Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различия в привлекательности образа себя у лиц с разным




должностным статусом (оценки по шкале «По» методики ДС)

 

Должностной статус, категория Средн. - 95 % + 95 %  
Учащиеся, студенты, курсанты (n = 394) 46,8 45,8 47,7  
Подсобные рабочие, технические исполнители (n = 27) 46,8 43,2 50,5  
Квалифицированные рабочие, вспомогательный персонал среднего уровня квалификации (n = 203) 48,6 47,2 50,0  
Инженерно-технические работники, специалис­ты со средним специальным образованием и высшим образованием (п = 797) 51,0 50.3 51,7  
Работники нижнего руководящего звена (брига­диры, начальники участков, и т. п.), руководи­тели подразделений, имеющие в подчинении исполнителей, специалисты высокой квалифи­кации, преподаватели, имеющие ученую сте­пень (n = 150) 52,2 50,8 53,6  
Работники среднего руководящего звена (начальники цехов, отделов и т. п.), руководители основных структурных подразделений, имею­щих в своем составе подразделения нижнего уровня, заместители руководителей предприя­тий, ведущие специалисты (n = 98) 53.2 51,4 55,0
Работники верхнего руководящего звена (руко­водители предприятий, учреждений и организа­ций, их первые заместители, главные специа­листы) (п = 17) 54,3 48,9 59,6
               

Таблица 6

Различия в привлекательности образа себя в различных социальных группах (оценки по шкале «По» методики ДС)

 

Должностной статус, категория Средн. - 95 % + 95 %
Учащиеся, студенты и слушатели (п - 335) 46,7 45,7 47,7
Инженерно-технические работники (п = 391) 51,0 50,0 52,0
Рабочие (п = 62) 46,9 43,9 50,0
Обслуживающий персонал (п = 74) 48,2 46,3 50,1
Врачи, социальные работники, практические психологи (n = 42) 47,6 44,3 51,0
Педагоги, воспитатели, преподаватели, дефектологи (п = 124) 51,6 49,7 53,4
Оперативный персонал (энергосистем, транс­порта, МВД) (п = 127) 51,5 49,7 53,4
Управленческий персонал (n = 165) 54,1 52,6 55.5
Предприниматели (п = 42) 49,0 45,7 52,2
Домохозяйки (n = 20) 51,3 46,1 56,6
Пенсионеры (п = 61) 41,4 38,5 44,3
Безработные (n = 141) 48,5 46,7 50,3

 

Эти предположения о тесной связи. Я-социального и общей привлека­тельности собственного образа подтверждает значительный размах показа­телей по шкале «По» у лиц, принадлежащих к разным социальным группам (см. табл. 6). Вместе с тем следует учитывать, что показатель образа самого себя, разумеется, испытывает влияние не только одного фактора, а их соче­тания. Это сочетанное влияние и приводит к столь выраженным различиям у отдельных социальных групп: различия достигают 12,7 Т-баллов.

 

Вполне очевидно, что мотив участия в диагностическом обследования не может не оказывать своего влияния на уровень проявления феномена социальной желательности. Данные, представленные в таблице 7, показы­вают, что этот сдвиг достигает почти 11 Т-баллов. Уточним, что в катего­рию «По распоряжению руководства» вошли преимущественно работники среднего и нижнего руководящего звена, проходившие обследование в ходе мероприятий по подготовке кадрового резерва. Таковые проводились груп­пой психологов (и мной в составе группы) Санкт-Петербургского государ­ственного университета на многих предприятиях России, в предшествовав­шие годы - СССР.

 

 

Таблица 7

Различия в привлекательности образа себя у лиц

в разных ситуациях диагностического обследования

(оценки по шкале «По» методики ДС)

 

Вид ситуации диагностического обследования Средн. - 95 % + 95 %
Инициативы испытуемого (n =16) 41,8 36,7 46,9
Предложение психолога (n = 1560) 48,5 48,0 49,0
По распоряжению руководства (п = 366) 52,6 51,6 53,6
В ходе конкурсного отбора (n = 197) 52,1 50,8 53,4

Таким образом, представленные здесь данные показывают, что мотив обследования и характер ситуации диагностического обследования действи­тельно являются весьма значимыми, но не единственно значимыми, факто­рами для проявления феномена социальной желательности. Последний за­висит также от ряда других переменных. Есть основания полагать, что он так или иначе проявляется не только тогда, когда инструментом психолога выступает опросник или анкета. Учет выраженности этого феномена по­зволяет более точно интерпретировать полученные результаты и, это особенно важно, учитывать его действие при сравнении отдельных индивидов или групп, различающихся по тем признакам, которые мы здесь представи­ли как релевантные.

 

Без сомнения, феномен социальной желательности проявляется часто, причем нередко неосознанно. Подчеркнем еще раз, что нет оснований оце­нивать этот аспект однозначно отрицательно и тем более переводить об­суждение в иную плоскость, например этическую. Термин «шкала лжи» скорее должен быть отнесен к профессиональному жаргону. /7-идеальное существует в любой личности и непременно себя проявляет в отношениях, оценках и самооценках, поступках и действиях, мотивах. Без этой психи­ческой структуры трудно представить движущие силы развития личности в достаточной полноте.

 

 

Вернемся к теме опросников и их нередкой прозрачности.

Во-первых, прозрачность разных опросников весьма различна.

Во-вторых, в той или иной степени она свойственна не только им, но и другим методам, в том числе и многим проективным.

В-третьих, неверно считать, что социальная желательность возникает и влияет на поведение только в ситуации тести­рования. Трудно представить себе этот феномен как обусловленный неко­торым личностным качеством с узкой направленностью детерминации. Скорее всего, данное качество обусловливает различные виды поведения индивида в различных ситуациях. Определение выраженности этого ка­чества составляет важную часть предмета диагностики. Стремление же обследуемого скорректировать ответы, подгоняя их под желаемый эталон, например в ситуациях конкурсного отбора, действительно не редкость. Но, во-первых, любому диагносту, имеющему практический опыт, извес­тно, что это чаще делается неумело, без чувства меры, и обнаружить та­кие попытки нетрудно, либо анализируя результаты самого опросника, либо дополнительными к опроснику приемами. Во-вторых, проявления такого рода мотивационных искажений имеют несомненную диагностическую ценность.

 

Снижению эффекта социальной желательности способствует правиль­ное предъявление методики и предварительная беседа психолога с испыту­емым, направленная на снижение недоверия и скрытности (ознакомление с правилами профессиональной этики психолога, объяснение целей обсле­дования и планов использования результатов и т. д.).

 

Преимущество опросников, снабженных вспомогательными шкалами, состоит в том, что многие из них позволяют получать количественные оцен­ки, по которым можно сопоставлять уровень выраженности интересуемого психического качества у отдельного индивида с его распространенностью и выраженностью в популяции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.