КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования. Объект и предмет педагогики
Цели и задачи предмета Общая педагогика Раздел. 1. Основы общей педагогики Тема 1. Педагогика: предмет, основные понятия и категории Лекция 1. Педагогика: предмет, основные понятия и категории
Вопросы: 1.1. Цели и задачи предмета 1.2. Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования. Объект и предмет педагогики. 1.3. Основные функции, задачи, категории.
Литература: 1. Ильин М.В. Изучаем педагогику (краткий конспект лекций). -Мн.: РИПО, 1998. 2. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000. 3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд. - Мн.: Універсіцецкае, 2000.
Цель предмета: формирование у обучаемых основ профессионального педагогического мышления и технологии педагогического труда (освоение слушателями системных знаний о педагогических объектах, процессах, системах на основе междисциплинарных подходов, вариативности представлений и трактовок; осознание смысла и глубины значимости педагогической профессии; роли конкретных предметов как средства обучения и воспитания в личностном и профессиональном становлении и развитии; освоение идеи целостности педагогической деятельности на основе технологической культуры педагога и решение задач профессионального и личностного саморазвития на основе рефлексии своей деятельности). Задачи: 1) усвоение основных педагогических понятий, их содержания, особенностей; 2) осмысление общих суждений из истории зарождения важнейших педагогических идей и их развития; 3) осмысление общих вопросов воспитания и обучения в теоретико-педагогическом и историко-педагогическом аспектах; 4) осознание сущности современных теорий образования; 5) выявление основных тенденций реформирования отечественной образовательной практики; 6) определение педагогических проблем, целесообразных для исследований; 7) выделение и обоснование факторов, влияющих на развитие и формирование личности; 8) осмысление взаимосвязи между структурными элементами образования, социального опыта, педагогической системы и педагогических технологий; 9) анализ основных компонентов педагогического процесса; 10)приобретение практико-ориентированных знаний технологической организации учебного процесса, используя инновационные подходы к проектированию; 11)овладение основами воспитания личности в коллективе и внеклассной воспитательной работы; 12)интерпретация самотворчества, как технологии образования и самообразования.
Слово педагогика происходит от греческого paidagogike (пейдагогике), которое образовано от paidagogos (пейдагогос) – воспитатель, учитель, преподаватель (pais (пейс), paidos (пейдос) – дитя + ago – веду) и означает буквально «детоведение». Формирование педагогики шло от жизненного опыта к теоретическим выводам, обобщениям, педагогическим системам. Педагогическая мысль в древности зародилась и развивалась в системе философии, религии, политики, особенно в философских учениях таких известных философов как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Первым, кто разработал педагогику (главным образом дидактику) как относительно самостоятельную отрасль теоретических знаний, был великий чешский педагог Ян Амос Каменски (1592-1670). Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561-1626). В трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623) среди других отраслей знаний, достойных быть самостоятельными научными дисциплинами, он назвал и педагогику, под которой понимал «искусство обучения чтению». Это было не только признанием ее исключительно важного значения в развитии общества, но и способствовало ее более интенсивному последующему развитию. Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос, что же она изучает. Ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета. Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и теперь существуют три подхода (концепции). Первая концепция. Педагогика — междисциплинарная область знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную науку. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, политика и др.). Вторая концепция. Педагогика – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, социологии и др.) и адаптированных к решению задач в сфере образования или воспитания. Так, на первый взгляд, объектом научной педагогики является любой человек, которого обучают и воспитывают. Однако в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика — лишь прикладная часть психологии, ее «практическое приложение». Этот подход объясняет попытки подменить педагогику психопедагогикой. Фактически сторонники и первой, и второй концепций отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений. Третья концепция. Продуктивной, по мнению В.В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика — это самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения. Объект педагогики. А.С. Макаренко — ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление). При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Предмет педагогики. Не только педагогика изучает образование. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Экономист, изучая уровень реальных возможностей «трудовых ресурсов», продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных ориентироваться в социальной среде, содействовать научно-техническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования — каковы они сегодня и какими должны быть. Психолог изучает психологические аспекты педагогического процесса. Политолог стремится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества. Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностных аспектов образования, связанных с повседневными процессами развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институционной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука — педагогика. Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика: - изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни; - разрабатывает теорию и технологию организации педагогического процесса, - разрабатывает формы и методы совершенствования деятельности педагога и различные виды деятельности учащихся; - разрабатывает стратегию и способы взаимодействия педагога и ученика. Таким образом: Педагогика – «наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности» (Советский энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 979). Педагогика – «совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение» (Педагогическая энциклопедия. Т. 3. – М., 1966. – С. 281.. Педагогика – это наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса. (Современный словарь по педагогике / [сост. Е.С.Рапацевич]. Мн., 2001). «Наука о воспитании…» – так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |