КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Раскрыть сущность и задачи нравственного воспитания. Определить пути реализации задач нравственного воспитания школьников
Будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, люди должны быть определенным образом организованы, соблюдать соответствующие нормы и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается большое количестворазнообразных средств, правил и предписаний, функцией которых является регуляция поведения людей во всех сферах их жизни и деятельности. Такую регулятивную функцию, в частности, выполняют правовые нормы, различные постановления государственных органов, разные уставы и инструкции, указания и распоряжения официальных лиц и, наконец, мораль или нравственность. Нравственность человека – совокупность его сознания, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований. Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для разных социальных слоев и групп. В нормах, правилах и требованиях морали отражаются те нравственные отношения, которые должны определять поведение и деятельность личности в различных сферах жизни. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, быть бережливым, скромным, честным, правдивым, гуманным и т. д. Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя: - отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам); - отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда); - отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура); - отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу и т. д.); - отношение к себе (честность, правдивость, скромность, принципиальность и т. д.). Нормы и правила морали такого обязательного характера не носят и поддерживаются силой общественного мнения, сложившимися обычаями и традициями. Для этого в этике существуют две моральные категории — добро и зло. Соблюдение нравственных требований и их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение этих норм и требований, отступление от них характеризуются как моральное зло. Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что, одновременно, означает и ее моральное развитие. Поскольку соблюдение моральных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве носителя и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какое огромное значение приобретают нравственное воспитание, повышение его содержательной и педагогической действенности. Таким образом, нравственное воспитание (НВ) – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Как результат нравственного воспитания выступает нравственность человека. Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств. Основные задачи нравственного воспитания: 1. Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения. Высший уровень сформированности нравственного сознания – убеждения. Сознание – наше внутреннее состояние. О росте сознания свидетельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Самая сложная задача – формирование сознания и организация контроля над ним. Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения. Формирование нравственного сознания проходит 4 стадии: 1) Представления (ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо). 2) Понятия (ребенок может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо). 3) Убеждения (ребенок для себя определил, что такое хорошо и что такое плохо). 4) Поступок, действие (ребенок проявляет свои установки в поступках). 2. Воспитание и развитие нравственных чувств — это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью развития у них нравственных чувств (гордость за что-то, кого-то, стыд, сочувствие, ответственность, организованность, пунктуальность и др.). Используются методы: личный пример, внушение, совет и т. д. 3. Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений культуры поведения. Только в деятельности должен отражаться рост нашего сознания. Нравственное воспитание осуществляется в практической деятельности, а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: учебно-познавательную, гражданско-патриотическую, общественную, трудовую, природоохранную, межличностного общения, культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу. Содержание НВ определяется Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в РБ, общими целями воспитания, моралью общества и отражается в Программе воспитания детей и учащейся молодежи в РБ. Само же формирование нравственных отношений и моральных качеств осуществляется также, как и воспитание личностных качеств вообще. Этот процесс включает в себя: - анализ нравственной воспитанности учащихся и формирование у них потребности в ее развитии и совершенствовании; - включение их в морально-гностическую деятельность по осмыслению сущности формируемых качеств и способов их проявления; - выработку нравственных чувств, взглядов и убеждений; - формирование соответствующих навыков и привычек поведения; - развитие способности к проявлению волевых усилий, помогающих преодолевать возникающие трудности и препятствия при соблюдении норм и правил морали. НВ имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического аспекта и к усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии. К средствам НВ относятся общие и специфические методы и формы воспитания: - Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. - Другим методом НВ является вовлечение учащихся в деятельность: трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр. - Создание воспитывающих ситуаций – также один из методов НВ. - Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. - Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей. - К формам нравственного воспитания, кроме специальных уроков, относятся беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции этической тематики. Учитель не должен пренебрегать специальной деятельностью по формированию морали учеников. - Одним из главных методов нравственного воспитания является этическая беседа. - Нравственные упражнения – это имитация ситуаций, в процессе которых отрабатывается воспитание правил и норм нравственного поведения. Они адресованы в основном младшим школьникам. Таким образом, нравственное воспитание осуществляется на всех учебных занятиях через применение системы разнообразных методов, приемов, средств, форм, технологий обучения и воспитания во внеклассной и внешкольной деятельности силами образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования; в процессе осуществления всех остальных направлений воспитания (эстетического, трудового и др.); в процессе межличностного общения и общественной деятельности; в процессе общения с природой, под воздействием СМИ и др. Результатом этой деятельности является нравственная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность испытывать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами и др.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |