьмерик на четверике, а единый массив, напоминающий европейские колокольни. Отличие также заключается в применении пилястр, портиков, высокого шпиля характерных для европейского искусства. Высота колокольни - 122,5м. Она выше колокольни Ивана Великого в Кремле, что отмечало превосходство новой столицы. Внутри собор имеет праздничный, парадный интерьер. Входящих в собор сразу привлекает золоченый иконостас. Это уникальный памятник резьбы по дереву, созданный в 1722—1726 гг.Трезини был автором также Здания 12 коллегий, Летнего Дворца Петра и т.д.
Искусство начала 18 века
Россия в 18 в. стала догонять ведущие европейские страны. Первым преобразователем стал Петр I. Он пытался перестроить уклад жизни на европейский лад. Большой вклад внес в распространение грамотности среди населения. Иностранные мастера приглашались на работу в Россию, а русских мастеров отравляли на учебу в Европу (их называли пенсионерами). Русские мастера стали активно осваивать опыт западноевропейской архитектуры, стала преобладать светская архитектура, а не религиозная. Новые веяния проникали и в культовую архитектуру, примером служит Меньшикова башня. В 1703г. Петр основал новый город – Санкт-Петербург(название в честь св. Петра). В 1712г. он стал столицей государства. Петр хотел сделать его похожим на Амстердам. С первых лет Петербург стал приобретать вид европейского города. Главными архитекторами и планировщиками города были Доменико Трезини и Жан-Батист Леблон. Планировка и застройка города велась по западноевропейскому образцу: здания ставили вдоль тротуаров главным фасадом на улицу. Дома людей, относящихся к одному сословию, должны были иметь одинаковый вид. Доменико Трезини составил проекты домов для малоимущих людей и для людей среднего достатка, Жан-Батист Леблон разработал проект жилого дома для очень состоятельных людей. Начало строительство новой столицы началось с Петропавловской крепости. В 1706г. крепость была возведена в камне. Крепость представляла собой сомкнутую цепь из бастионов (5-угольники на углах здания) и куртин (стены соединяющие бастионы), их высота достигала 10-12м. Вход в крепость украшают Петровские ворота. (Арх. Трезини) в 1717-1718г. Главным сооружением крепости является Петропавловский собор (1712г) (Арх. Трезини). Здесь колокольня уже не привычный русскому глазу восьмерик на четверике, а единый массив, напоминающий европейские колокольни. Отличие также заключается в применении пилястр, портиков, высокого шпиля характерных для европейского искусства. Высота колокольни - 122,5м. Она выше колокольни Ивана Великого в Кремле, что отмечало превосходство новой столицы. Внутри собор имеет праздничный, парадный интерьер. Входящих в собор сразу привлекает золоченый иконостас. Это уникальный памятник резьбы по дереву, созданный в 1722—1726 гг.Трезини был автором также Здания 12 коллегий, Летнего Дворца Петра и т.д.
Скульптура. Выдающимся скульптором нач. 18в. был Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) вместе со своим сыном приехал в Россию в 1716г и обрел здесь вторую родину. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность с вдумчивым проникновением в человеческую душу. Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты. Первой значительной портретной работой является бюст А. Д. Меншикова выполненный в конце 1716 года. Многократно обращался Растрелли к образу Петра I. Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723-1729): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме.Много лет работал Растрелли над конным монументом Петра. Сейчас он находится у Михайловского замка. В 1741 году скульптор закончил работу над статуей " Анна Иоанновна с арапчонком ". Живопись Для русской живописи 18 в. был переломным периодом. на смену иконописи. утверждается живопись как светское искусство, стремящееся передать облик реальной действительности. Русская живопись развивалась в тесном контакте с искусством западноевропейских школ. Талантливых художников отправляли учиться за границу (их называли пенсионерами). Главное место в живописи занимает светский портрет написанный маслом. Крупными портретистами начала 18в. были «петровские пенсионеры» Иван Никитин и Андрей Матвеев. Никитин – основатель новой живописи. Его ранние работы понравились Петру, а после поездки за границу Никитин настоящим матером масляной живописи. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.Никитин создал ряд произведений, проникнутых серьезным интересом к человеческой личности. Он показал решительных, суровых, деятельных людей своего времени, выявляя основные черты их сильных характеров. Среди его работ особо знамениты: Портрет Головкина, портрет Петра на смертном ложе. К начале 18 века большое место занимала Гравю́ра - вид графического искусства, подразумевающий создание разными способами печатных форм для тиражирования изображения путём печати с её рельефных поверхностей.Крупнейшим гравером начала XVIII века Алексей Федорович Зубов. В произведениях А. Зубова заинтересованность художника окружающими его явлениями, стремление показать новое, появляющееся и утверждающееся, свидетельствующее, об изменениях в общественной и частной жизни России. Зубов хотел быть документально точным. Барокко в России 18 векаАрхитектура. Примером Зрелого барокко считается Зимний дворец, Смольный монастырь, Екатерининский дворец и т.д. все они имеют парадный, торжественный вид, украшены скульптурой, рельефами, колоннами, все фасады зданий разнообразны по художественно-архитектурному оформлению. Живопись 20-30г. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна покровительствовали иностранным живописцам. Из иностранных живописцев известным был Луи Каравакк. Каравак много работал как декоратор, писал портреты всех русских монархов от Петра до Елизаветы. Им была основана первая в России рисовальная школа по образцу европейских академий. Русские художники сер. 18 века не учились за границей, они набирались опыта дома, сохраняя традиции русской живописи. Виднейшими представителями реалистического направления в портрете этого времени были Иван Яковлевич Вишняков, А. П. Антропов и И. П. Аргунов.Иван Яковлевич Вишняков(1699-1761) В противоположность своим старшим современникам И. Никитину и А. Матвееву Вишняков не учился за границей. Его искусство сформировалось под воздействием русской школы живописи допетровского времени. Вишняков И. Я. руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах. Вишняков внимательно изучал и тонко передавал лица своих персонажей. Среди работ Вишнякова много детских портретов. Алексей Петрович Антропов (1716—1795) Он участвовал в росписи дворцов, церквей и других сооружений в Петербурге и в Москве. А. П. Антропов — ученик придворного живописца Луи Каравакка. Антропов умел вылавливать наиболее существенное, и потому портреты обладают удивительной жизненностью. Типичным примером является большой парадный портрет в рост Петра III. Пышная дворцовая обстановка, парадные регалии, оказываются в контрасте с непропорциональной, неимператорской фигурой. Вишняков(1699-1761) - крепостной графа П. Б. Шереметева. Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В.Растрелли, М.Г.Земцовым. Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи, их театральность и праздничность. С восхищением он передает вещность и предметность мира, тщательно, с любовью выписывает изумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями со сложными узорами, различных расцветок и фактур
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 16903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |