КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типовые ошибки в информационных материалах
При анализе различного рода материалов (нормативных, информационных, аналитических и т.д.) можно выделить большую группу логических ошибок, которые делятся на ошибки: в посылках, в отношении тезиса и в аргументации. Подобные ошибки можно классифицировать следующим образом: 1. Ошибки в посылках, т. е. в основаниях доказательств: а) ложное основание, или основное заблуждение, когда доказываемый тезис пытаются вывести из ложных посылок (аргументов); б) предвосхищение основания, или недоказанное основание, когда доказываемый тезис пытаются вывести из таких посылок, которые, может быть, и не ложны, но их истинность еще должна быть доказана. 2. Ошибки в тезисе, т. е. в положении, которое следует доказать. а) подмена тезиса или отступление от него, когда, в ходе доказательства одного тезиса, доказывается уже другой, часто сходный с начальным только внешне; б) чрезмерное доказательство, или когда доказывается так много, что из данных посылок, следует не только тезис, но и возможность какого-нибудь ложного положения. 3. Ошибки в аргументации, т. е. в форме умозаключения, рассуждения: а) тезис не вытекает из посылок, когда в его подтверждение приводятся аргументы, сами по себе верные, но не являющиеся достаточным снованием, а потому и не доказывающие справедливость тезиса; б) поспешное обобщение, когда некоторое свойство, обнаруженное только у небольшой части предметов, переносят на все предметы данного класса только на том основании, что не встречалось предметов, у которых нет этого свойства; в) ссылка на несуществующий аргумент. Индикатором для обнаружения ошибки подобного рода служат слова; «таким образом», «из этого следует», «отсюда вытекает», «следовательно», «иными словами» и т. п.; г) от смысла разделительного к смыслу собирательному. Ошибки такого рода очень часто встречаются там, где речь идет о целях и задачах, но отсутствует их разграничение. 4. Ошибки, связанные с нарушением объема понятий. К числу логических относятся также ошибки классификации (сведение к одному основанию разнородных понятий, целого и его части и т. п.), ошибки в определении понятий, смешение причинной связи с простой последовательностью и т. п. К числу наиболее типичных ошибок, входящих в группу предметных ошибок, следует отнести: ошибки целеполагания; ошибки, связанные со ссылкой на то, о чем не было речи, или, наоборот, с отсутствием разъяснения, которое ранее было обещано; с пропуском части информации, без которой затруднительно или даже невозможно установить корректность перехода от одного тезиса к другому. Сюда же относятся стилистические ошибки, затрудняющие понимание смысла, а подчас и делающие невозможным понять, о чем идет речь. Среди ошибок целеполагания, в свою очередь, можно выделить группу типичных ошибок, связанных со стремлением реализовать идею совмещения несовместимого (одновременно увеличить частоту вращения вала двигателя и создаваемого на этом валу крутящего момента при сохранении неизменной мощности двигателя; в рамках одной и той же системы, функционирующей в природе или обществе, одновременно осуществлять и структурную перестройку, и ускорение процессов и т. п.).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |