Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности обучения




Идея личностно развивающего обучения вызвала не только у практиков, но и у исследователей стремление как можно быстрее решить ее. При этом основными категориями, посредством которых педагоги стремятся реализовать эту идею, остаются «формы», «методы», «приемы» обучения. Однако с их помощью нельзя не только осмыслить всю сложность обучения как фактора развития личности, но и получить удовлетворительное представление о его личностно развивающей стратегии. Это, естественно, тормозит развитие теории и практики обучения.

Преодолеть этот недостаток можно лишь в том случае, если обратиться к изучению закономерностей и принципов обучения, знание которых позволяет описать данный процесс теоретически и разработать логичную по своей внутренней структуре технологию его реализации. Проблема педагогических закономерностей и принципов является одной из наиболее актуальных в науке. И хотя она многократно подвергалась обсуждению, но до настоящего времени нет четких представлений о том, что является педагогической закономерностью, а что — принципом.

«Закономерность» и «принцип» относятся к числу философских категорий. Закон определяется как внутренняя, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает «определенный порядок причинной, необходимой и устойчивой связи между явлениями или свойствами материальных объектов, повторяющиеся существенные отношения, при которых изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение других». Познание законов позволяет вскрыть не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности.

Образование как целостное явление — одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому его законы, как и законы общества, не есть результат проявления какой-то внешней силы, они являются продуктом его внутренней самоорганизации. В силу этого педагогический законэто категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.

Анализ работ по теории обучения свидетельствует о том, что в них понятие «закон» используется редко, чаще всего оно отождествляется с понятием «закономерность». Однако в философии закономерность — это более широкое понятие, чем закон. Закономерность рассматривается как результат совокупного действа множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон отражает определенную связь, определенное отношение. Поэтому изучение закономерностей обучения — это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических систем.

В обучении находят свое проявление общие законы диалектики. Прежде всего, в силу противоречивого характера процесса обучения, в нем действует закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия в обучении возникают и проявляются в том случае, если есть несоответствие традиционных, устоявшихся представлений и взглядов на процесс обучения современным требованиям, являющимся следствием новых социальных условий, сложившейся образовательной ситуации, изменившихся возможностей развития личности.

Так, происшедшие изменения в экономической, политической и культурной жизни России не только обусловили возникновение нового социального контекста жизни и деятельности человека, но и привели к резкой смене общественных ценностей и установок, востребовали ранее непопулярные качества личности (предприимчивость, деловитость, социальная смелость). Это потребовало изменения содержания и технологий образования. Обнаружение противоречий в обучении, являющихся следствием названных социальных перемен, и определение способов их разрешения относятся к числу наиболее актуальных задач теории обучения, так как затяжной характер их решения сказывается на снижении эффективности обучения.

В процессе обучения довольно отчетливо проявляется действие закона перехода количественных накоплений в качественные изменения. Все интегративные личностные характеристики представляют собой результат постепенного накапливания, наращивания количественных изменений. К ним относятся убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки, потребности личности, индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки. Целенаправленное, последовательное и планомерное решение учебных задач не сразу обнаруживает свою результативность, а лишь по прошествии определенного времени. В результате многократно повторенных действий, упражнений то или иное качество проявляется как устойчивое личностное образование.

Переход количества в качество происходит по механизму отрицания отрицания, т. е. диалектического «снятия» и сохранения существенных свойств и признаков на последующих этапах развития. Так, личностные и психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное человеком. Интегративные качества, прогрессивные устремления и новые формы жизнедеятельности «отрицают» ранее сложившиеся. Наглядное проявление периодических диалектических снятий имеет место при переходе от одного способа решения задач к другому, когда снятием обеспечивается переход к более сложным видам учебной деятельности, в которых и разрешаются характерные для процесса обучения противоречия.

Действие механизма отрицания проявляется в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия складываются в систему, выражая сложный навык (например, устного счета, грамотного письма, выразительного чтения).

Однако поскольку обучение – процесс специфический, он имеет свои особые дидактические закономерности:

- обучающая деятельность преподавателя носит и воспитывающий характер;

- зависимость между взаимодействием педагога с учеником и результатом обучения;

- прочность усвоения учебного материала зависит от систематического повторения изученного;

- обучение происходит только при активной деятельности учащихся;

- соответствие целей ученика целям учителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.