Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природные предпосылки способностей

Тема 17. Виды и уровни человеческих способностей. Развитие способностей.

Способности — индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладе­ния ею. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и на­выками, но сами они к ним не сводятся.

Успех деятельности субъекта зависит от взаимодей­ствия трех компонентов: знаний, умений и мотивации. Действительно, мы постоянно сталкиваемся с примерами того, что успешное выполнение той или иной работы яви­лось следствием хорошо отработанных умений, творчес­кого отношения к делу, глубоких профессиональных зна­ний. Но знания и умения могли быть усвоены в результате упорного труда и при отсутствии у человека способностей к этой деятельности. Значит, знания и умения, обеспечи­вающие успех деятельности, еще нельзя назвать способ­ностями. При наличии же способностей необходимые зна­ния и умения приобретаются легко, человек быстро продвигается в их совершенствовании, достигая значитель­ных результатов в деятельности. С. Л. Рубинштейн счи­тал, что способность становится реальной, когда вбирает в себя систему общественно выработанных операций, одна­ко ядром способности являются не усвоенные, автомати­зированные операции, а качества тех психических процес­сов, посредством которых эти операции регулируются.

Именно качества лежат в основе овладения знаниями и умениями, определяют успешность выполнения деятельно­сти, то есть составляют сущность способностей.

На протяжении длительного времени способности свя­зывались с особенностями строения головного мозга, вы­раженного в строении черепа (френология австрийского врача Ф. Галля).

Глубокий анализ проблемы способностей был осуще­ствлен Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его со­трудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особеннос­ти человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей. Такие генетически детерминиро­ванные особенности нервной системы были названы задат­ками. Задатки весьма многозначны, они являются лишь предпосылками развития способностей. В развитии спо­собностей они выступают лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловлива­ются, но не предопределяются ими.

Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют на фор­мирование и развитие способностей, которые складываются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задат­ки обусловливают разные пути формирования способностей i i влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Виды способностей различают по их направленности, или специализации:

общие способности — индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и про­дуктивность в овладении знаниями и осуществлении раз­личных видов деятельности;

специальные способности — свойства личности, по­могающие достичь высоких результатов в какой-либо об­ласти деятельности.

Каждая способность имеет свою структуру, состоящую из совокупности психических качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности. Различают ведущие и вспомогательные свойства.

Так, по мнению В. А. Крутецкого, ведущими свойства­ми в математических способностях являются:

• получение математической информации (формализованность восприятия, охватывание формальной струк­туры задачи);

• переработка математической информации (логичес­кое мышление, быстрое и широкое обобщение математи­ческих объектов, экономичность и рациональность мыш­ления);

• хранение математической информации (математи­ческая память);

• математическая направленность ума.

Итак, личность как носитель определенных психоло­гических качеств имеет потенциальные возможности для развития способностей. Они превращаются в актуальные, реальные способности, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодейству­ющую систему качеств, благодаря которой достигается успех деятельности. Отсюда становится ясным, что спо­собности очень динамичны, подвижны. Взаимодействие развивающихся психических качеств в условиях выпол­нения различных видов деятельности может выявлять и формировать новые для данного человека способности.

Способности разных людей к одной и той же деятель­ности могут иметь различную структуру благодаря ин­дивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний. Например, у одних людей в структуре мате­матических способностей ведущими являются качества мышления, обеспечивающие операции абстрагирования и переноса, у других — логичность и доказательность, у третьих — память на математическое содержание и гиб­кое оперирование им.

Выполнять тот или иной вид деятельности приходит­ся не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, у кого их нет. Если человек вынужден заниматься этой дея­тельностью, он сознательно или неосознанно будет ком­пенсировать недостаток способностей, опираясь на силь­ные стороны своей личности. По данным Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения либо через другую, более развитую способность.

Существует множество примеров, когда низкий или средний уровень умственных способностей компенсиру­ется широтой знаний или высокой работоспособностью; недостаточные организаторские способности — высоким уровнем самоорганизации и т. п.

Выделяют следующие уровни способностей:

репродуктивный уровень, обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;

творческий уровень, обеспечивающий создание нового, оригинального.

Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктив­ная деятельность включает в себя элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Принадлежность личности к одному из трех человечес­ких типов: «художественному», «мыслительному» или «промежуточному» (по терминологии И. П. Павлова) — определяет в значительной мере особенности их способ­ностей. Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характери­зует художественный тип, относительное преобладание второй сигнальной системы — мыслительный тип, пример­но равное их представительство — промежуточный тип. ' Эти различия в современной науке связывают с функция­ми левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга. Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного типа - преобладание абстракций, логических построений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выразительные признаки характера | Т. А. Писарева Общие основы педагогики Конспект лекций. Диагностика способностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.