Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 5 Фактуальное научное описание




Вопрос № 4 Завершение эксперимента и обследования

Следует помнить, что очень часто психологический эксперимент или обследование таят в себе опасность нанести испытуемому психотравму, хотя бы и небольшую. Многие вопросы или суждения вопросников и анкет предполагают углубление рефлексии. Далеко не всегда мы провоцируем это у обследуемого в тот момент его жизни, когда это ему полезно или, по край­ней мере, не вредно. Даже вопросы, касающиеся простых анкетных дан­ных, заставляют человека осознать свои возрастные, национальные характеристики, должностной статус и т. д. При обдумывании ответов у испыту­емых могут увеличиваться тревога, озабоченность, переживания по поводу совершенных ошибок и неудач, неудовлетворенность жизненными обстоя­тельствами и проч. Велика опасность травматизации при изучении отноше­ний в семье, в группе, других межличностных отношений.

Болезненно могут восприниматься, например, не решенные в отведенный срок задания, ошибки, растерянность и т. д. Надо сообщить, что в эксперимен­тах это обычное явление и примерно так же действуют другие испытуемые.

 

Если вы не умеете смягчать негативное влияние эксперимента какими-либо простыми психотерапевтическими приемами, то все-таки позвольте испытуемому высказаться после окончания эксперимента. Дайте ему воз­можность в такой форме освободиться от возможных отрицательных эмо­ций. Разумеется, при этом вы не должны отвечать ни критикой, ни оправда­ниями на его высказывания, поскольку это не диалог на научном собрании. Не забывайте благодарить ваших испытуемых за участие в эксперименте. Помните, что часто они, по существу, являются нашими соавторами, но, практически всегда, безымянными.

Требования к экспериментатору и диагносту

Экспериментатор должен обладать необходимыми профессиональны­ми и личностными качествами: понимать задачи эксперимента, хорошо знать процедуру эксперимента и требования руководств применяемых методик, знать правила обработки данных и оценивания результатов, уметь контро­лировать себя, обладать достаточной эмоциональной уравновешенностью, общительностью и тактичностью.

 

Своим поведением экспериментатор должен стремиться вызывать до­верие. Он не должен проявлять высокомерия, легкомыслия, фамильярнос­ти, не должен выражать словами, интонацией, жестами, мимикой, насколь­ко неудачны ответы испытуемого.

 

Игнорирование фактов, противоречащих гипотезе, подстерегает каж­дого ученого, и начинающего, и опытного. Возможность рефлексии этой тенденции должна быть предусмотрена в технологии любого исследования. Опасность этого может быть обусловлена не только недостатками подхода, но и индивидуальностью ученого, ходом и состоянием его профессиональной карьеры, особенностями актуальной жизненной ситуации и т. д. Цена предвзятого отношения велика. Часто это напрасно растраченная самая боль­шая ценность - время жизни.

 

Различают факты объективные и научные. Под объективными факта­ми понимают любые, не зависящие от наблюдателя события, явления, фраг­менты реальности. Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, его описание посредством некоторого - искусст­венного или естественного - языка (Философский словарь, 1991).

Фактуальное описание - это упорядоченное представление совокуп­ности научных фактов. Научный факт описывается всегда на каком-либо языке с использованием терминов и понятий. Их выбор связан с выбором теории, в рамках которой делается описание. Уже на уровне описания про­исходит некоторое обобщение и включение научного факта в ту или иную концепцию или теорию.

 

Рассмотрим некоторые вопросы фактуального описания на примере. Пред­положим, в ходе экстрасенсорного лечения у пациента была ликвидирована язва желудка. При этом существование язвы до начала лечения и отсутствие после него подтверждено клиническими данными и результатами аппаратур­ного обследования. В обычном смысле это факт, достоверность которого дока­зана достаточно убедительно. Для того чтобы оценить это событие как науч­ный факт, необходимо рассмотреть это событие с большей широтой.

 

Прежде всего, изменение одного какого-либо параметра организма в сторону среднестатистических величин (температуры тела, частоты сердеч­ных сокращений и др.) не свидетельствует об успешном ходе выздоравли­вания. Восстановление нормального статуса одного органа не является сви­детельством укрепления здоровья, рассматриваемого на уровне целого орга­низма как сложной психофизиологической организации (саморегулирую­щейся, саморазвивающейся и т. д.). Во многих случаях цена локального из­лечения остается неизвестной. Человек, как целостное живое существо, никогда не заболевает и не выздоравливает одним органом или системой (какой-либо одной своей частью). В ходе обследования часто не удается выяснить направление и величину изменений в различных сферах психики, в нервной системе, в эндокринной системе и т. д. и во взаимовлиянии меж­ду ними. От внимания, направленного на то расстройство, которое явилось поводом для лечения, ускользают многие другие явления в организме и пси­хике. Остаются неизвестными возможные последствия лечения («шрамы») как в системах и функциях тела, так и в душе.

 

Факт исчезновения какого-либо расстройства может приравниваться к факту излечения человека лишь в рамках определенной теории, отчетли­вых терапевтических принципов на основе всестороннего анализа.

 

Достаточно ли в описанном примере оснований для рассмотрения про­изошедших изменений как факта, подтверждающего существование и силу экстрасенсорного воздействия? Если рассматривать это событие изолиро­ванно от других значимых для изучаемого воздействия факторов, то фактуальное описание нельзя будет считать научным. В данном случае исследо­вателю необходимы сведения о степени внушаемости пациента, особенно­стях мотивации и установки на выздоровление, мистической направленно­сти сознания, отношении к официальной медицине, предыдущем опыте ле­чения, характере знаний пациента об экстрасенсорном воздействии и о дан­ном экстрасенсе, особенностях влияния на пациента близкого социального окружения и средств массовой информации и других значимых аспектах ситуации. Поскольку эти аспекты значимы, то объективный факт исчезно­вения язвы желудка может рассматриваться лишь как факт влияния всей совокупности условий на процесс лечения, а не только одного экстрасен­сорного воздействия. Если не определена сила влияния различных факто­ров ситуации на состояние пациента и течение его заболевания, то нет до­статочных оснований считать научным фактом излечение язвы желудка в результате экстрасенсорного воздействия.

 

Фактуальное описание в рамках различных научных направлений раз­лично прежде всего из-за того, что у каждого из них свой подход к поиску фактов, своя основа описания. Предположим, в психологическом исследо­вании поставлена цель изучения воздействия телевизионных рекламных объявлений на телезрителей. Следует ожидать, что в исследовании, прово­дящемся в русле когнитивной психологии, основное внимание будет уделе­но динамике образа рекламной информации, особенностям сохранения ин­формации в памяти, процессов понимания, включения в структуру знаний и опыта и т. д. В русле бихевиорального направления как наиболее важные, вероятно, могут быть рассмотрены данные об изменении покупательского поведения: намерений, целей, планов, выборов, удовлетворенности и т. д. При гештальтпсихологическом подходе не должны быть оставлены без вни­мания детали перемещения малозначимой или случайной информации к центру сознания, зарождения желания, его трансформации и места в целост­ной динамике переживаний.

 

Таким образом, фактуальное описание одного и того же явления будет различным при разных подходах. Без сомнения, разными будут и результа­ты исследований, и выводы.

 

При объяснении и интерпретации результатов следует учитывать, что никакое исследование, проведенное в рамках одного научного направления, одной концепции или теории, не может охватить предмет изучения доста­точно полно. Психические явления многомерны, они обусловлены влиянием множества сил различной природы, а содержательное наполнение личности так или иначе отражает разнообразие и сложность всей окружающей жизни, всей современной действительности, частью которой человек является.

 

Независимо от субъекта познания («само по себе») может существо­вать какое-либо явление, но факт не существует сам по себе - всегда только в описании, являющемся результатом мыслительной активности субъекта. На описание влияют: содержание принимаемой исследователем теории, осо­бенности процедуры сбора данных и измерительного инструментария, ха­рактер целей исследования, уровень глубины анализа и многое другое. Ши­роту спектра этих факторов необходимо учитывать при анализе данных, имеющихся в литературе. В частности, следует иметь в виду, что цели ис­следования не всегда бывают только научные. К ним могут присоединяться цели идеологические, экономические, религиозные, групповые, личные. Все это ведет к определенному искажению достоверности научных фактов.

 

Предмет психологической науки настолько сложен, многомерен и из­менчив, что открытия будут ожидать психолога столько же, сколько будет существовать психолог. Перспективы широки и заманчивы, однако стоит учитывать, что открытия в психологии имеют особый характер. С одной стороны, психологу легче сделать открытие, чем, например, географу. Очень многое в психике еще не исследовано и не описано, нетрудно найти «белое пятно». Но есть и другая сторона. В географии достаточно «застолбить» тем или иным способом новую часть или частичку Земли, описать ее и сде­лать описание доступным обществу. Как именно было сделано открытие -это уже предмет в большей степени истории, чем географии.

 

Иная картина в психологии. Описания некоторого нового феномена и характеристик его протекания, проявления часто недостаточно для того, что­бы можно было говорить об открытии. Требуются точные и детальные све­дения обо всех внешних и внутренних факторах, которые хотя бы по неко­торым основаниям можно считать значимыми. Поэтому для признания той или иной психологической закономерности как отражающей действитель­ную природу психики, обычно необходимы данные, полученные на другой выборке испытуемых, на другой группе больных в иных условиях, где были сохранены значимые параметры ситуации и изменены незначимые, но за­меченный эффект проявился. В большинстве случаев такое варьирование факторов осуществляется другими исследователями.

 

Чем точнее вами будут описаны параметры выборки испытуемых и усло­вия сбора данных, тем больше шансов, что на полученные вами результаты будут опираться последующие исследователи этой проблемы и на вашу ра­боту будут ссылаться. Поэтому постарайтесь с достаточной полнотой указать в тексте все существенные условия проведенного вами исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.