КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Раскрыть сущность и задачи эстетического воспитания. Определить пути реализации задач эстетического воспитания школьников
С давних времен люди стремились строить свою жизнь по законам красоты. Недаром Ф. М. Достоевский, размышляя о социальных катаклизмах и трудных путях общественного прогресса, писал: «Красота спасет мир». Именно поэтому огромное значение в обществе придается развитию литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры, в которых воплощаются идеалы прекрасного. Но искусство способствует не только духовному прогрессу общества. Большое влияние оно оказывает на личностное развитие человека и его деятельность. Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика», обозначающим философскую науку о прекрасном. Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Задачи эстетического воспитания: - формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры; - способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата; - формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности; - формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей; выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей. Цель эстетического воспитания – формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты: Эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства. Эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства. Эстетические потребности – необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях. Эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов. Эстетические идеалы – социально и индивидуально обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве. Эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения и воспитания комплексом средств (кино, телефильмы, природа, картины, музыкальные произведения, литература, отношения, СМИ, труд, семья, личность учителя, слово и др.), приемов (отработка культуры соблюдения тишины и порядка, бережливого отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели, доброжелательных отношений и вежливости между учащимися; беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике человека, его манерах; ознакомление с современной модой: встречи с модельерами, артистами и т. д.), методов и форм (беседы, лекции, встречи за круглым столом; «университеты» культуры; клубы друзей искусства; экскурсии, фестивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии, музыкальная фонотека, певческая деятельность, утренники и вечера; «капустники», «посиделки»; посещение кинотеатров и театров и многое др.). Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, технологии. Развитие эстетического восприятия начинается в начальных классах и реализуется за счет восприимчивости младших школьников. Учитель дает задание самим делать рисунки, иллюстрации, пейзажные зарисовки. Основная работа в этом направлении осуществляется в средних и старших классах. В процессе восприятия и сравнения произведений литературы и искусства формируются художественно-эстетические представления. Развитие эстетического вкуса — очень сложная и слабо решаемая проблема. Только приобщая учащихся к высоким образцам литературы, музыки и изобразительного искусства, можно формировать у них подлинно художественные вкусы. В старших классах есть условия для более глубокого понимания искусства. Эстетика должна присутствовать на всех уроках, особенно на уроках художественного цикла; должна проявляться в деятельности учителя, в здоровых человеческих взаимоотношениях, в ближайшем окружении и в быту, в природе, где дети проводят свободное время и т. д. Эстетика поведения должна пронизывать организацию труда и разнообразную практическую деятельность во внеурочное время (уборка класса, насаждение растений, выращивание цветов, чтобы видеть красоту своей деятельности). В процессе внеклассной работы продолжается приобщение учащихся к художественному творчеству и делаются первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Работают кружки и студии по этим областям деятельности, коллективы художественной самодеятельности, организуются встречи с работниками искусства, проводятся художественно-творческие конкурсы, олимпиады. Результаты художественной деятельности оформляются в виде журналов, газет, выставок, концертов и др. Это имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний. Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей. Показателями эстетической воспитанности являются: наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством. Подлинная эстетическая воспитанность школьника проявляется в наличии эстетического идеала и художественного вкуса, органически соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. В современной западной художественной педагогике широко распространен ряд концепций эстетического воспитания. Абстрактно-формалистическое обучение детей в области искусства. Сторонники этой концепции отвергают реалистическое образное, художественное отображение мира, противопоставляют ему идею субъективистского самовыражения художника с помощью цвета, линий, комбинаций абстрактных форм, фантастических художественных композиций. Идея спонтанного художественно-эстетического проявления тесно связана с теорией свободного воспитания. Она исходит из признания природного совершенства художественных задатков ребенка и эффективности их развития путем свободного спонтанного проявления.
12.2. Задачи воспитания: формирование научного мировоззрения, гражданственности, патриотизма, нравственности, позитивного отношения к труду, профессиональной направленности, физической культуры, здорового образа жизни, экологического сознания и эстетического вкуса
Основные задачи работы учреждения образования по формированию научного мировоззрения: 1) добиваться научно-материалистического понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей; 5) убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его закономерностей; в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания человека; 6) вырабатывать у школьников стремления, мотивы и умения совершать поступки в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности; 7) научить школьников оценивать явления природы, общества с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, некоторых пережитков прошлого в сознании людей и др. Научное мировоззрение формируется: а) на всех учебных занятиях; б) во время общения и взаимодействия; в) в процессе разнообразной деятельности школьников; г) во внеклассной и внешкольной работе; д) под воздействием СМИ, телевидения, радио; е) в процессе самообразования и самовоспитания и др. Основные задачи нравственного воспитания: 1. Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения. Высший уровень сформированности нравственного сознания – убеждения. Сознание – наше внутреннее состояние. О росте сознания свидетельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Самая сложная задача – формирование сознания и организация контроля над ним. Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения. Формирование нравственного сознания проходит 4 стадии: 5) Представления (ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо). 6) Понятия (ребенок может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо). 7) Убеждения (ребенок для себя определил, что такое хорошо и что такое плохо). 8) Поступок, действие (ребенок проявляет свои установки в поступках). 4. Воспитание и развитие нравственных чувств — это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью развития у них нравственных чувств (гордость за что-то, кого-то, стыд, сочувствие, ответственность, организованность, пунктуальность и др.). Используются методы: личный пример, внушение, совет и т. д. 5. Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений культуры поведения. Только в деятельности должен отражаться рост нашего сознания. Нравственное воспитание осуществляется в практической деятельности, а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: учебно-познавательную, гражданско-патриотическую, общественную, трудовую, природоохранную, межличностного общения, культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу. Задачами трудового воспитания являются: - формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; - развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; - воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности; - вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. Как результат физического воспитания выступает физическое развитие. К основным задачам физического воспитания отнесены: - укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; - воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; - стремление к физическому совершенствованию; - готовность к труду и защите Отечества; - приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; - обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств; - формирование эстетического восприятия красоты человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Задачи валеологического воспитания: - усвоение учащимися сущности таких понятий, как «жизнь», «здоровье», восприятие их как общечеловеческих ценностей; - формирование умения отличать физическое и нравственное; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; - формирование способности видеть взаимосвязь и взаимозависимость в таких триадах: жизнь – здоровье – окружающая среда; жизнь – здоровье – безопасность; - осознание значимости физического и умственного труда, физкультуры и спорта, туризма, общения с природой. Задачи экологического воспитания: - Просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетически совершенную систему. - Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. - Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности. Углубленное познание ими родной природы, деятельная любовь к ней обогащают и укрепляют патриотизм. - Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранной деятельности учащихся. - Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы. Задачи эстетического воспитания: - формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры; - способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата; - формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности; - формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей; выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.
Практическое занятие 12. Эффективность воспитательной работы в учебных заведениях.
Цель: овладение основами воспитания личности в коллективе и внеклассной воспитательной работы; Вопросы для обсуждения: 1. Выявление и определение эффективного осуществления воспитательной работы в учебных заведениях по основным направлениям воспитания.
Литература: 1. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |