Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды малых архитектурных форм

Наряду с природными элементами для их пространственной организации необходимы оборудо­вание, детали внешнего благоустройства, произведения монументального искусства.

Архитектурными деталями открытых пространств, связанными непосредственно с природными элемен­тами, являются: устройства для растений - трельяжи, перголы, вазы и контейнеры для цветов, парковая скульптура, элементы водных устройств - спуски к воде, обрамление водоемов, мостики и т.п.; элементы обработки рельефа - лестницы, пандусы, подпорные стенки, покрытия.

Для композиции садовой мебели, оборудования иг­ровых и прочих площадок, поиска их архитектурной формы важно выявление связей между объектом и окру­жением. Вариаций этих связей может быть множество: природный объект в природном окружении (формован­ная «зеленая скульптура» на поляне в парке), природ­ный объект в окружении городской застройки (зеле­ная скульптура или дерево-скульптура на замощенной площади), декоративная пластика или информационный знак в лесопарке, сквере или на административной пло­щади города и т.д.

Выделяются два аспекта: когда одна и та же ма­лая архитектурная форма соотносится с различной сре­дой, и когда в одной и той же ситуации размещаются разные по цвету, форме, материалу объекты. Например, если оборудование, штампованное из ярких пластмасс, контрастно по отношению к среде лесопарка, нейтрально и уместно на улице современного города, подчинено общему стилю окружения на выставке по промышлен­ной эстетике, то для скамьи из слегка обработанного дерева по отношению к названным средам выстраивает­ся обратный ряд: подчинение, нейтральность, контраст. Если сказать точнее, то скамья из естественного дерева сливается с окружением в лесопарке и контрастна не только на территории выставки современного дизайна, но и на городской улице.

Необходимо учитывать, на каком фоне будет воспри­ниматься ваза (естественный пейзаж или многоэтаж­ная застройка), на композиционную организацию како­го пространства (большого или малого) она рассчита­на, на каком основании будет поставлена (газон, бетон­ное или другое мощение). Парковая ваза может иметь традиционные формы вазы для цветов или сама быть стилизованным цветком. Очевидно, что если ваза заду­мана для цветов, то ее автор принимает во внимание масштаб и структуру растений, цвет и форму цветков, листьев.

Природное в малых архитектурных формах может быть передано или опосредованно, путем художествен­ной стилизации.

В современной практике создания малых архитек­турных форм и элементов внешнего благоустройства наметились два направления: индустриализация произ­водства и сборность; создание индивидуальных малых форм из традиционных строительных материалов - дерева, камня, монолитного бетона и др.

В первом направлении основной прин­цип - создание максимального количества типов гото­вых изделий из минимального числа элементов.

Типизация не исключает использование индивиду­альных малых архитектурных форм. В художе­ственном же отношении острой проблемой остается соотношение стандартного и индивидуаль­ного, ограничение произвольного тиражирования пос­ледних; использование синтетических материалов и соответствующий поиск новых форм.

Существенную группу малых архитектурных форм для озеленения составляют устройства для вьющихся растений - перголы, трельяжи, беседки, «зонтики» и др. Они являются не только декоративными элемента­ми, но и имеют функциональное значение, организуя места отдыха в парках, садах, на пешеходных путях, осо­бенно в южных районах, где постоянной заботой в орга­низации пространства под Открытым небом является создание тени. (В XVIII -XIX вв. распространена была «окказиональная» архитектура - недолговечные соору­жения - триумфальные арки, балдахины, беседки, укра­шенные зеленью и цветами. Эти малые формы исполь­зовались во время религиозных и светских обрядов и празднеств.)

Пергола по конструкции и материалу может быть различной - каменные столбы и деревянные балки по ним, вся деревянная или металлическая. На юге рас­пространены арочные аллеи, увитые вьющимися расте­ниями. Нередко вьющиеся растения высаживают у опор уличного освещения.

Трельяж — деревянная решетка или иная ажурная конструкция из других материалов, применяемая, как и пергола, в качестве основы для вертикального озелене­ния. Трельяжи используются для функционального и композиционного разграничения пространства, выделения мест отдыха и пр.

Понятия «скульптура в пленэре», «парковая скульп­тура» ассоциативно связываются прежде всего с извес­тными дворцово-парковыми комплексами. Там скульп­тура - произведение пластического искусства и не­отъемлемый элемент архитектурного ансамбля. В наше время пластика в пленэре значительно многообразнее по форме, функции, материалу. Это монументы из мра­мора и бронзы, абстрактные композиции из керамики и металла, функциональная (игровая) скульптура из бетона, почти природные формы из дерева и камня

Скульптура в пленэре под влиянием изменчивости цветовой и световой среды обнаруживает новые каче­ства, которые не проявляются в закрытом помещении. Использование декоративных свойств материала и осо­бенностей его обработки - один из художественных резервов пластического искусства. Чаще скульптор, работая под открытым небом, обращается к керамике, металлу, естественному камню, дереву, потому что орга­ничнее всего вписывается в природу природное.

Постоянно находясь в окружении мно­гоэтажной застройки, горожанин все больше утрачива­ет связь с живой природой и чувство сомасштабности своему окружению. Поэтому зна­чение приобретает эстетика деталей городского ланд­шафта, создающих необходимый гармоничный переход от масштаба чело­века к масштабу сооружений.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности использования водоемов в ландшафтном дизайне | Взаимосвязь архитектурных и природных форм. Основные приемы использования малых архитектурных форм в ландшафтном дизайне
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.