КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наука как система знаний
Категориальный аппарат научного исследования. Эмпирические исследовательские приемы. Теоретические методы научного исследования. Методы научного исследования. Методология научного поиска. Методы научного исследования. Методология научного поиска. Наука как система знаний. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКЦИЯ № 1 Вопросы: Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру. В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена: - в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке; - в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры. Науку как систему отличает целостное единство количественного и качественного накопления научных знаний, процесс формирования связей между ними. Системность науки реализуется становлением и развитием ее как отдельного социального института, который объединяет интеллектуальный потенциал общества. Наука есть результат деятельности всего человечества, которая подчинена целям развития общественной практики. Наука - это не просто сумма знаний об окружающем мире, а точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях, законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений. Понятия и суждения являются научными, если они получены с помощью научных методов (как эмпирических, так и теоретических) и подтвержденные в процессе их практической проверки. Таким образом, наука - сфера исследовательской деятельности, которая направленная на получение новых знаний о природе, обществе и человеке. Наука выполняет в обществе такие функции: - социальной памяти как «накопления - сохранения - трансляции» опыта предыдущих эпох; - гносеологическую (познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем; - нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики; - коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения; - аксиологичную (ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества; - креативную (творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества; - воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе.
Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.
Структура процесса познания может быть представлена такой схемой:
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |