КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии нравственной воспитанности
Определение критериев, разработка методики выявления нравственной воспитанности, учета и оценки поведения, деятельности школьников — важнейшее условие диагностики и совершенствования воспитательной работы с детьми. Личность во всем многообразии ее качеств и свойств существует как целостность. Её нельзя разложить на изолированные качества и формировать их отдельно. Задача в том, чтобы выявить то главное, что представляет собой целостность, основообразующее начало личности, и то частное, производное, особенное, что дополняет и характеризует ее как индивидуальность. Целостным и общим в личности являются главные, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость целеустремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности ребенка: учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятельность, творчество, обязанности в семье - может быть оценен с точки зрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных способностей и нравственной зрелости школьников. Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую очередь необходимы определенные и четкие представления о сущности детской личности, ее основополагающих — ведущих качествах и свойствах. Для их выявления важное значение имеет рассмотрение, с учетом возрастных особенностей детей, основных требований к сущности, главным качествам и свойствам детской личности. Для этого нужно опираться на возрастную периодизацию. Все дети школьного возраста, начиная с шести лет, объединяются в следующие возрастные группы: — школьники-дошкольники (шестилетки) (выделение их в особую возрастную группу необходимо, поскольку они физиологически, физически и психологически еще не ушли из дошкольного детства и не достигли оптимального развития, необходимого для систематематического учения); — младшие школьники (2 — 4 классы) (7 — 9 лет); — младшие подростки (5 —7классы) (10 — 13 лет); — юноши и девушки (10 — 11 классы) (16 — 17 лет). Основные моральные требования к детям различных возрастных групп выражены в Правилах для учащихся, Законах и Уставах общественных объединений, школьных единых требованиях. Классному руководителю, воспитателю важно иметь вытекающий из этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной воспитанности, основных личностных качеств своих учеников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности усвоения детьми обобщений и понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекательность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским устремлениям и увлечениям. В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возрастающего уровня воспитанности детей, набор и содержание требований меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти девять требований носят обобщенный, всеобъемлющий характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества детской личности. Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к различным возрастным группам. От школьников-дошкольников требуется: — знать, что они живут в СНГ; — уметь заботиться о самих себе, делать зарядку, сохранять свои вещи и игрушки, ухаживать за цветами и домашними животными; — любить своих родителей, братьев и сестер, дедушку и бабушку, своих товарищей, природу и все живое; — дружить с мальчиками и девочками из детского сада, двора класса, быть другом папы и мамы, сестер и братьев; — трудиться по дому, на уроках труда и вместе с друзьями выполнять задания по самообслуживанию в школе; — бороться с беспорядком, грязью, неправдой, злостью, завистью, жадностью в себе и других; — беречь хлеб, вещи, которыми постоянно пользуются в школе и дома, не расходовать зря свет, воду, дрова; — помогать всем старшим, родителям, товарищам в труде и учебе; — творить — рисовать, сочинять песенки, стихи, танцевать, создавать новые игрушки и игры. Школьники-шестилетки, по сравнению с дошкольным детством вступают в новый период жизни. Интенсивное формирование привычек, свойственное дошкольному возрасту, начинает тесно связываться с осознанием нравственных требований, способностью высказать простейшее нравственное суждение. От младших школьников требуется: — знать Гимн, гордиться своей великой Родиной; — уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, делать работу по самообслуживанию, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве; — любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать мастерить, делать добро окружающим людям; — дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверять и которого никогда не подведешь; — трудиться с пользой для себя и людей на семейной ферме, огороде, на садовом и пришкольном участках, в школе по самообслуживанию, на уроках труда; — бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей; — беречь общественное добро и родную природу; — помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе, труде, общественной работе; — творить на уроках в самостоятельной работе, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, играть в инсценировках. В младшем школьном возрасте дети укрепляют привычки культурного поведения, интенсивно накапливают знания о нравственных формах. При оценке поведения учащихся в этот период, с точки зрения прилежания и успешности, учитывается не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных требований, умение критиковать поведение свое и своих товарищей. От старших и младших подростков требуется: — знать, что они граждане своей страны; — уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств; — любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово; — дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно, быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе; — трудиться в школьных мастерских, на любой общественно полезной работе добросовестно, дисциплинированно и ответственно; — бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, чванства, равнодушия к людям и делу; — беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры; — помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях и повседневной жизни; — творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству. В подростковый период в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с половым созреванием и ростом самосознания. Подросток начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований способствует его личному развитию. От юношей и девушек старшего школьного возраста требуется: — знать, что они вместе с народом ответственны за судьбы обновления общества, за умножение общественного богатства и мирное небо над головой; — уметь владеть собой, правильно, в интересах общества и собственной личности выбрать профессию, быть требовательным к себе и окружающим, стать защитником Родины; — любить свой народ, духовную культуру своего многонационального народа и прогрессивную культуру всех стран; — дружить со сверстниками всех национальностей, быть интернационалистами; быть преданным и верным в дружбе; — трудиться активно и производительно в УПК, на производстве, в колхозах и совхозах, подрядных бригадах, семейных фермах, в строительстве, кооперативных объединениях; упорно овладевать компьютерной грамотностью и новой техникой; — бороться с мещанством во вкусах и быту, с тунеядством, с безалаберностью и безответственностью, с проявлениями потребительской психологии, с хулиганством и пьянством; — беречь боевые и трудовые традиции народа, охранять общественные и другие виды собственности от расхитителей и разгильдяев; — помогать своим товарищам добиваться высоких результатов в труде, учебе, овладении военным делом, в физкультуре и спорте — творить новое в труде, красоту в искусстве, в общеизвестных отношениях, нравственную красоту в самом себе. В юности происходит стабилизация главных, основообразующих нравственных свойств, качеств личности. Ребята в этом возрасте стремятся к самореализации в живом конкретном деле, к применению на практике, в настоящей жизни накопленных знаний, умений и социального опыта. Многие старшие подростки, юноши, девушки занимаются самовоспитанием, испытывают сильное воздействие внутренних моральных стимулов и побуждений, пользуются самозапретом, самоконтролем, переживают мучения совести. Нравственно-эстетическая сущность детской личности, ее соответствие или несоответствие основным нравственным требованиям, подвергается постоянным изменениям в результате участия ребенка в динамичных общественных отношениях. В них есть нравственно положительные тенденции, а есть и негативные, отрицательно влияющие на ребенка. В процессе деятельности, общения, поведения детей направленность формирования нравственных свойств и качеств их личности может быть выявлена компетентными экспертами — учителями, родителями, детским коллективом. Классный руководитель, используя компетентные суждения, анкетный опрос, собственные наблюдения, сводит всю информацию воедино, анализирует ее, разбирается в несоответствиях, противоречивости суждений и оценивает направленность нравственного развития школьника на данный момент. Такую оценку наиболее рационально производить не реже двух раз в год, что дает динамичную картину нравственного развития учащихся. Выявлением направленности развития личности важно заинтересовать самих детей, используя оценку в качестве средства их самопознания, познания своих товарищей как стимул нравственного самовоспитания и самосовершенствования. Нравственно-эстетическая направленность, тенденция развития нравственных качеств и свойств детской личности оценивается как примерная, хорошая, удовлетворительная и неудовлетворительная. Оценке подвергаются не только поступки, в которых не всегда просматривается истинная суть отношений ребенка к жизни, а именно направленность, тенденция развития нравственной сущности детской личности, объективно отражающихся и выражающихся в поведении, в отношениях, взаимодействиях, суждениях, мнениях детей и взрослых друг о друге. Личность ребенка проявляется во взаимодействиях и взаимоотношениях, возникающих в основных видах детской деятельности: ученье, внеурочной деятельности, труде, общественной деятельности в коллективе, в семье и на улице. Общая оценка тенденции нравственного развития существенно дополняется, конкретизируется и более четко выражается оценкой деятельности ребенка в целостном учебно-воспитательном процессе. Объективными и справедливыми, применимыми ко всем детям критериями оценки их деятельности в учебно-воспитательном процессе являются прилежание и успешность. Эти критерии глубоко демократичны. Все, чем должны овладеть дети в науке, труде, общении, отношениях, вполне доступно каждому нормальному ребенку. Успех зависит от прилежания самого ребенка, его настойчивого стремления добиться цели. Знание уровня прилежания и успешности существенно помогает представить полной, целостной картину личности, способствует более глубокому и объективному ее пониманию. При общей положительной оценке нравственного состояния ребенка проявление им хорошего прилежания, достижение успешности в учебе, труде, общественной работе значительно повышает общую социально-психологическую оценку детской личности. Если же нравственная направленность ребенка оценивается неудовлетворительно, как не отвечающая требованиям — критериям нравственных норм, то даже самое упорное прилежание и высокая успешность в различных видах деятельности не дают основания для его общей положительной оценки. Оценка детской личности может быть выражена в виде «формулы нравственной воспитанности» или «формулы поведения».
«Хорошая» оценка сущности и поведения личности ребенка выставляется также при общей положительной оценке нравственной направленности нравственных качеств и свойств. Имеется также в виду, что ребенок в целом прилежен во всех видах деятельности, уделяя одним из них большее, другим – меньшее внимание. Одним занимается с увлечением, другими – с напряжением воли. При этом успешность, результативность в ученье и труде должны выражаться хорошими и удовлетворительными оценками; ребенок как личность и помощник положительно характеризуется родителями, не является нарушителем общественного порядка, принимает активное участие в работе общественных организаций. Сущность личности и поведение ребенка как «удовлетворительные» оцениваются при условии одобрения всеми «экспертами» общей тенденции ее нравственной направленности. В прилежании и успешности деятельности допустимы колебания. Ученик получает не только пятерки и четверки, но и тройки, даже двойки, которые он стремится исправить. Он прилежно и успешно проявляет себя в одном-двух ведущих видах деятельности, при отрицательном балансе по остальным (успехи в труде, самодеятельности, спорте; срывы в учебе, в культуре поведения, в домашних отношениях. Или наоборот). Важно только, чтобы школьник принимал волевые усилия для исправления недостатков в прилежании и успешности. Особую сложность представляет применение оценки «неудовлетворительно». Из числа учащихся, оцениваемых ею, необходимо исключить школьников-дошкольников и младших школьников. Неудовлетворительная оценка их поведения не является для них педагогически действенным средством. Условия ее действенности возникают в подростковом и юношеском возрастах, когда для школьников особый смысл приобретают самосознание, положительная оценка самого себя и своего отражения в отношениях, в глазах и мнениях товарищей, воспитателей, других людей. Прежде чем выставить неудовлетворительную оценку, необходимо принять все возможные меры к исправлению отрицательной тенденции в направленности личности, дать возможность ребенку искренне осознать свои ошибки и исправиться. Если же воспитанник не оправдал доверия, идет на сознательные нарушения норм поведения, появляются основания для неудовлетворительной оценки. Ее выставление школьнику оправдано тем более, если с его отрицательной нравственной направленностью сочетается отсутствие прилежания и успешности в ведущих видах деятельности, особенно в ученье, труде, общественной работе. Таким образом, в целях выявления нравственной воспитанности детей, получения точной обратной информации о ходе нравственного воспитания необходимо творчески использовать требования-критерии нравственной сущности детской личности, методику выявления и оценки моральных качеств и свойств школьников.
Вопросы и задания:
Литература для самостоятельной работы
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |