Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активные методы обучения

Методы активного обучения, их классификация

Сущность и классификация методов обучения

Тема 4. Методы обучения

 

Практическое занятие 7. Методы обучения.

 

Цель: осмысление методов обучения в историко-педагогическом аспекте и выбор методов активного обучения. Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и классификация методов обучения.

2. Методы активного обучения, их классификация.

3. Составление обобщенной таблицы иерархии факторов, влияющих на выбор методов обучения.

 

Литература:

1. Лашук А.Д. Формы, методы и технологии обучения. - Мн.,1999.

2. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

 

 

 

Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения.

Слово «метод» греческого происхождения и в переводе на русский язык означает «путь, способ исследования или познания; путь продвижения к истине».

Метод– это совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие:

- « методы обучения– это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю. К. Бабанский);

- «под методамипонимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И. П. Подласый);

- « методы обучения– это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач» (В. А. Сластенин);

- «методы обучения – это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения» (Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М. 2000).

Методу обучения можно дать и такое определение—это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. И тем не менее большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, педагог должен профессионально владеть методами деятельности. Методы обучения должны способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, должны быть правильно подобраны, не допускать перегрузки учащихся на уроке.

В методе обучения находят, таким образом, воплощение особенности работы по достижению цели в соответствии с дидактическими закономерностями, принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а также способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога, совокупностью различных особенностей учащихся и условиями протекания учебного процесса.

Прием обучения — это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, запись учащимися базовых понятий, прием сравнения и т. п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.

Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и наоборот (метод – в прием, прием – в метод), вызванные спецификой обучения.

В педагогике проблема разработки методов обучения и воспитания и их классификации выступает как одна из основных. Мы отвечаем на «вечный» дидактический вопрос: «Как при разумном использовании возможностей детей достичь максимально возможного усвоения ЗУНов, способов мышления и деятельности?»

В связи с тем, что методы обучения имеют много сторон, их можно группировать в системы. Классификация методов обучения является одной из самых острых проблем в современной дидактике. Известны десятки классификаций. Наличие различных точек зрения на эту проблему отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о методах обучения.

В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система.

В практической деятельности учителя сочетают все классификации методов обучения — они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга.

Вот наиболее разработанные из них:

– Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др. считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов:

а) словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия, диспут);

б) наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение);

в) практические (опыты, упражнения, учебно-производственный труд).

Эта классификация считается традиционной. Она основана на издавна существующих трех источниках: практике, наглядности, слове. И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.

– И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин разрабатывали методы обучения исходя из характера учебно-познавательной деятельностиучащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (трансформация раздражителя по нервным центрам): рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т. д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

– Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы, которые, в свою очередь, могут быть подразделены на входящие в них отдельные методы:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (по источнику: словесные, наглядные, практические; по логике: индукция (форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, приходит к одному общему выводу), дедукция (способ исследования, при котором местные положения выводятся из общих положений); по типу мышления: репродуктивные, проблемно-поисковые; по управлению: методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя.);

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы стимулирования и мотивации интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональные стимулы; методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении: поощрение, порицание, предъявление требований);

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля).

– М. А. Данилов и Б. П. Есипов подразделяют методы в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения:

а) методы приобретения новых знаний (устное изложение, показ, самостоятельная работа и др.);

б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике (самостоятельная работа, показ, упражнения, игры и др.);

в) методы по применению знаний на практике (практическая работа, самостоятельная работа и др.);

г) методы закрепления (обсуждение, дискуссия, упражнения и др.);

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения.

– М.И. Махмудов разработал классификацию, где сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения (сочетание способов деятельности преподавателя и учащегося): информационно-обобщающие и исполнительские, объяснительные и репродуктивные, инструктивно-практические и репродуктивно-практические, объяснительно-побуждающие и частично-поисковые, побуждающие и поисковые (М. И. Махмутов).

Различные точки зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Все более четко обозначается многосторонний и комплексный подход к характеристике их сущности.

Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую сторону деятельности учителя. При выборе методов обучения следует руководствоваться такими критериями:

- соответствие целям и задачам развития;

- соответствие содержанию урока;

- соответствие реальным учебным возможностям школьника;

- соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;

- соответствие возможностям самих учителей.

Все названные классификации не лишены недостатков и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс — динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства.

Методы обучения выполняют свои функции в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.

 

Аналитические, синтетические – звуковые методы при обучении письму и чтению

 

 

 

 

Поиск более совершенных классификаций методов обучения продолжается. Методы взаимопроникают и дополняют друг друга. Использование определенного метода предполагает лишь его доминирующее положение на определенном этапе обучения (Ю. К. Бабанский).

 

Активные методы предполагают наличие активной позиции обучаемых в процессе обучения.

Особенности активных методов обучения:

- принудительная активизация мышления, т. е. обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

- обеспечение постоянной вовлеченности обучаемых в учебный процесс, т. к. их активность должна быть достаточно устойчивой и длительной;

- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

- постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе диалоговой и полилоговой формы организации учебного процесса;

- проявление рефлексивной самоорганизации деятельности педагога и обучаемых в учебной коммуникации.

Активные методы обучения – методы обучения, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Они базируются на современных теориях обучения: проблемного, разввающего, программированного обучения

Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. По мнению М.И. Махмутова, проблемное обучение можно назвать также обучением, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развтия мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение он называет также развивающим. Проблемное обучение заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством, последнего, направляющего деятельность учащихся. Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей: 1) сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков; 2) достигнуть высокого уровня развития учащихся, развития способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Важно отметить еще одну из целей проблемного обучения – сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. В проблемном обучении принцип проблемности реализуется: 1) в содержании учебного предмета – это достигается разработкой системы проблем, отражающих основное содержание учебной дисциплины; 2) в ходе развертывания этого содержания в учебном процессе – это достигается построением проблемного обучения по диалогическому типу, где и преподаватель, и учащийся проявляют интеллектуальную активность и инициативу, заинтересованы в обмене суждениями, обсуждают альтернативные варианты решений. Средством управления мышлением учащихся служат проблемные и информационные вопросы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система дидактических принципов | Методы обучения по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.