Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности проектирования жилой застройки

 

Проектирование открытых пространств жилых тер­риторий начинается с расчета необходимых элементов. Расчетные показатели дифференцируются в зависимо­сти от этажности застройки. В суммарную площадь зе­леных насаждений на территории микрорайона вклю­чаются все озелененные территории, кроме участков школ и детских дошкольных учреждений. При застройке жи­лых территорий, расположенных в окружении лесных массивов или примыкающих к ним, допускается умень­шение суммарной площади зеленых насаждений, но не более чем на 30%.

При планировочной организации микрорайона с са­дом последний проектируется исходя из нормы 2,5 м2 на человека за счет суммарной нормативной площади зеленых насаждений. Проезды, хозяйственные площад­ки, площадки для отдыха, пешеходные аллеи должны занимать не более 30%.

Структура озелененных территорий жилого района включает: парк и спортивный комплекс районного зна­чения, сады или озелененные эспланады микрорайонов, защитные и разделительные зеленые полосы, благоуст­роенные территории общественных центров, школ, дет­ских дошкольных учреждений, первичных жилых комп­лексов.

Выделяя в структуре открытых пространств жилых образований такие элементы, как парки, сады, пешеход­ные эспланады, придомовые полосы, и приступая к рас­смотрению специфики их архитектурно-ландшафтной организации, необходимо помнить, что часть из них по принципам ландшафтной организации близка аналогич­ным «зеленым» объектам города. Например, сад микро­района мало отличается от сквера или одной из зон многофункционального парка. Однако это не касается приемов благоустройства торговых и культурно-обще­ственных центров жилых образований. Детальные ар­хитектурно-ландшафтные решения общественных зон жилых территорий не должны повторять приемы боль­ших площадей, бульваров, а быть более масштабными, создавать ощущение уюта, покоя, защищенности. То же относится к принципам организации на территориях жилой застройки пешеходных трасс, спортивно-физкуль­турных зон.

Жилой двор - наиболее типичное открытое про­странство для жилых образований многоэтажной за­стройки. Его основными элементами являются площад­ки, дорожки, проезды, придомовые полосы, зеленые на­саждения.

Архитектурно-ландшафтная организация дворовых территорий определяется типом жилой застройки: многоквартирная (секционная, коридорная, галерейная) или одноквартирная (коттеджная, усадебная, блокированная с участками, ковровая с небольшими двориками). Про­ектные задачи по организации открытых дворовых про­странств специфичны для нового строительства и ре­конструкции. Проблемы для реконструкции создает рост автомобилизации населения и превращение дворов в хаотичные стоянки, а также очень незначительные сред­ства, отпускающиеся местными властями на поддержа­ние благоустройства.

Садовые дорожки и площадки всех типов в соот­ветствии с действующими нормативами составляют око­ло 15% общей незастроенной территории жилых дво­ров и должны быть предельно удобными.

Площадки устраиваются отдельно для де­тей ясельного, дошкольного и младшего школьного воз­раста. Однако надо учитывать, что при ограниченных внутриквартальных территориях полный нормативный состав ведет к достаточно густому их размещению. Зе­леные разрывы сокращаются до 1,0 и даже 0,5 м, кото­рые игнорируются детьми и взрослыми, в итоге газон и мелкий кустарник вытаптываются. В таком случае лучше строить детские городки, спортивные и хозяй­ственные комплексы, соблюдая нормативную пешеход­ную доступность и оптимальную изоляцию.

Детские игровые площадки должны быть изолиро­ваны от проездов, автостоянок. Их следует располагать с подветренной стороны по отношению к площадкам для мусоросборников, чистки вещей и защищать зелеными насаждениями, декоративными стенками со стороны пре­обладающих ветров

Оптимальные размеры площадки для взрослых 25-75 кв.м. В отдельных случаях допускается устройство площадок до 150 кв.м. Иногда места отдыха взрослых размещаются рассредоточение в виде небольших кур-донеров со скамьями и цветниками вдоль пешеходной аллеи, в виде небольших зон отдыха поблизости от вхо­дов в дома и т.п.

Спортивные площадки проектируются из расчета 1 кв. м на одного жителя. При повышенной плотности застройки спортивные площадки целесообразно груп­пировать и выносить в междворовые пространства, рас­полагая их не ближе 15 м от окон (в указанные нормы спортивных площадок не входят площадки спортивно­го комплекса школ).

Хозяйственные площадки бывают трех типов: для сушки белья, проветривания и чистки верхней одежды, ковров и т.п. вещей, для установки мусоросборников. Площадки для сушки белья и проветривания одежды располагаются равномерно (примерно в 100 м от наибо­лее удаленного подъезда, считая расстояние по проез­дам и дорожкам) и не ближе 20 м от окон. Размер площадок следует принимать от 50 до 100 кв.м. из рас­чета не менее одной площадки на один дом. При много­секционных домах площадки устраиваются из расчета: одна площадка на 500 жителей. Покрытие этих площа­док - газонное или газонно-плиточное. По периметру площадок следует предусматривать полосу зеленых на­саждений (кроме части, примыкающей к стенам без окон).

Площадки для установки мусоросборников и кон­тейнеров должны находиться при домах, не имеющих мусоропроводов, и с такой же доступностью, как пло­щадки для сушки белья и проветривания одежды. В относительной близости к площадке для мусоросбор­ников может размещаться только площадка для выби­вания ковров. Покрытие площадок для мусоросборни­ков только твердое (асфальт, бетон). Площадка для уста­новки мусоросборников при сквозном проезде должна иметь дополнительную площадь размером 3,5 х 8,0 м для остановки автомобиля-мусоровоза. При тупиковом расположении площадки по отношению к проезду она увеличивается на площадь разворотной площадки раз­мером 12 х 12 м.

Все виды хозяйственных площадок должны быть изо­лированы от детских и спортивных площадок, мест от­дыха взрослых зелеными насаждениями. Возможно при­менение защитных стенок из кирпича, бетонных блоков или других материалов, которые очень эффектно обога­щаются средствами вертикального озеленения.

Ширина пешеходных аллей, дорожек, тропинок на жилых территориях зависит от интенсивности движе­ния и принимается соответственно 2,5-3; 1,5-2,5 и 0,5-0,75 м. Для установки вдоль дорожек скамеек для отдыха создаются отступы («карманы») глубиной до 1,5 м. Тропинки шириной 0,5 м обычно покрываются бетонными плитками.

Дорожки и тропинки, как правило, должны иметь одну ширину на всем протяжении. В проектах и натуре нередки случаи, когда аллейно-тропиночная сеть и пло­щадки образуют замысловатые фигуры или вообще не имеют определенной формы. Дорожка на протяжении 25-40 м то расширяется до 5-6 м, образуя «пузыри», то, наоборот, сужается до 1 м. Конечно, автор вправе искать и отстаивать индивидуальность своего решения, но при этом необходимо учитывать возможности материала (по­крытия, бортовой камень, парковые ступени и пр.).

Газон, например, в планировке «не терпит» острых углов, которые всегда срезаются прохожими и вытап­тываются, а мощение площадок и дорожек криволиней­ных очертаний прямоугольной плиткой затруднено.

Максимально допустимые продольные уклоны для пешеходных аллей и дорожек на жилых территориях: транзитные с активным движением - 6-8%, прогулоч­ные - 8-10%, тропинки - 10-12%. Если рельеф пре­вышает допустимый уклон, а дорожка или тропинка не­обходимы в данном месте функционально, то устраива­ют ступени, ступопандусы (уширенные ступени с не­большим уклоном) или дорожку в виде серпантинного спуска.

Дорожки и площадки в зависимости от материала могут быть с твердым покрытием (асфальт, монолитный бетон, сборные бетонные плитки и т.п.) или мягким (облегченным) покрытием (гравийная или кирпичная крошка, улучшенное грунтовое покрытие и т.п.).

Основные пешеходные дорожки и хозяйственные площадки предназначены для круглогодичного исполь­зования. Поэтому конструкция их покрытий должна быть прочной, не размокать от дождей и при таянии снега. На детских площадках рекомендуется устройство по­крытий нескольких типов (так, в зоне размещения спортивно-игровых снарядов - песчаные, в отдельных игровых зонах - гравийные или из бетонных плиток). Наиболее красивым и гигиеничным является газонное покрытие, которое, однако, требует постоянного ухода -полива, стрижки, подсева.

В жилой зоне значительна роль рельефа - как су­ществующего, так и искусственного, насыпного. Обра­щение к пластике рельефа в современном строительстве не случайно: она позволяет одновременно добиться и формальной остроты архитектурно-ландшафтного облика застройки, и функциональной целесообразности. Искус­ственные холмы и обвалования позволяют изолировать внутриквартальные пространства от шума и загрязне­ний транспортных магистралей, расчленить эти простран­ства на более мелкие зоны, использовать склоны для амфитеатров и трибун спортивных комплексов, создать дополнительные игровые ситуации для детей. В ряде случаев искусственный рельеф маскирует хозяйствен­ные и инженерные сооружения и площадки.

Очень важно гармоничное сочетание зеленых насаж­дений с пластикой земли. Так, площадки, лужайки могут быть немного заглублены относительно транспортных проездов и транзитных пешеходных путей, а зеленые откосы и группы деревьев и кустарников усилят необ­ходимую пространственную изоляцию.

Приемы композиции зеленых насаждений на жилых территориях разделяются на регулярные и живопис­ные. Чаще применяются вторые, благодаря которым как бы смягчается жесткость и стандартность массовой ти­повой застройки. Эффективный прием озеленения жи­лых дворов - открытые газоны, лужайки, окаймляемые густыми полосами древесно-кустарниковых насажде­ний, создание свободных групп деревьев, небольших рощ. Устройство зеленых насаждений у площадок различ­ных типов имеет свои особенности. Любая хозяйка зна­ет, что для сушки белья площадка должна хорошо осве­щаться солнцем и проветриваться. В то же время бель­евую площадку необходимо экранировать от возможно­го источника пыли. Хозяйственные площадки необхо­димо изолировать от жилых домов, мест отдыха плот­ными, достаточно высокими зелеными изгородями или сеткой с вьющимися растениями.

На детских площадках важно обеспечить достаточ­ную аэрацию и инсоляцию (в течение дня не менее 50% территории). Следует также обратить внимание на осо­бенности ассортимента растений в зоне детских площа­док. Там не должны присутствовать растения с колючками, ядовитыми и просто несъедобными плодами. Пред­почтение отдается тем деревьям и кустарникам, кото­рые оздоровляюще действуют на окружающую среду -выделяют фитонциды, летучие вещества, способные по­давлять жизнедеятельность ряда бактерий (сосна, мож­жевельник и др.).

Спортивные площадки должны хорошо проветри­ваться, но в то же время иметь шумозащитные экраны в виде зеленых изгородей, а также группы насаждений для защиты играющих от солнца (чтобы не слепило глаза).

В табл. 3 приведены ориентировочные нормы плот­ности посадки деревьев и кустарников для различных функциональных зон. Ориентировочные потому, что толь­ко при комплексном учете всех факторов, в том числе характера рельефа, наличия водоема, высотности и плот­ности застройки (и собственно затененности и про-ветриваемости), можно правильно принять конкретное решение по количеству, ассортименту и композиции зеленых насаждений.

Самостоятельным вопросом является архитектурно-ландшафтная организация участков индивидуальных до­мов, которая зависит от характера подсобного хозяйства. В городах индивидуальные застройщики ведут, как пра­вило, небольшое подсобное хозяйство или не ведут его вовсе, и тогда все их внимание сосредоточено на деко­ративном садоводстве. Для участков декоративного са­доводства возможны различные композиции. В центре участка устраивается зеленый ковер из ухоженного га­зона, по периметру которого размещается миксбордер. Газонная плоскость нередко заглублена относительно всего участка на 1-3 ступени. Другой прием - концент­рация наиболее интересных цветочных композиций в центре (небольшой розарий или водоем с влаголюби­выми растениями, рокарий и др.). При восприятии сада из окон комнат, из интерьера он становится живой кар­тиной.

Принципы планировки и благоустройства участка индивидуального жилого дома зависят от типа застрой­ки (индивидуальная, блокированная) и характера ве­дения приусадебного хозяйства (развитое, сокращенное). Если большое хозяйство не ведется (не содержится скот, нет большого огорода), то планировка и благоустрой­ство участка на селе мало отличается от городского -выделяется минимальная хозяйственная зона, фруктово-ягодный участок и основное внимание обращается на декоративное решение палисадника - полосы от дома до красной линии, а также зоны отдыха.

При участке площадью 0,10-0,12 га выделяют зоны: садово-огородную, хозяйственную, зону отдыха детей и родителей. Огород, как правило, размещают в глубине участка, а сад - вокруг построек или рядом с ними, так как плодовые деревья служат также и украшением. Зону отдыха и палисадник не рекомендуется загромождать чрезмерным количеством разнообразных растений. Очень красиво, когда значительная часть участка отве­дена под газон, который служит прекрасным фоном для декоративных деревьев и кустарников, групп красиво цветущих многолетников. Газон должен иметь такие раз­меры и конфигурацию, чтобы его было удобно косить. В тех же целях композиции из растений следует раз­мещать по периметру лужайки. Дорожки прокладыва­ются только там, где они необходимы. Подъезд к гара­жу или стоянке автомобиля можно сделать, используя минимальные средства, проложив два ряда бетонных плиток только под колеса. Все больше индивидуаль­ных застройщиков придают своему участку характер «зеленой гостиной».

Кратко остановимся на основных вопросах озелене­ния и благоустройства участков школ и детских до­школьных учреждений.

Общеобразовательные школы, как правило, строятся по типовым проектам, в состав которых входит и типо­вое решение планировки участка с соответствующим со­ставом функциональных зон, площадок и других эле­ментов. На площадках для отдыха учащихся 1, 2-х клас­сов размещается преимущественно игровое оборудова­ние. Площадки для учащихся 3, 4, 5 и 6-х классов дела­ют свободными от зеленых насаждений и оборудуют спортивными снарядами. Благоустройство и оборудо­вание площадок для учащихся 7, 8-х классов учитывает более спокойный характер проведения ими свободного времени (беседы, чтение и т.п.). На таких площадках может быть больше цветников, скамеек. Имеются пред­ложения по созданию межшкольных спортивно-игровых комплексов. Вынос с территории школы спортивного ядра делает ее участок компактнее. Эффективнее исполь­зуются не только дорогие городские земли, но и сами спортивные устройства.

По границам участка школы устраивается ветрозащит­ная полоса из деревьев и кустарников шириной 1,5 м. Со стороны магистрали она может быть увеличена до 6,0 м. Если к границе участка школы примыкает микро­районный сад, то с этой стороны ветрозащитные насаж­дения не нужны. Зелеными насаждениями разделяются спортивные площадки, зоны различного назначения. Плотной зеленью отделяется хозяйственная зона. При размещении зеленых насаждений надо предусматривать, чтобы они не препятствовали доступу солнечного све­та в школьные помещения. Высокие деревья рекоменду­ется садить не ближе 10 м от стен школьного здания. С эстетической точки зрения главное внимание уделя­ется архитектурно-ландшафтной организации площад­ки перед главным входом в школу.

При планировочной и ландшафтной организации школьного участка следует учитывать возможность под­хода к школе с разных сторон. В первую очередь следу­ет исключить транзит через учебно-опытную зону, через площадки отдыха. Планировочными средствами мож­но предусмотреть и охрану зеленых насаждений, га­зона.

Детские дошкольные учреждения также возводятся по типовым проектам, которыми четко определен со­став элементов участка. Основная цель озеленения и благоустройства участка - создание благоприятных мик­роклиматических и санитарно-гигиенических условий, эстетической среды. При подборе ассортимента, как уже подчеркивалось при рассмотрении вопросов озелене­ния детских игровых площадок, должны быть исключе­ны деревья, кустарники и цветы с ядовитыми плодами и листьями, а также растения с колючками.

Ориентировочные нормы посадки деревьев и кус­тарников на участках школ и дошкольных учреждений приведены в табл. 3. В целом площадь озеленения со­ставляет около 50%. Участки школ и дошкольных уч­реждений не должны быть изолированы от других ар­хитектурно-ландшафтных пространств жилых террито­рий и города в целом.

Архитектурно-ландшафтная организация жилых тер­риторий во многом зависит от ведущих функций и про­странственной организации прилегающих городских территорий. До последнего времени недостаточно учи­тывались влияние и потенциальные возможности кон­тактных зон, характер взаимосвязей с ними открытых пространств жилых образований. Возможные типы та­ких контактов: жилые образования - водно-парковые зоны; жилые образования - территории промышлен­ных предприятий; жилые образования - обществен­ные центры - локальные садово-парковые зоны и т.д.

Отдельные группы населения отдают предпочтение при выборе среды для отдыха и досуга территориям не внутри жилой застройки, а близко прилегающим к ней и имеющим более высокие ландшафтные качества. По­этому контактные зоны требуют дополнительного бла­гоустройства.

Специфически решаются вопросы архитектурно-ландшафтной организации жилых территорий при ре­конструкции и реставрации сложившейся застройки. Здесь выделяются два объекта проектирования - рядо­вая историческая застройка и памятники архитектуры. В первом случае при расчистке дворов от ветхих стро­ений проводится новое функциональное зонирование, трассируются пешеходные дорожки, разрабатываются схемы планировки, озеленения и благоустройства. При этом новыми посадками объединяются разрозненные озелененные участки в единую пространственную систе­му, которая композиционно должна обогащать застрой­ку. Эти мероприятия более эффективны, если имеется возможность укрупнить кварталы, превратив отдельные улицы (или их отрезки) в пешеходные бульвары. Ис­пользуются и «косметические» средства - создание на основных направлениях восприятия древесно-кустарниковых групп для прикрытия глухих торцов и других элементов малоинтересной, но еще прочной застройки. Большое значение должно придаваться деталям архи­тектуры поверхности земли, в первую очередь воспри­нимаемой людьми и в значительной мере компенсиру­ющей недостатки старой застройки.

Архитектурно-ландшафтные приемы при реконструк­ции определяются ограниченными размерами дворо­вых пространств. При реконструкции открытых про­странств исторически ценной жилой застройки необхо­димо стремиться к максимальной исторической досто­верности элементов благоустройства и озеленения. Если невозможно опереться при принятии проектного реше­ния на документальные данные, более уместно исполь­зовать нейтральные приемы.

Проанализируем отдельные примеры из практики архитектурно-ландшафтной организации жилых терри­торий. Образцом гармонизации жилой среды с макси­мальным использованием природных особенностей стал жилой район Лаздинай в Вильнюсе. Архитекторами с профессиональным мастерством выявлены композици­онные возможности сложного рельефа и зеленых на­саждений. Основная магистраль проложена в естествен­ной лощине, кольцевая улица проходит по бровкам тер­рас. С изменением точек наблюдения открываются все новые многоплановые панорамы жилого района. К со­жалению, существует такое явление, как моральное ста­рение застройки (это, разумеется, не касается ценной исторической). На некоторые комплексы уже через не­сколько лет ложится печать вчерашнего дня. И, видимо, именно гармонией архитектуры и природы можно объяс­нить то, что годы идут, а Лаздинай как пример массовой жилой застройки не стареет.

На рис. 19 был показан фрагмент проекта экспери­ментального жилого комплекса (ЭЖК). В рамках этого эксперимента для Нижнего Новгорода были широко раз­работаны новые принципы благоустройства жилой тер­ритории, т.е. всех открытых пространств - дворов, улиц, бульваров, площадей, парков, набережных и т.д. (авто­ры - арх. Н.Разуваева, С.Кудинова и др.).

Проектировщики рассматривали благоустройство как комплексную архитектурную задачу. Учет потребно­стей населения стал основой проектирования открытых пространств экспериментального жилого комплекса, их ландшафтной архитектуры. Предметная среда в иерар­хии пространств была осмыслена с точки зрения физ­культурных упражнений, прогулок, чтения, игр и др. Бла­гоустройство открытых пространств рассматривалось и как средство удовлетворения эстетических потребнос­тей людей. Специально решались задачи обеспечения условий общения людей, удовлетворения их потребностей в раз­личных формах общественной жизни, в творчестве. Все вместе это было направлено на создание жилой среды, где люди чувствуют себя уютно, «в своей обстановке», но насыщенной духовным, эстетическим содержанием.

В соответствии с поставленными задачами возник дифференцированный подход к пониманию обществен­ной значимости улиц, бульваров, площадей, зон отдыха. С особой тщательностью продумывались входы в жилой комплекс, места скопления людей, зоны ожидания и встреч, прогулочные маршруты. Дворы, неотделимые от жилых домов, составляющие значительную часть жилой территории, проектировались как места для тихого от­дыха, общения, игр и развлечений. Соответственно про­водилось функциональное зонирование, выделялись пло­щадки и озелененные территории. (К сожалению, его реализация по известным причинам затянулась, но идеи проекта не утратили своей методической значимости.) По проекту весь жилой район тремя крупными тер­расами должен спускаться к озеру. Перемещением масс намывного грунта, скульптурным моделированием по­верхности земли должен был создаваться искусствен­ный рельеф в качестве главного средства организации и индивидуализации пространства в каждом из жилых дворов.

Проектом предусматривалось, что деревья, кустарни­ки и цветы дополнят колористическое решение жилой застройки. Возможные варианты:

колорит зеленых насаждений совпадает с цветом зда­ний. Например, сиреневая гамма фасадов зданий перехо­дит в сиреневый же и сиренево-фиолетовый цвет при­домовых полос, где высаживается сирень венгерская, спи­рея сиреневоцветная, в середине двора - посадки липы и лиственницы (их почки, распускаясь весной, образу­ют также сиренево-розовую дымку);

колорит насаждений контрастирует с цветом зданий. Сиреневый цвет зданий переходит в желтый цвет при­домовых полос, создаваемый посадкой форзиции, смо­родины золотистой, акации желтой, чубушника золотис­того;

окраска фасадов сначала как бы переходит в контра­стный цвет насаждений придомовых полос, а к центру двора растения вновь подбираются в гамме, близкой к цвету зданий. Так красновато-коричневые тона зданий могут быть подчеркнуты, как бордюром, белым цветени­ем" кустарника, но и в палисадниках, и в центре двора предусмотрены деревья и кустарники красновато-ко­ричневого и ярко-красного цвета стволов, листьев, пло­дов. Для этого проектируется посадка аронии черно­плодной, боярышника обыкновенного, клена татарского, спиреи обыкновенной.

Озеленению в пространственной организации экспе­риментального жилого комплекса отводилась особая роль. По проекту зеленые насаждения должны были выя­вить планировочную структуру отдельных участков тер­ритории, сформировать различные типы пространств. Учитывая особенности намывных территорий, пред- усматривались посадки крупных деревьев в возрасте 25-30 лет при значительном снижении числа маломер­ных саженцев. В ассортименте посадок увеличивалось количество хвойных деревьев, обогащающих пейзажи в осенне-зимнее время.

В целом озеленение различных зон ЭЖК представ­ляет собой единую и непрерывную систему, которая ре­шается различными архитектурно-ландшафтными при­емами. Пейзажный стиль дворовых пространств и пар­ка дополняется участками регулярно решенных улиц, бульваров, набережных.

Современное состояние ЭЖК показывает, что экспе­римент не был доведен до завершения. Причины раз­личны: недостаток материальных ресурсов, разрушение части домов из-за сложной гидрогеологической ситуа­ции и др. Однако методическое значение научно-проект­ных разработок безусловно сохраняется.

Творческой удачей стали и жилые районы Зеленый Луг-5, -6, -7 в Минске. Авторский коллектив стремился также максимально использовать богатые особенности ландшафта. В Зеленом Луге-5, например, это три холма, разделенные тальвегами, близость пригородных лесных массивов. По трассе бывшей живописной деревенской улицы проложена улица Карбышева. Бережно сохране­на кромка леса. Группы домов, расположенные на хол­мах, подчеркивают выразительность естественного ре­льефа. Перепады его высот выявляются также и коло­ристическим решением сооружений. Большое внимание уделено организации пешеходных пространств.

Требование не превышать определенные высотные отметки при застройке Зеленого Луга-7 повлекло не­обходимость «врезки» жилых домов в рельеф. В резуль­тате во дворах получился своеобразный микрорельеф для создания детских площадок.

К гармоничным архитектурно-ландшафтным обра­зованиям в Минске можно отнести также отдельные зоны жилых районов Восток-1, -2, проспекта Машерова, улицы Серова и др.

Органическому единству архитектуры и природы способствует связь жилых комплексов с водно-зелены­ми пространствами городского значения, например, со Слепянской системой с ее каскадами и бульварами, или с водно-зелеными пространствами восточной части города.

Темпы современного строительства, в первую очередь жилищного, немыслимы без индустриализации, без мно­гократного повторения стандартных элементов и типо­вых зданий, которыми застраиваются значительные тер­ритории. Индустриализация и типизация обусловлива­ют образную унификацию жилой среды и в городе, и на селе, преодолеть которую в значительной мере можно средствами ландшафтной архитектуры.

Архитектор, работающий над планировкой, застрой­кой, благоустройством жилых территорий, должен все­гда идти в своих решениях от ландшафта, тщательно изучая и используя природные данные и завершая про­ект эстетической отработкой деталей преобразованного ландшафта. Вопросы формирования ландшафта жилой застройки необходимо рассматривать от общего к част­ному и обязательно комплексно, не выделяя в отдель­ную задачу озеленение, преобразование рельефа, водное благоустройство, оборудование. Эти задачи становятся в какой-то степени самостоятельными только на ста­дии рабочего проектирования.

Приемы благоустройства, озеленения и цветочного оформления жилых территорий должны отражать осо­бенности природных, социальных, градостроительных ус­ловий, местные традиции. Недостаточный учет этого не позволяет полностью использовать архитектурно-ланд­шафтные средства, а в отдельных случаях ведет к явно негативным последствиям. Средствами озеленения и бла­гоустройства нередко не только не выявляется, но даже, наоборот, нивелируется облик жилых образований. Это происходит, например, при повсеместном применении «равномерно смешанного» ассортимента деревьев и ку­старников (вместо создания дендрологических акцен­тов в виде березовых рощ, липовых и кленовых аллей, садов сирени, жасмина и т.д.). Часто наблюдается хаос в цветочных посадках, постоянная повторяемость не толь­ко стандартных малых форм, но и приемов их компо­новки.

Масштаб жилых образований определяется соотно­шением масс застройки и открытых пространств. Мас­штабность достигается архитектурно-ландшафтными приемами - композицией зеленых насаждений, малы­ми архитектурными формами и элементами внешне­го благоустройства.

Как по городу в целом, так и в границах жилых образований индивидуализация архитектурно-ланд­шафтных решений должна быть связана с учетом осо­бенностей отдельных функциональных зон. Например, живописности древесно-кустарииковых насаждений в саду микрорайона или во дворе жилой группы логич­но противопоставить более регулярные, композицион­но строгие посадки в зоне общественного центра, пеше­ходной эспланады, спортивного комплекса.

Новые архитектурно-ландшафтные приемы (а не про­стое копирование природных мотивов) более целесооб­разны при формировании жилой застройки на терри­тории с невыразительным или даже нарушенным ланд­шафтом. Наоборот, когда ландшафт территории, избран­ной для жилой застройки, своеобразен, отличается жи­вописным рельефом, ценными насаждениями, водоема­ми, - задача проектировщика сохранить все это, выя­вить естественную красоту, тактично дополнив архитек­турными средствами пейзажную характеристику.

Бережное отношение к зеленым насаждениям при проектировании и строительстве дает возможность зна­чительно сократить расходы на благоустройство, а глав­ное, сохранить индивидуальные ландшафтные черты.

Результатом сознательной организации жилой сре­ды архитектурно-ландшафтными средствами должно стать ее активное воздействие на образ жизни горожан, на их отношение к предметной обстановке, формирова­ние их эстетических представлений.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цели и задачи проектирования жилой застройки | Введение. Специальность 080506 – Логистика и управление цепями поставок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.