Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Психика и сознание. Структура психики. Ее основные компоненты




Четвертый этап формирования предмета психологии – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики как особой формы жизнедеятельности.

Внутренняя психическая жизнь не существует без внешней, физической. Психика отражает объективную реальность, существующую вне зависимости от нее.

Возникнув в процессе биологической эволюции как особый аппарат управления поведением, психика человека становится качественно иной. Под воздействием законов общественной жиз­ни поведение человека приобретает личностный характер.

Наличие психики позволяет строить последовательную про­грамму действий и производить операции сначала во внутреннем плане (например, осуществлять перебор возможных вариантов поведения) и только потом действовать.

Все сказанное позволяет теперь конкретизировать определе­ние предмета психологии, которое было дано выше: психология — наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющей у человека личностный характер коры головного мозга. Сигнальная деятельность коры головного мозга.

Трудности выяснения специфики психического связаны с тем, что хотя психические свойства и предполагают нервно-физиологическую деятельность, являясь ее результатом, однако эти нервно-физиологические процессы оказываются, по существу,непредставленными в психическом явлении или.как-то «замаскиро­ванными» в нем. Психические процессы содержат в себе харак­теристики внешних объектов (форму, величину, взаимодействие предметов), а не внутренних, физиологических, процессов, при помощи которых эта специфическая черта психического, т. е. отраженность, представленность внешнего мира в состояниях телес­ной системы, возникает и обнаруживается.

Психика человека включает:

1. психические процессы, которые, в свою очередь делятся на:

а) познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, речь. мышление, воображение);

б) эмоциональные (стрессы, аффекты, чувства)

в) воля

2. психические состояния – это определенный уровень работоспособности психики в тот или иной момент деятельности;

3. психические свойства – темперамент, характер, способности, направленность;

4. психические образования – знания, умения, навыки, привычки, убеждения человека.

Как отражение действительностив мозгу человекапсихика характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психи­ки, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологи­ческие характеристики?

Человеческое сознание включает в себя совокуп­ность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, вхо­дят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых че­ловек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процес­сов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, вообра­жение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при не­посредственном отражении воздействующих на мозг раздражите­лей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но от­сутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указан­ных психических познавательных процессов, неизбежно становит­ся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания—закрепленное в нем отчет­ливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории ор­ганического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании эго противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить пси­хическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» — путь, который прохо­дит каждый.человек в детстве, осуществляется в процессе форми­рования самосознания человека.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит фор­мирование целей деятельности, при этом складываются и взве­шиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитыва­ется ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано приро­дой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, ко­торая как закон определяет способ и характер его действий и ко­торой он должен подчинять свою волю»1. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможно­сти осуществлять целеполагающую деятельность, ее координа­цию и направленность рассматривается как нарушение соз­нания.

Наконец, четвертая характеристика сознания — включениев его состав определенного отношения. В сознание чело­века неизбежно входит мир чувств, где находят отражение слож­ные объективные и прежде всего общественные отношения, в ко­торые включен человек. В сознании человека представлены эмо­циональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных забо­леваниях нарушение сознания характеризуется именно расстрой­ством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, ко­торую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких лю­дях и т. д.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, за­крепило и передало ему в языке. Язык— особая объективная система, в которой запечатлен обществен­но-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.

Понятие «сознание» употребляется в психологии психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которы­ми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нару­шении сознания у больного, под сознанием понимают заключен­ные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе дей­ствий собственной личности. Человек, у которого сохранено яс­ное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окру­жающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всехэтихданных управляет своим поведением.

Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают. Низший уровень психики образует бессознательное (подсоз­нательное). Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие «сознание» «сознательное»3), бессоз­нательное представляет собой такую форму отражения действи­тельности, при которой не отдается отчет в совершаемых дей­ствиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.

В область бессознательного входят психические явления, воз­никающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вы­зываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздра­жителями («субсенсорные», или «субцептивные», реакции); дви­жения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повто­рению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует со­знание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и неко­торые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы неверно на том ос­новании, что бессознательное — это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное — это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Дальнейшее рассмотрение отношения психики к мозгу как и отношения психики к окружающей действительности и деятель­ности, которая осуществляется с помощью психического регули­рования, программирования и управления, вызывает необходи­мость обратиться к проблеме развития психики. Только понимая, как возникло, развивалось, изменялось на разных ступенях эво­люционной лестницы психическое отражение, как возникло и фор­мировалось человеческое сознание, можно установить важнейшие закономерности психики и выявить существенные психологиче­ские факты.

Тема 3. Основные разделы и отрасли психологии. Современная психология и ее место в системе наук. Основные принципы и методы психологии.

Современная психология на стыке ряда наук. Промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными — с третьей.

Современная психология в своем развитии как самостоятельная наука обретает прочную естественно­научную основу. Серьезное изучение психологии предполагает познание законов естествознания (общей биологии, физиологии, неврологии, эволюционного учения и т.д.). Ряд отраслей психо­логии, и прежде всего сравнительная психология, зоопсихоло­гия, этология, медицинская психология, патопсихология и неко­торые другие, является вместе с тем разделами естествознания и медицины.

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях фор­мирования, связанных с различными обла­стями практики.

Как же классифицировать эти многочисленные отрасли пси­хологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном принципе развития психики в деятель­ности. Исходя из этого, в качестве основания классификации от­раслей психологии может быть избрана психологическая сторо­на: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда изучает психологические особенности тру­довой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, зако­номерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и рас­положения приборов и станков, средств сигнализации и т. п. Психология труда имеет ряд 'разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными, хотя и тесно связанными друг с дру­гом отраслями психологической науки. Таковы: инженерная психология, изучающая главным образом деятельность оператора в автоматизированных системах управления, решающая проблему распределения и согласования функций междучеловеком и машиной и др.; авиационная психология, исследующая психо­логические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов; космическая психоло­гия, исследующая психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориен­тации, при возникновении особых состояний, связанных с нервнопсихическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма, и т. п.

Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания чело­века. Она исследует формирование у учащихся мышления, изу­чает проблемы управления процессом усвоения приемов и навы­ков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимо­отношения между педагогом и учениками и отношения в учени­ческом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т. д. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, програм­мированного обучения, формирования умственных действий и т. д.); психология воспитания (психологические основы мето­дики коммунистического воспитания, психология ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики); психология учителя, психология учебно-воспита­тельной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведен подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотн ошение психичеспсихичеспсихических яв­лений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на пси­хическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лече­ния больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабаты­вающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подраз­деляется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психо­логия свидетельских показаний, особенности поведения обвиня­емого, психологические требования к допросу и т. п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т. д.; пенитенциарную, или исправтельно-трудовую, психологию, изучающую психологию заклю­ченного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т. п.

Военная психология исследует поведение человека в услови­ях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаган­ды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т. д.

Психология спорта рассматривает психологические особен­ности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведе­нием соревнований.

Психология торговли, широко развитая главным образом в капиталистических странах, выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т. п.

В последнее время началась разработка проблем психологии научного творчества (особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осу­ществлении научного открытия и т. д.). Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка ме­тодов управления эвристическими процессами.

Наконец, следует назвать психологию художественного твор­чества (в области литературы и искусства) и эстетического восприятия— область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьма слабо изученную. Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты разнами в ыступит ряд ее отраслей, в проблематике которых реализуется принцип развития. Возрастная психо логия, изучающая онтог енез различных психичеспсихичеспсихических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психоло­гию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, воз­растные возможности усвоения знаний, факторы развития лично­сти и т. д. Одна из центральных проблем возрастной психоло­гии — проблема обучения и умственного развития и их взаимоза­висимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное ум­ственное развитие в процессе обучения.

Психология аномального развития, или специальная психо­логия, разветвляется на патопсихологию, исследующую откло­нения в процессе развития психики, распад психики при различ­ных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию— нау­ку о патологии психического развития, связанную с врожденны­ми дефектами мозга; сурдопсихологию— психологию формиро­вания ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию— психологию развития слабовидя­щих и незрячих.

Сравнительная психология— отрасль психологии, исследую­щая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление пси­хики животных и человека, устанавливается характер и причи­ны существующих свойств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изу­чает психику животных, принадлежащих к различным система­тическим группам (видам, родам, семействам), важнейшие фор­мы и механизмы поведения. К классическим объектам сравни­тельной психологии (паукам, муравьям, пчелам, птицам, собакам, лошадям, обезьянам) в настоящее время присоедине­ны китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведе­ния животных составляют объект специального изучения в срав­нительно новой отрасли биологии и психологии — этологии.

Если классифицировать ветви психологии с точки зрения пси­хологических аспектов отношений личности и общества, то вы­членяется еще один ряд отраслей психологической науки, объ­единяемых понятием социальная (или общественная) психоло­гия. Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем.

Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуни­кации (радио, телевидение, пресса и т. д.), механизмы и эффек­тивность воздействия средств массовой коммуникации на раз­личные общности людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, обще­ственных настроений, проблемы психологии классов, наций, пси­хология религии.

Социально-психологические явления в так называемых малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы психологиче­ской совместимости в замкнутых группах, межличностных отно­шений в группах, групповой атмосферы, положения лидера и ве­домых в группе, типов группы (ассоциации, корпорации, коллек­тивы), соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причин сплоченности группы, восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентации группы и многие другие. Если иметь в ви­ду, например, семью как малую группу, то к числу важных проблем может быть отнесена динамика отношений между родите­лями и детьми, проблема сохранения авторитета старших и т. д.

Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности). Личность человека является объектом социальной психологии. При этом рассматривают, на­сколько личность соответствует социальным ожиданиям в боль­ших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в которую входит личность, и т. д. К проблемам соци­альной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самочувст­вия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости, коллективизма и индивидуализма, вопросы, связанные с изуче­нием установок личности, их динамики, перспектив личности.

Указанные три круга проблем социальной психологии не мо­гут, разумеется, быть противопоставлены друг другу. Они предстают перед нами в единстве, обусловлен­ном единством личности и общества, совокупностью отношений, в котором определяется сущность личности.

Из всего изложенного видно, что для современной психоло­гии характерен процесс дифференциации, порождающий значи­тельную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, вследствие того что разные ветви психологии тяготеют к различным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т. д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация психо­логии дополняется встречным процессом интеграции, в резуль­тате которой происходит, во-первых, стыковка психологии со смежными науками (через инженерную психологию—с техни­кой, через педагогическую психологию—с педагогикой и т. д), во-вторых, внутри самой психологической науки обнаружива­ются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, на основе утверждающейся в советской психологии точки зрения, согласно которой в трудовой деятель­ности личность формируется не непосредственно, а через трудо­вой коллектив, намечается сближение социальной психологии. и психологии труда.

Понятие общей психологии занимает так называемая общая пс ихология является такой ветвью психологической нческой науки, которая могла бы быть поставлена в один ряд с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и т. д. Общая психология—это особое наименование, употребляемое для характеристики наи­более общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход. Лишь абстрагируясь от 'конкрет­ных исследований, осуществляемых в отраслях психологии, пере­численных выше, можно обнаружить и описать эти общие прин­ципы, методы, закономерности и понятия. Общая психология иногда именуется теоретической и экспериментальной психоло­гией. В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических ' явлений. Общая психология изучает познавательную и практи­ческую деятельность; общие закономерности ощущений, воспри­ятий, памяти, воображения, мышления, психическую саморегу­ляцию; дифференциально-психологические особенности лич­ности человека; характер и темперамент, преобладающие моти­вы поведения и т. д. Результаты исследований в области общей психологии — фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Наиболее правильный путь рассмотрения основных вопросов общей психологии открывает принцип, предложенный выше для выявления структуры всей современной психологии,— принцип развития сознания личности в ее деятельности. Именно он дол­жен быть основой для изложения общей психологии. Этот прин­цип выдвигает на первый план исследование личности и деятель­ности и анализ их важнейших психических проявлений; рассмот­рение познавательной, эмоциональной и волевой сферы личности и деятельности человека, заканчивающееся характеристикой его важнейших индивидуально-психологических особенностей (тем­перамента, характера, способностей).

Методы психологического исследования обнаруживают зави­симость от основных теоретических принципов, реализуемых пси­хологией, и конкретных задач, которые она решает.

Основу объективного метода в психологическом исследо­вании составляет принятый в научной психологии принцип един­ства сознания и деятельности.

Объективными методами в психологии осуществляется изу­чение психики путем исследования объективных условий возникновения.

Основными эмпирическими методами психологического исследования являются беседа, анкета, психодиагностика (тестирование), социометрия, эксперимент.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.