КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и инструменты механизма мирового хозяйства
Механизм мирового хозяйства. Под механизмом мирового хозяйства понимают сложную самонастраивающуюся систему экономических отношений, состоящую из следующих основных частей: национальные экономики, транснациональные корпорации и банки, интеграционные объединения и международные экономические организации. Он непрерывно обеспечивает их взаимодействие, регулирование, возможность развития и контроль за качественными изменениями в мировом масштабе. Механизм регулирования мирового хозяйства. Может быть представлен в виде комплекса, формирующего сложную вероятностную систему всеобщей организации производительных сил, оказывающих влияние на формирование и поддержание в равновесном состоянии производственных отношений в мире (см. рис. 2).
Рис. 2. Механизм регулирования мирового хозяйства
Производительные силы в мировом хозяйстве представляют собой совокупность форм и методов регулирования экономических процессов, а также организационно-правовых основ мировых экономических отношений, определяющие развитие производства, распределение, обмен и потребление производственных ресурсов мирового сообщества. В этом смысле механизм регулирования мирового хозяйства определяет динамику и качественные параметры развития мирового хозяйства. Функции механизма мирового хозяйства. Механизм мирового хозяйства реализует функции, которые поддерживают экономический и социальный баланс мирового хозяйства. Одной из основных функций является регулирование основных пропорций и объемов мирового производства путем непрерывного изменения целого ряда экономических параметров, например конкурентоспособности и издержек производства, которые, в свою очередь, могут быть иерархически взаимосвязаны. Посредством развития мировых производственных процессов поддерживается жизнедеятельность населения планеты. Стадия производства связана с распределением, обменом, потреблением, накоплением. Условия развития мирового рынка и мировой торговли обусловлены потребностью в непрерывном возрастании и качественном изменении продуктов и услуг. Для выполнения этого условия необходимо развивать производство и воспроизводство продукции, товаров и услуг в большем и лучшем виде. Механизм мирового хозяйства стимулирует потребление, а, следовательно, и производство. С его помощью происходит превращение простого производства в расширенное, меняется качественный и количественный облик самого производства. Механизм мирового хозяйства создает условия для развития науки, техники, технологии, порождает принципиально новые возможности производства, создания товаров и услуг. Каждые двадцать лет в мире удваивается количество видов производимых товаров. Возникающие новые виды товаров порождены совершенствованием, развитием самого производства. Кроме того, наряду с конечным потреблением продукции, товаров и услуг, существует и внутреннее, производственное потребление. Производство использует сырье, материалы, энергию, машины, технологическое оборудование, которые наряду с продукцией конечного потребления надо непрерывно производить вновь, т. е. воспроизводить. Поэтому производство средств производства (предметы и средства труда) - основа общественного производства или фундамент мировой экономики, на развитие которого большое влияние оказывает механизм мирового хозяйства. Расширение воспроизводства средств производства является обязательным условием социально-экономического прогресса. Механизм мирового хозяйства помогает решить центральную проблему современной экономики - определение и формирование потребности национальных экономик в средствах производства, предметов потребления и в услугах. Причем этот процесс является достаточно плавным и адаптивным к внешним воздействиям со стороны участников мирового хозяйства. Другими функциями механизма мирового хозяйства являются: разрешение противоречий между уровнем развития производительных сил и производственных отношений, при этом происходит дальнейшее развитие производительных сил; совершенствование правового регулирования операций с производственными ресурсами; экономическая реализация собственности, которая проявляется в конкретных формах движения капитала. Инструменты механизма мирового хозяйства. Инструментами механизма выступают конкретные формы движения капитала в мировом хозяйстве. К ним относятся следующие экономическиеские категории: международная цена, ставка ссудного процента, валютный курс (см. рис. 3). Капитал вывозится в двух основных формах: предпринимательской и ссудной. Предпринимательский капитал, в свою очередь, вывозится в виде прямых (создание за рубежом собственного производства или покупка контрольного пакета акций местной компании) и в виде портфельных инвестиций (денежные вложения, не достаточные для установления контроля). Ссудный капитал - это вывоз за рубеж особого товара - денег. Ссудный капитал вывозится в качестве займов, кредитов. Целью таких операций является получение прибыли на капитал в виде процентов. В последние годы явно обнаружилась тенденция к ускоренному росту прямых иностранных инвестиций. Основные экспортеры прямых инвестиций - страны Западной Европы и США. Заметно активизируется Япония и осваивает этот путь Южная Корея. Экономически развитые страны заинтересованы в экспорте предпринимательского капитала: создавая в других странах производственные филиалы, они расширяют возможности для экспорта своих товаров, преодоления таможенных барьеров, использования зарубежных рынков.
Рис. 3 Инструменты механизма мирового хозяйства
Миграция капиталов осуществляется как между основными центрами современного капитализма (США - Западная Европа - Япония), так и между отдельными странами, а также аналогичными отраслями различных государств. Новые тенденции в движении капиталов наблюдаются в последние годы между развивающимися и экономически развитыми странами. Экспортерами капитала стали некоторые развивающиеся страны, прежде всего нефтедобывающие страны - члены ОПЕК, что усиливает экономические взаимосвязи между этими двумя группами стран. Решающей частью рыночного механизма является ценообразование, так как оно выступает не только регулятором производства и обмена, но и организатором общественного производства в мировом масштабе, что способствует сбалансированности глобальной системы. Формирование цен на мировых рынках происходит под влиянием огромного количества факторов. Величина интернациональной стоимости изменяется обратно пропорционально производительности труда экспортных предприятий в той или иной стране. Это обычно приводит к тому, что она оказывается выше национальности стоимости этого товара в развитых странах и ниже его национальной стоимости в менее развитых странах. Следовательно, мировые цены отражают не средние международные затраты, а более низкие затраты, уровень которых ближе к затратам основных производителей. Реализация товаров по мировым ценам, позволяет более развитым поставщикам и странам получать прибыль, а экономически менее развитые страны вынуждены отдавать товар по ценам ниже уровня национальной цены производства. В результате, через внешнеторговый обмен часть стоимости, созданной в экономически менее развитых странах, перекачивается в промышленно более развитые страны[1]. Изменения процентных ставок, оказывает большое влияние на принятие агентами мировой экономики решений в инвестиционной и торговой активности и влияет на перспективы экономического роста мировом хозяйстве. Структура механизма мирового хозяйства. Механизм мирового хозяйства имеет свою институциональную структуру, которую определяют составляющие ее институты и подсистемы. В эту структуру входят агенты, действующие на мировом, региональном или частном уровнях. Агентами являются государства, ТНК и ТНБ, интеграционные объединения и международные экономические организации. Деятельность субъектов механизма мирового хозяйства рассматривалась также ранее, в разделе «Понятие мировой экономики». Современный механизм мирового хозяйства немыслим без хозяйственного, правового и политического взаимодействия почти двух сотен национальных хозяйств, каждое из которых организовано в рамках конкретного государства и при активной поддержке со стороны его институтов и представляет экономический организм со своей внутренней структурой и механизмами, внутри которого на основе разделения труда осуществляется непрерывный процесс производства, распределения, обмена и потребления все более возрастающей массы товаров и услуг. Государство выполняет функцию объединения субъектов хозяйственной жизни (индивидуальные товаропроизводителей и потребителей, фирм, концернов, производственных и финансовых объединений различного уровня) в экономическую систему, где они благодаря механизмам разделения труда и обмена приобретают возможность существенно повысить эффективность своих собственных усилий и, в конечном счете, получить значительно больше благ и услуг и к тому же более высокого качества, чем, если бы каждый из них пытался производить и продвигать на рынок необходимые ему товары и услуги самостоятельно. Этот процесс носит синергетический характер, который показывает заинтересованность всех упомянутых субъектов в том, чтобы не только участвовать в такой экономической системе, но и соблюдать действующие здесь правила игры и поддерживать данную систему в дееспособном состоянии. Государство, в свою очередь, может оказать сильное воздействия на функционирование как национальных, так и мировых рынков, при этом используя различные его формы. Переплетение хозяйственных международных связей неизбежно перерастает в переплетение хозяйственных структур. Основным организующим началом в этом процессе выступает транснациональная корпорация (ТНК). В то время как международные монополии возникали и долгое время развивались преимущественно в виде картелей, главной формой монополизации на международном уровне стали ТНК, активно проникающие в экономику других стран. Крупнейшие 100 ТНК, за исключением банковских и финансовых компаний, имели в 1990 году в своем распоряжении мировые активы на общую сумму 3,1 триллиона долларов, из которых активы на сумму 1,2 триллиона находились вне тех стран, где находились эти компании. Они контролируют 90 процентов прямых капиталовложений за рубежом, объем произведенной ими продукции в 90-е годы превышал 1 трлн долларов ежегодно.[2]
Международные корпорации, посредством которых в решающей степени происходит интернационализация производительных сил, являются выражением интернационализации рыночных производственных отношений; они представляют собой адаптацию производственных отношений к международному уровню, вызванную развитием производительных сил в условиях НТР. Эта адаптация производственных отношений к международному уровню в форме монополизации, базирующаяся на слиянии отдельных национальных капиталов, создает простор для развития производительных сил, которые в рамках национальных границ уже не могут развиваться адекватным образом. Интернационализация производства и капитала в мировом хозяйстве происходит посредством формирования транснациональных банков (ТНБ), которые выступают финансовой основой развития ТНК, чему эффективно служат их отделения, сеть которых раскинута по всему миру (более 5 тысяч отделений 140 ТНБ приходилось на середину 80-х годов); в 90-е годы этот процесс еще более ускорился. Деятельность ТНК усилила взаимозависимость отдельных национальных хозяйств через переплетение их хозяйственных связей. Нельзя рассматривать ТНК как фактор сугубо деструктивного воздействия на национальную экономику и международные экономические отношения. Отношение к ТНК даже в развивающихся странах изменилось и по сравнению с 60-70-ми годами ХХ века стало более взвешенным, на что повлияло и менее «агрессивное» их поведение в 80-е годы. Однако, несмотря на это в ряде стран все еще существует реальная озабоченность тем, действительно ли ТНК способствуют (или затрудняют) технологическому развитию. Значительную роль в механизме мирового хозяйства играет международная экономическая интеграция. Она представляет собой единый комплекс созданный на основе срастания национальных экономик в единый хозяйственный комплекс путем установления устойчивых экономических связей. Существуют следующие формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. На данный момент в структуре механизма мирового хозяйства насчитывается несколько десятков интеграционных группировок. Приведем в качестве примера некоторые успешно функционирующие интеграционные группировки. Прежде всего, это Европейский союз, Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. Можно заметить, что развитие интеграционных группировок в будущем определяет изменение структуры механизма мирового хозяйства. Изменение структуры произойдет в сторону более эффективного использования преимуществ экономической интеграции, что, скорее всего, будет сопровождаться ростом числа интеграционных группировок. В мировом хозяйстве в последнее десятилетие устойчиво происходит обострение целого ряда проблем, которые требуют для своего решения привлечения большого числа государств. Эти проблемы решаются международными экономическими организациями - составной частью механизма мирового хозяйства. Международные экономические организации подразделяются на межправительственные, участниками которых выступают государства, и неправительственные, участниками которых являются компании, производители, научные структуры и др. Мировой экономический порядок. Международные режимы (порядки) - международнорегулирующие структуры - условия, в основе которых лежат взаимоприемлемые нормы, определяемые государственные и межгосударственные рамки поведения в какой-либо сфере международной деятельности. Понятие мирового экономического порядка включает в себя международную валютную систему, регулирование межгосударственных валютных отношений, общемировую торговую систему и регулируемые отношения, является основой сделок в сфере международного обмена, международные принципы налогообложения, определяющие права в межгосударственных отношениях (главная роль принадлежит МВФ и ГАТТ). На состояние мирового экономического порядка влияние оказывает иерархичность мирового хозяйства, когда одни страны обладают большей мощью, чем другие. Например, на долю США в 90-х годах приходилось около 23% мирового ВВП. Первые послевоенные годы - расцвет США, в 30-50-е гг. ВВП США достигал максимального значения равного более 40% мирового ВВП, при этом произошло снижение роли Англии, в промышленном производстве на долю США приходилось 37% мирового объема продукции. Политика формирования послевоенной системы включала план Маршалла для ЕС, расширение капиталовложений в Латинской Америке, создание системы влиятельных международных экономических организаций - МВФ, ГАТТ, МБРР, в которых США занимали лидирующее положение. Затем произошло усиление позиций ЕС, Японии, которые стали противостоять США по многим мировым экономическим вопросам. Экономическое ослабление США усматривается, прежде всего, в том, что непосредственно после Второй мировой войны американский ВВП составлял более 40% мирового, а к середине 90-х годов - около 23%. Вашингтон постепенно потерял ведущие позиции в ряде отраслей, начиная с таких трудоемких, как текстильная и обувная, хотя американские автомобили и продукция полупроводниковой промышленности постепенно возвращает свои некогда пошатнувшиеся позиции. Еще более убедительный пример американского ослабления - превращение США в крупнейшего мирового должника, который уже не стремится в одиночку покрывать расходы на поддержание мира и экономического порядка. Это отчетливо видно из падения интереса США к оказанию помощи иностранным государствам и к ООН. Ни одна из держав "второго ряда" потенциально не может перехватить у США доминирующую роль, поскольку разрыв в экономической и военной мощи слишком очевиден. После второй мировой войны либеральный международный экономический порядок, основанный на фиксированной и свободно конвертируемой валюте, предназначенный для облегчения международной торговли и инвестиций, подвергается активной критике со стороны развивающихся стран, утверждающих, что этот порядок увековечивает их зависимое положение. Перед лицом требований стран "третьего мира" об установлении нового международного экономического порядка в период, когда внутренние экономические трудности толкают к политике неомеркантилизма, утверждает Г.Раймонд, развитые страны будут пытаться сбалансировать внутренние и внешние конкурирующие требования. С распадом колониальных империй развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки пытались изменить существующую мировую экономическую систему. По инициативе группы развивающихся стран в мае 1974 года на VI Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН были приняты Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Программа действий, а в декабре того же года на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи — Хартия экономических прав и обязанностей государств. Эти три документа и стали отправными в движении за НМЭП. В основу его были положены следующие главные цели: - установление полного национального суверенитета над природными ресурсами и всеми видами хозяйственной деятельности; - улучшение условий международной торговли, установление более обоснованных цен на сырье, ликвидация «ножниц цен» и расширение промышленного экспорта из развивающихся стран; - сокращение технологического разрыва между развитыми и развивающимися странами, путем передачи развитыми странами современных технологий, прекращение «перекачки умов»; - облегчение бремени финансовой задолженности развивающихся стран в части предложений по ликвидации долгов и льготных условиях погашения кредитов; - контроль за деятельностью международных монополий; - ежегодное отчисление развитыми странами 0,7 процента ВВП в пользу развивающихся. За прошедшее с момента принятия декларации время развивающимся странам удалось добиться серьезных результатов. К ним можно отнести безусловное международное признание суверенитета этих стран над своими природными ресурсами и как следствие этого, рост их доли в доходах от реализации своего сырья и топлива на мировом рынке. Примером такого рода может служить деятельность стран, входящих в ОПЕК. Они добились большего участия ТНК в реализации своих национальных программ развития и партнерства. Произошло расширение экономического сотрудничества друг с другом и создан ряд региональных экономических группировок.
Окончание противостояния в мировой экономике между блоком социалистических (Востоком) и капиталистических стран (Западом) способствовало распространению рыночных принципов развития практически по всему земному шару. Экономические законы, законы рынка и конкуренции приобрели ведущую роль в национальном и международном масштабе, а идеологические и военные факторы несколько уменьшили свое влияние. Возникает новое состояние мирового сообщества, при котором роль каждого национального хозяйства, будет зависеть в основном от конкурентоспособности национальной экономики в целом. В этой связи появляется практическая задача поддержания свободных конкурентных отношений на мировом рынке. Несмотря на возможность поддержания прежних противоречий между Западом и Востоком, все же новая и основная линия раздела в мировой экономике теперь проходит по оси Север - Юг, что отражает противостояние экономически богатого Севера и бедного Юга. Впрочем, данное противоречие в мировой экономике существовало всегда, просто в настоящий момент оно проявляется все более и более отчетливо.[3] Концепцию НМЭП пока удалось осуществить далеко не полностью. К тому же в начале 80-х годов, когда наступил экономический кризис, темпы преобразований явно замедлились. Это, прежде всего, относится к проблеме цен на сырье и связанной с нею проблеме финансовой задолженности.
В начале 80-х годов сырье и топливо составляли в экспорте развивающихся стран 70—80 процентов.[4] Доходы и благополучие примерно ста из них зависели в первую очередь от конъюнктуры мировых рынков нефти, меди, олова, кофе, какао, бананов, хлопка, шерсти и других подобных продуктов. Доля развивающихся стран в мировом экспорте в 80-х годах снизилась, а их финансовая задолженность странам Запада возросла с 500 млрд. долларов до почти 1,5 триллионов долларов. Особенно большую внешнюю задолженность имеют Мексика, Бразилия, Индия, Индонезия, Египет, страны-импортеры нефти, наименее развитые страны. Уже более двадцати лет назад Генеральная Ассамблея ООН приняла постановление о том, что экономически развитые страны должны отчислять в пользу развивающихся стран 0,7% своего ВНП. Но фактически их отчисления были и есть в два раза ниже, а общая сумма помощи к началу 90-х годов составила 50 млрд. долларов в год, что в два раза меньше задолженности одной Мексики или Бразилии.[5] Из этого можно сделать вывод, о том, что проблема финансовой задолженности развивающихся стран до сих пор остается нерешенной. В сфере изучения проблемы мирового экономического порядка остается проблема взаимоотношений развивающихся стран с ТНК, которые контролируют 2/5 промышленного производства и 1/2 внешних экономических связей развивающихся стран. Действительно, в последние два десятилетия ТНК стран Запада активно перемещают производства в развивающиеся страны, путем строительства современных предприятий с использованием новых технологий. Заметим, что это, в основном продиктовано влиянием факторов перемещения производства, а также минимизацией финансовых затрат на экологию или использование рабочей силы. Это послужило стимулом к созданию в странах Азии, Африки и Латинской Америки, прежде всего таких предприятий тяжелой промышленности, которые занимают большие площади, потребляют много сырья, воды, а иногда и энергии и в целом относятся к категории экологически «грязных». Перенос «грязных» производств в развивающиеся страны составляет основу современный экологических стратегий многих развитых стран. Например, в Японии с середины 70-х годов было запрещено строительство новых нефтеперерабатывающих заводов. Но японскому капиталу принадлежат многие НПЗ в Сингапуре, Индонезии, других странах Юго-Восточной Азии, которые перерабатывают для отправки в Японию не только свою нефть, но и нефть, поступающую из стран Персидского залива.[6] С такой же целью далеко за пределы страны были вынесены заводы по выплавке меди, первичного алюминия. Следовательно, можно говорить о своего рода «экологическом убежище», которым стали для Японии страны Юго-Восточной Азии. США и Канада переносят экологически грязные производства в страны Карибского бассейна. Увеличение мощностей НПЗ в Пуэрто-Рико, на Багамских, Виргинских островах, Тринидаде и Тобаго, ориентированных на нефть из стран Персидского залива и Нигерии, как бы компенсирует сокращение их в самих США и Канаде. То же относится к производству железорудных окатышей из дальнепривозного сырья, глинозема из местного сырья, а производство асбеста из США «перекочевало» в Мексику.
Перенос «грязных» производств в развивающиеся страны осуществляют и государства Западной Европы. Уже говорилось о том, что в этом регионе также сокращаются мощности НПЗ, заводов черной и цветной металлургии, химических удобрений, серной кислоты. Но это сокращение тоже компенсируется, причем преимущественно за счет Африки, где резко обострилась экологическая ситуация в Нигерии, Заире, Замбии, Кении, ряде других стран.[7] В 80-е годы США изменили подход к сложившемуся в тот период мировому экономическому порядку. Была сделана ставка на возрастание доли США в мировом экспорте. Стремление США сохранить свое лидерство означает не что иное, как обеспечить себе исключительное положение. Фактически, агитируя за открытость рынка, за свободу конкуренции, США не хотят пользоваться лишь теми же правами и возможностями, что и другие страны. США внедряют новый мировой экономический порядок XXI в., который основан на двойном стандарте, заключающемся в приоритетном по отношению к США подходе к положению и поведению национальных хозяйств на мировом рынке. Очевидно, было бы наивно рассчитывать на другое поведение, когда сегодня США нет равных в мире по многим параметрам. В результате мы имеем ситуацию, когда одновременно формируется и теоретическая концепция, и практическая платформа нового мирового экономического порядка. Стоит заметить, что государство на ключевые позиции, как в национальном, так и мировом хозяйстве, выдвигает самообъективное развитие. Подобную тенденцию уловило американское государственное руководство, и поэтому США реализуют задачу поддержать и укрепить национальные интересы страны и в необычных условиях наступающего столетия. В начале 1991 г. США выступили с предложением о новом мировом порядке. Данная концепция подразумевала многостороннюю коллективную безопасность при направляющей роли США, создание инфраструктуры для распространения в мире влияния США, так как утверждалось, что стабильность экономического режима может быть достигнута только в однополярной мирохозяйтсвенной структуре, т.е. структуре, где доминирует один лидер. Осуществление и формирование нового международного экономического порядка на современном этапе развития мирового хозяйства продолжает оставаться одной из его ключевых проблем.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |