Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теоретические положения темы. Планирование в системе менеджмента

Планирование в системе менеджмента

 

Изучая предыдущие темы, вы усвоили, что концепция управления как процесса взаимосвязанных функций помогла синтезировать подходы различных школ в единую модель. Модифицированное и уточненное представление управления в виде процесса является широко принятой моделью управления. Поэтому необходимо более глубокое понимание следующих функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля.

В данной теме рассматривается планирование, в том числе и стратегическое, которое обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации достижения поставленных целей.

Как управленческий процесс планирование характеризуется специфическими чертами:

– планирование имеет две стороны: социально-экономическую (определяется социально-экономическими условиями общества) и организационно-техническую (обусловлена кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования);

– планирование как элемент управления носит информационный характер;

– планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства.

С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (10,15 и 20 лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и краткосрочное (до 1 года) планирование. По содержанию плановых решений выделяют: стратегическое, тактическое и оперативно-календарное планирование.

Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

В рамках процесса стратегического планирования можно выделить четыре вида управленческой деятельности:

– распределение ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных и т. д.);

– адаптация к внешней среде;

– внутренняя координация и регулирование;

– организационные изменения.

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. В этих целях разрабатываются краткосрочные планы, которые согласуются с долгосрочными. Краткосрочная стратегия – это своеобразная тактика, которая также планируется.

Тактические планы имеют ряд отличительных черт. Во-первых, составление тактических планов является исключительной функцией руководителей отделов и подразделений (функциональных руководителей). Во-вторых, разработка текущих планов является начальным этапом фазы внедрения процесса стратегического планирования. В-третьих, текущие планы должны соответствовать всем балансовым показателям работы фирмы. Различают функциональные, единовременные и стабильные тактические планы.

Наиболее существенные управленческие функции, посредством которых планы преобразуются в действия, можно представить в виде схемы (рисунок 1).

Основная общая цель организации обозначается как ее миссия.

В широком понимании миссия – это философия и предназначение организации. При таком подходе содержание миссии раскрывается через ценности, верования, принципы, которые положены в основу деятельности организации, а также действия, которые она намерена осуществлять. В узком понимании миссия рассматривается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

 

Рисунок 1 – Процесс стратегического планирования

 

На основе общей миссии формируются цели самой организации. В стратегическом планировании цели являются самым главным и основополагающим компонентом, так как они служат исходной точкой планирования стратегии; лежат в основе организации предприятия; на целях базируется система мотивации предприятия; цели служат базой при контроле и анализе производственно-хозяйственной деятельности.

Цели могут быть общими долгосрочными и конкретными. Общие долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе. Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ, и выражают реально достижимые конкретные результаты в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса.

Основное предназначение внешнего анализа – определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы.

Стратегическое планирование рассматривает внешнее окружение как совокупность двух частей: макросреды (отдаленное окружение) и микросреды (отраслевое или ближнее окружение).

Стратегическими факторами макросреды считаются: экономические, политические, рыночные, технологические, международные, факторы конкуренции, факторы социального поведения. Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то принято рассматривать четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (аббревиатура английских слов): P – политико-правовые факторы, E – экономические факторы, S – социокультурные факторы, T – технологические факторы.

Микросреда включает все заинтересованные группы, которые прямо влияют или находятся под непосредственным влиянием основной деятельности предприятия (акционеры, поставщики, местные организации, конкуренты, покупатели, кредиторы, профсоюзы, торговые и иные организации). Каждая из этих групп использует собственные критерии оценки функционирования предприятия, оценивает его деятельность с точки зрения своих интересов.

При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Для этого проводится управленческое обследование деятельности предприятия. Управленческое обследование – это процесс анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему предприятия.

Управленческое обследование сильных и слабых сторон следует проводить по всем направлениям деятельности организации: маркетинг, финансы, производственные операции, человеческие ресурсы, их качество, профессионализм, мотивация их деятельности, культура и образ организации.

В результате проведения управленческого анализа и анализа деятельности конкурентов предприятие должно определить свои главные достоинства или конкурентные преимущества, в основе которых могут лежать ресурсы предприятия, которые для целей анализа делятся на осязаемые (материальные) и неосязаемые (нематериальные) ресурсы.

Как правило, перед организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы:

– концентрированный (ограниченный) рост;

– интегрированный рост;

– стратегия сокращения;

– сочетание перечисленных трех стратегий.

После того, как руководство рассмотрит имеющиеся стратегические альтернативы, оно выбирает конкретную стратегию, которая может максимально повысить долгосрочную эффективность организации. Но, чтобы сделать стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию организации и ее будущего.

После выбора общей стратегии ее необходимо реализовать. В этих целях разрабатывается краткосрочная стратегия (тактика), которая также планируется и согласуется с долгосрочной стратегией.

Следующим этапом в процессе реализации планов является выработка политики, которая представляет собой общее руководство для действий и принятия решений с целью облегчения достижения целей. Политика формируется высшим руководством на длительный период времени. На основании изложенного можно отметить, что основными компонентами планирования являются тактика и политика, а также процедуры и правила.

После изучения этой темы вы должны усвоить следующие термины и понятия: стратегическое планирование, управленческое обследование, стратегия, стратегия ограниченного роста, миссия, анализ внешней среды, цели, перечень внешних опасностей и возможностей, стратегия роста, стратегия сокращения.

 

 

Контрольные вопросы по теме

 

1 Что представляет собой функция планирования?

2 Почему миссия организации является основой ее существования?

3 Как организация выбирает свою миссию?

4 Каковы характеристики эффективных целей?

5 Кратко рассмотрите процесс управленческого обследования.

6 Какие стратегические альтернативы имеются в распоряжении организации?

7 Как тактика, политика, процедуры и правила помогают реализовать стратегию?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные теоретические положения темы. Научное обоснование системы менеджмента | Основные теоретические положения темы. Организационные отношения в системе менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.