Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор количества методик

Определение набора методик

При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Друг друга должны дополнять данные ка­чественного и количественного характера, субъективные и объективные по­казатели. Желательно, чтобы результаты отдельного испытуемого можно было сопоставить с групповым портретом. Тогда углубленный анализ како­го-либо наиболее типичного испытуемого или того испытуемого, о кото­ром собрано больше информации, может дополнить необходимой глуби­ной анализ групповых показателей, а групповые характеристики помогут полнее понять индивидуальность отдельного испытуемого.

 

Если в вашем наборе есть методики, позволяющие получить данные качественного характера, и методики, позволяющие получить данные ко­личественного характера, то это облегчает интерпретацию. Интерпретиро­вать результаты, полученные методиками, несущими информацию каче­ственного характера (к таковым относятся многие проективные методики), нередко оказывается сложным делом, особенно на первых шагах анализа и интерпретации результатов. Легче начать работу с накопленным эмпири­ческим материалом, если есть количественные показатели.

 

Важно также не упускать из виду, что в любом психическом явлении определенным образом представлен компонент каждой из трех основных сфер психики: познавательной, эмоциональной и поведенческой. Поэтому понимание любого (с немногими исключениями) психического явления предполагает рассмотрение участия и взаимосвязей компонентов различ­ных сфер психики.

 

Часто наиболее интересными и обоснованными воспринимаются ис­следования, в которых использованы и известные, достаточно распростра­ненные, и новые, оригинальные, методики. Читателю публикации легче усвоить новый материал, если он легко связывается с имеющимися при­вычными понятиями, уже освоенными координатами описания.

Более надежные выводы получаются, когда научные факты, получен­ные по одному методу, одной методике, могут быть подтверждены, продуб­лированы данными, полученными по другим.

Не может быть формализованных правил определения достаточного количества методик. Этот выбор часто обусловлен следующими соображе­ниями. Если отсутствует достаточно ясная рабочая гипотеза и без экспери­мента ее построить очень трудно, то исследователю приходится «ставить сети шире», то есть для обнаружения факторов, влияний и связей того явле­ния, которое находится в центре внимания, необходимо измерять большее число параметров из большего числа сфер психики и большего числа уров­ней психической регуляции. При увеличении числа регистрируемых пара­метров возможное количество сравнений и сопоставлений при анализе воз­растает примерно в геометрической прогрессии. Однако помимо очевид­ной стоимости этого увеличения (время обследования, материалы, время обработки) следует учитывать и организационный момент: длительные эк­сперименты утомляют испытуемого. В экспериментах, где возможна немед­ленная оценка скорости и точности действий, экспериментатор может за­метить это и принять в некоторых случаях какие-либо меры. Но в ходе об­следования, например работы с вопросниками, когда обследуемым надое­дает отвечать, у них часто возникает впечатление, что здесь много одинако­вых или почти одинаковых вопросов об одном и том же. При этом может увеличиться количество ответов, которые даны без достаточного продумы­вания. То есть обследуемый начнет отвечать «как-нибудь». Выявить такое изменение отношения в ходе эксперимента или после довольно трудно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основания для выбора методики | Основные группы методов диагностики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.